Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание

Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.

Работа состоит из  1 файл

чья то работа Office Word (2).docx

— 336.74 Кб (Скачать документ)

187. Харченко В. К. Переносные значения слова. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 198 с.

188. Харченко В. К. Функции метафоры. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. — 87 с.

189. Хахалова С. А. Категории метафоричности: (Формы, средства выражения, функции). Автореф. дис… д-ра филол. наук. 10.02.19; 10.02.04 / Московский пед. ун-т. — М., 1997. — 32 с.

190. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. — 1996 — № 2. — С. 68–77.

191. Черненко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. — 320 с.

192. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). — Екатеринбург, 2001.

193. Чудинов А. П. Учение о метафоре в когнитивной лингвистике // Проблемы языковой концептуализации и категоризации действительности. — Екатеринбург, 2004. — С. 72–81.

194. Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры. Автореф. дис… докт. филол. наук. — СПб., 2003.

195. Чурилина Л. Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 283 с.

196. Шехтман Н. Г. Сопоставительное исследование театральной и спортивной метафоры в российском и американском политическом дискурсе. Автореф. дис… канд. филол. наук (10.02.20). Екатеринбург: УрГПУ, 2006. — 22 с.

197. Шкуркина Ю. А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений: (На материале произведений А. Блока). Автореф. дис… канд. филол. наук / Калинингр. Гос. ун-т. Тверь, 1998. — 21 с.

198. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.

199. Шмелева Т. В. Морбуальная оптика // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 7. — Екатеринбург, 2001.

200. Шпильман М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких). Автореф. дис… канд. филол. наук. Новосибирск: НГПУ, 2006. — 23 с.

201. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. — М.: Наука, 1974. — 255 с.

202. Энциклопедия символов, знаков, эмблем I [Авт. — сост.: Андреева В. и др.]. М.: Локид: Миф, 1999. — 556 с.

203. Юрина Е. А. Образный строй языка: единицы и параметры описания // Актуальные проблемы русистики / Отв. редактор Т. А. Демешкина. Вып. 2. Ч. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. — С. 340–348.

204. Юрина Е. А. Образный строй языка. Томск: Изд-во Томского университета, 2005а. — 156 с.

205. Юрина Е. А. Комплексное исследование образной лексики русского языка. Автореф. дис… д-ра филол. наук (10.02.01). Томск: ТГУ, 2005б. — 47 с.

206. Юшкова Я А. Концепт Ревность в художественной прозе Ф. М. Достоевского: лингвокультурологический анализ. Автореф. дис… канд. филол. наук. 10.02.01 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2003. — 18 с.

207. Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всерос. науч. конф. / [редкол.: Одинцова М. П. (отв. ред.) и др.]. В 2 ч. Ч. 1. Омск: ОмГУ, 2000. — 212 с.

208. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против». — М.: Наука, 1975. — 365 с.

209. Якобсон Р. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т. 1. Тарту, 1976.

210. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. — 343 с.

211. Яковлева Е. С. Русский язык за рубежом. 1996. № 1-2-3. С. 47–56.

212. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. — 218 с.

213. Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З. Гиппиус. Автореф. дис… канд. филол. наук. Томск: ТГПУ, 2006. — 30 с.

214. Jackendoff R. Morphological and semantic regularities in the lexicon // Language. Vol. 51. № 3. P., 1975.

Источники

1. Баранов А. И., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора. — М., 1991.

2. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей. — М.,2001.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — М., 1980.

4. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М., 1991.

5. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка под ред. Л. А. Новикова. — М., 2001.

6. Русский ассоциативный словарь (РАС) под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1998.

7. Русский семантический словарь: опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову. Под ред. С. Г. Бархударова. — М., 1982.

8. Словарь синонимов русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. М., 2001.

9. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. — М., 1992.

10. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. — М., 1985.

11. Толковый словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. — В 4-х т. — М., 1994

12. Толковый словарь русского языка (ТСО) (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова). — М., 1999.

13. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова. — М, 1986.

14. Частотный словарь русского языка под ред. Л. Н. Засориной. — М., 1978.

