Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат
Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.
187. Харченко В. К. Переносные значения слова. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 198 с.
188. Харченко В. К. Функции метафоры. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. — 87 с.
189. Хахалова С. А. Категории метафоричности: (Формы, средства выражения, функции). Автореф. дис… д-ра филол. наук. 10.02.19; 10.02.04 / Московский пед. ун-т. — М., 1997. — 32 с.
190. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. — 1996 — № 2. — С. 68–77.
191. Черненко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. — 320 с.
192. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). — Екатеринбург, 2001.
193. Чудинов А. П. Учение о метафоре в когнитивной лингвистике // Проблемы языковой концептуализации и категоризации действительности. — Екатеринбург, 2004. — С. 72–81.
194. Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры. Автореф. дис… докт. филол. наук. — СПб., 2003.
195. Чурилина Л. Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 283 с.
196. Шехтман Н. Г. Сопоставительное исследование театральной и спортивной метафоры в российском и американском политическом дискурсе. Автореф. дис… канд. филол. наук (10.02.20). Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — 22 с.
197. Шкуркина Ю. А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений: (На материале произведений А. Блока). Автореф. дис… канд. филол. наук / Калинингр. Гос. ун-т. Тверь, 1998. — 21 с.
198. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
199. Шмелева Т. В. Морбуальная оптика // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 7. — Екатеринбург, 2001.
200. Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких). Автореф. дис… канд. филол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2006. — 23 с.
201. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. — М.: Наука, 1974. — 255 с.
202. Энциклопедия символов, знаков, эмблем I [Авт. — сост.: Андреева В. и др.]. М.: Локид: Миф, 1999. — 556 с.
203. Юрина Е. А. Образный строй языка: единицы и параметры описания // Актуальные проблемы русистики / Отв. редактор Т. А. Демешкина. Вып. 2. Ч. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. — С. 340–348.
204. Юрина Е. А. Образный строй языка. Томск: Изд-во Томского университета, 2005а. — 156 с.
205. Юрина Е. А. Комплексное исследование образной лексики русского языка. Автореф. дис… д-ра филол. наук (10.02.01). Томск: ТГУ, 2005б. — 47 с.
206. Юшкова Я А. Концепт Ревность в художественной прозе Ф. М. Достоевского: лингвокультурологический анализ. Автореф. дис… канд. филол. наук. 10.02.01 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2003. — 18 с.
207. Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всерос. науч. конф. / [редкол.: Одинцова М. П. (отв. ред.) и др.]. В 2 ч. Ч. 1. Омск: ОмГУ, 2000. — 212 с.
208. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против». — М.: Наука, 1975. — 365 с.
209. Якобсон Р. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т. 1. Тарту, 1976.
210. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. — 343 с.
211. Яковлева Е. С. Русский язык за рубежом. 1996. № 1-2-3. С. 47–56.
212. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. — 218 с.
213. Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З. Гиппиус. Автореф. дис… канд. филол. наук. Томск: ТГПУ, 2006. — 30 с.
214. Jackendoff R. Morphological and semantic regularities in the lexicon // Language. Vol. 51. № 3. P., 1975.
Источники
1. Баранов А. И., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. — М., 1991.
2. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей. — М.,2001.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — М., 1980.
4. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М., 1991.
5. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка под ред. Л. А. Новикова. — М., 2001.
6. Русский ассоциативный словарь (РАС) под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1998.
7. Русский семантический словарь: опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову. Под ред. С. Г. Бархударова. — М., 1982.
8. Словарь синонимов русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. М., 2001.
9. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. — М., 1992.
10. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. — М., 1985.
11. Толковый словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. — В 4-х т. — М., 1994
12. Толковый словарь русского языка (ТСО) (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова). — М., 1999.
13. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова. — М, 1986.
14. Частотный словарь русского языка под ред. Л. Н. Засориной. — М., 1978.
