Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат
Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.
При анализе концепта среди членов какой-то группы, как правило, выделяется по принципу поля общая ядерная часть и периферия (личностные смыслы), которая может быть специфична для каждого члена этой группы.
Думается, что в ряде случаев за субъективными коннотациями скрывается именно индивидуальная картина мира, сложившаяся под влиянием целого ряда факторов: личный жизненный опыт, воспитание, психологические особенности характера человека и т. д. Эта индивидуальная картина, конечно, опирается на национальную и даже общечеловеческую, но как-то уточняет, а иногда и несколько изменяет ее.
Прежде всего индивидуальная картина мира проявляется в речи человека: в употреблении или неупотреблении тех или иных слов, устойчивых выражений, суффиксов и других языковых элементов, в речевом сознании человека — отношение к тем или иным словам (приятие или неприятие, например, номинаций шоп — магазин, лавка, авоська — сетка, сумка, панель — тротуар, голубая мечта как нечто светлое, заманчивое или как нечто неосуществимое, при этом не всегда осознается субъективность этих предпочтений).
В лексико-семантической
системе индивидуальные речевые
характеристики, отражающие языковую
картину мира, составляют, например,
постоянное неприятие «модных» новых
слов (типа «крутой» в значении «очень
хороший»), редкое употребление иностранных
слов, более современных, вместо привычных
русских, что связано с общим
консерватизмом взглядов на мир; в словообразовании
— употребление, злоупотребление
или избегание эмотивных
В нашем исследовании важны эти разновидности КМ, поскольку общенациональная картина мира является фоном, на основе которого возможно выделить специфику, своеобразие индивидуальной и художественной КМ (ХКМ). Изучение ХКМ дополняется сопоставлением ее с усредненной КМ социума.
Художественная, поэтическая КМ / индивидуально-авторская КМ
В когнитивной лингвистике
существует немало терминов, номинирующих
картину мира автора художественного
текста: индивидуально-авторская
Художественная картина
мира можно, с одной стороны, сопоставить
с индивидуально-авторской
Художественная картина
мира воплощается в художественном
тексте в соответствии с определенными
авторскими интенциями. Если текст
не призван дать однозначный ответ,
то он ведет диалог с читателем
на несколько голосов, не выделяя
в этом хоре ни одного из них (обладает
свойством полифонии, по М. Бахтину),
в нем трудно выделить голос автора.
Концепт в художественном тексте
— это сумма персонажных
Поэтическая картина мира
Н. А. Кузьминой определяется «как поэтическая
альтернатива миру действительному, физическому,
это образ мира, смоделированный
сквозь призму сознания художника как
результат его духовной активности»
[Кузьмина 1999: 227], при этом «своеобразие
поэтической картины мира заключается
не столько в языковых формах, сколько
в избирательности видения
Говоря о специфике художественной картины мира, независимо от термина, ее обозначающего, можно отметить, что она есть «часть общеязыковой в той мере, в какой творческое сознание является частью общенародного сознания. Степень совпадения в каждом случае разная и зависит от творческой манеры автора» [Бутакова 2000: 94].
О художественном концепте, единице художественной картины мира, Д. С. Лихачев пишет следующее: «Концепты создаются не только в индивидуальном опыте человека, и не все люди в равной мере обладают способностью обогащать „концептосферу“ национального языка. Особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям (особенно поэтам)» [Лихачев 1997: 283].
В содержании художественного
концепта у разных поэтов наблюдается
динамика ядра и периферии, связанная
с индивидуально-авторским
О воплощении языковой картины мира в художественном тексте Т. Л. Рыбальченко говорит следующее: «Картина мира формируется и закрепляется в языке, и художественная картина мира, т. е. структура реальности, проявляющаяся в художественном образе, — это вторичная структура, тем не менее она не только реализует языковую картину мира, но и сама порождает новое мироотношение, требующее нового языка. Картина мира в искусстве моделирует не столько знания о реальности, сколько систему ценностных ориентации, дает не полноту представлений о мире, а представление о мире как о целом» [Рыбальченко 2003: 261]. Положение о системе ценностных ориентации и о порождении нового мироотношения в рамках художественного текста кажутся нам принципиально важными.
Метафорическая / неметафорическая картина мира как фрагмент наивной картины мира
В нашем исследовании предметом
рассмотрения служит метафорическая картина
мира, поэтому имеет смысл
На наш взгляд, метафорическая
и неметафорическая КМ соотносятся
как часть и целое, то есть находятся
в партонимических отношениях. В
общенациональной КМ существуют целые
участки, вербализуемые метафорами.
Эти участки имеют характер полей,
что убедительно показывает Г. Н.
Скляревская в работе [Скляревская
1993], в которой описывается
1.2 Концепт как основная единица картины мира
Поставленные задачи описания
текстовых концептов как
Определение концепта и его свойства
В «Кратком словаре когнитивных терминов» дается следующее развернутое определение концепта: «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Понятие концепта отражает представление о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких „квантов“ знания. Концепты позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы, способствуя обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные выработанные обществом категории и классы» [КСКТ 1996: 90].
Понятие концепта пришло из
философии и логики, но за последние
20 лет оно переживает период актуализации
и переосмысления. Разные определения
концепта позволяют выделить его
следующие инвариантные признаки: 1)
это минимальная единица
Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы [Маслова 2004: 47].
Кроме того, к основным признакам
концептов как глубинных
Силой обозначения концепты
существуют, во-первых, в, так сказать,
готовом виде, а во-вторых, не подвергаясь
никакому членению или разложению,
участвуют в процессах
Содержание концепта определяется национальным, профессиональным, личным и другим опытом человека [Лихачев 1993: 5]. Концепт многомерен, в нем можно выделить как рациональное, так и эмоциональное, как абстрактное, так и конкретное, как универсальное, так этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное.
Формирование концептуальных структур
Как мы создаем концептуальные структуры? Е. С. Кубрякова считает, что новый концепт возникает из группы концептов. Этапы такого процесса можно представить следующим образом: выбор концептов из концептуальной системы для их дальнейшей интеграции в единый гештальт; интеграция в объединение, подлежащее означиванию; акт номинации, завершающийся «ословливанием» концептуальной структуры в виде нового сформированного концепта со своим собственным именем и вполне определенной структурой знания, зафиксированной за этим новым обозначением; включение нового обозначения в ментальный лексикон носителя языка, параллельный возможности использовать это обозначение в живой речи [Кубрякова 2004: 317].