Примечания 

1

Здесь и далее применительно  к материалам РАС: обычным шрифтом  представлены данные нечетных словарей (от стимула к реакции), курсивом — данные четных словарей (от реакции  к стимулу) (прим. автора).

(обратно)

2

Здесь и далее в контекстах приняты следующие обозначения: контексты выделены курсивом, метафора вместо подчеркивания обозначается жирным прописным курсивом, актуализаторы  семантики метафоры вместо пунктирного подчеркивания — прописным курсивом (прим. верстальщика).

(обратно)

Оглавление

·  Виталий Валерьевич Рожков . Метафорическая художественная картина мира . А. и Б. Стругацких . (на материале романа «Трудно быть богом»)

·  Введение

·  Глава 1. Лексическая и концептуальная организация художественного текста

·    § 1. Картина мира и концепт как предмет изучения в когнитивной лингвистике

·      1.1 Картина мира. Типы картин мира

·      1.2 Концепт как основная единица картины мира

·    § 2. Метафора как средство концептуализации действительности

·      2.1 Определение метафоры и аспекты ее изучения

·      2.2 Функции метафоры

·      2.3 Когнитивная теория метафоры. Миромоделирующая функция метафоры

·      2.4 Метафора как полифункциональный знак текстовой парадигмы

·    § 3. Лексическая организация художественного текста как основа его концептуального анализа

·      3.1 Ключевые положения, используемые при анализе текста

·      3.2 Ассоциативное развертывание текста

·      3.3 Концептуальный анализ художественного текста. Предварительные замечания

·      3.4 Текстовый концепт

·      3.5 Этапы концептуального анализа художественного текста

·    § 4. Семантическое и ассоциативно-смысловое поле как инструмент изучения национальной и художественной картин мира

·      4.1 Семантическое поле в когнитивных исследованиях

·      4.2 Ассоциативное поле в психолингвистике

·      4.3 Ассоциативно-смысловое поле текста. Текстовое метафорическое поле как разновидность ассоциативно-смыслового поля

·    Выводы

·  Глава 2. Описание фрагментов наивной картины мира, соотносимых с ключевыми художественными концептами А. и Б. Стругацких

·    § 1. Анализ ментальной структуры, репрезентированной лексемами серый, серость в языковой картине мира социума

·      1.1 Цветовая картина мира русского социума

·      1.2 О концептуальной области, репрезентированной лексемами серый, серость и источниках ее изучения

·      1.3 Базовый концептуальный смысл «Цвет»

·      1.4 Концептуальный смысл «Погода»

·      1.5 Концептуальный смысл «Заурядность»

·      1.6. Концептуальный смысл «Малокультурность, необразованность»

·      1.7. Периферийные смыслы в концептуальном содержании, вербализованном лексемой серый

·    § 2. Концепт «Бог» как один из ключевых концептов русской наивной картины мира

·      2.1. Истоки концепта и его экспликаторы

·      2.2. Элементы религиозной картины мира

·      2.3. Концепт «Бог» в религиозно-философском дискурсе

·      2.4. Религиозная лексика в лексикографической традиции. Концепт «Бог» в аксиологической парадигме социума

·      2.5 Концепт «Бог» в наивной языковой картине мира

·    Выводы

·  Глава 3. Концептуальный анализ романа А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»

·    § 1. Писатели Аркадий и Борис Стругацкие: «Предтекстовые пресуппозиции»

·    § 2. «Серый» как ключевая метафора в организации текста

·      2.1 Цветовая парадигма в «Трудно быть богом»

·      2.2. Концептуальный слой «Неразвитость» в структуре текстового концепта «Серость»

·      2.3 Концептуальный слой «Агрессивность» в структуре ключевого текстового концепта «Серость»

·      2.4 Концептуальный слой «Болезнь» текстового концепта «Серость»

·      2.5 Концептуальный слой «Идеология». «Серое слово и серое дело»

·    § 3. Семантический радиус заглавия. Метафорическая тема «Бог» в тексте

·    Выводы

·  Заключение

·  Литература

·  Источники . . .


Информация о работе Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»