Примечания
1
Здесь и далее применительно к материалам РАС: обычным шрифтом представлены данные нечетных словарей (от стимула к реакции), курсивом — данные четных словарей (от реакции к стимулу) (прим. автора).
(обратно)
2
Здесь и далее в контекстах приняты следующие обозначения: контексты выделены курсивом, метафора вместо подчеркивания обозначается жирным прописным курсивом, актуализаторы семантики метафоры вместо пунктирного подчеркивания — прописным курсивом (прим. верстальщика).
(обратно)
Оглавление
· Виталий Валерьевич Рожков . Метафорическая художественная картина мира . А. и Б. Стругацких . (на материале романа «Трудно быть богом»)
· Введение
· Глава 1. Лексическая и концептуальная организация художественного текста
· § 1. Картина мира и концепт как предмет изучения в когнитивной лингвистике
· 1.1 Картина мира. Типы картин мира
· 1.2 Концепт как основная единица картины мира
· § 2. Метафора как средство концептуализации действительности
· 2.1 Определение метафоры и аспекты ее изучения
· 2.2 Функции метафоры
· 2.3 Когнитивная теория метафоры. Миромоделирующая функция метафоры
· 2.4 Метафора как полифункциональный знак текстовой парадигмы
· § 3. Лексическая организация художественного текста как основа его концептуального анализа
· 3.1 Ключевые положения, используемые при анализе текста
· 3.2 Ассоциативное развертывание текста
· 3.3 Концептуальный анализ художественного текста. Предварительные замечания
· 3.4 Текстовый концепт
· 3.5 Этапы концептуального анализа художественного текста
· § 4. Семантическое и ассоциативно-смысловое поле как инструмент изучения национальной и художественной картин мира
· 4.1 Семантическое поле в когнитивных исследованиях
· 4.2 Ассоциативное поле в психолингвистике
· 4.3 Ассоциативно-смысловое поле текста. Текстовое метафорическое поле как разновидность ассоциативно-смыслового поля
· Выводы
· Глава 2. Описание фрагментов наивной картины мира, соотносимых с ключевыми художественными концептами А. и Б. Стругацких
· § 1. Анализ ментальной структуры, репрезентированной лексемами серый, серость в языковой картине мира социума
· 1.1 Цветовая картина мира русского социума
· 1.2 О концептуальной области, репрезентированной лексемами серый, серость и источниках ее изучения
· 1.3 Базовый концептуальный смысл «Цвет»
· 1.4 Концептуальный смысл «Погода»
· 1.5 Концептуальный смысл «Заурядность»
· 1.6. Концептуальный смысл «Малокультурность, необразованность»
· 1.7. Периферийные смыслы в концептуальном содержании, вербализованном лексемой серый
· § 2. Концепт «Бог» как один из ключевых концептов русской наивной картины мира
· 2.1. Истоки концепта и его экспликаторы
· 2.2. Элементы религиозной картины мира
· 2.3. Концепт «Бог» в религиозно-философском дискурсе
· 2.4. Религиозная лексика в лексикографической традиции. Концепт «Бог» в аксиологической парадигме социума
· 2.5 Концепт «Бог» в наивной языковой картине мира
· Выводы
· Глава 3. Концептуальный анализ романа А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»
· § 1. Писатели Аркадий и Борис Стругацкие: «Предтекстовые пресуппозиции»
· § 2. «Серый» как ключевая метафора в организации текста
· 2.1 Цветовая парадигма в «Трудно быть богом»
· 2.2. Концептуальный слой «Неразвитость» в структуре текстового концепта «Серость»
· 2.3 Концептуальный слой «Агрессивность» в структуре ключевого текстового концепта «Серость»
· 2.4 Концептуальный слой «Болезнь» текстового концепта «Серость»
· 2.5 Концептуальный слой «Идеология». «Серое слово и серое дело»
· § 3. Семантический радиус заглавия. Метафорическая тема «Бог» в тексте
· Выводы
· Заключение
· Литература
· Источники . . .