Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа
Наша речь, то, как мы выражаем свои мысли, какие жесты при этом используем - очень важно для каждого из нас. Все мы хотим быть идеальными собеседниками для своих друзей, родителей, рабочего коллектива, и желаем, чтобы нас тоже внимательно слушали и не отказывались от нашего общения. В то же время, мы мечтаем о престижной работе, верных друзьях и хороших отношениях с близкими нам людьми. И нередко мы оказываемся у разбитого корыта. Отношения в семье складываются не так, как нам хотелось бы, с работы увольняют, коллеги не доверяют. А собеседование, к которому готовишься несколько недель, с треском проваливается за считанные секунды.
Введение …………………………………………………………………………….…… 3
Глава I. Вербальные и невербальные средства общения …………………….… 6
1.1. Вербальные средства общения ………………………………………..…. 6
1.2. Невербальные средства общения ………………………………….…..… 9
Глава II. Вербальные и невербальные средства в бытовом
и деловом общении …………………………………………………………. 12
2.1. Бытовое общение …………………………………………………………... 12
2.2. Деловое общение …………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ
И
КИНЕМАТОГРАФИИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И
ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Факультет М.К.
Кафедра русского
языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Риторика
Тема: Вербальные
и невербальные средства
в бытовом и деловом
общении
Выполнила:
Соловьева М.В., связи с общественностью
Научный руководитель:
Дата сдачи:
Санкт-Петербург
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
Глава I. Вербальные и невербальные средства общения …………………….… 6
1.1. Вербальные средства общения ………………………………………..…. 6
1.2. Невербальные средства общения ………………………………….…..… 9
Глава II. Вербальные и невербальные средства в бытовом
и деловом общении …………………………………………………………. 12
2.1. Бытовое общение …………………………………………………………... 12
2.2. Деловое общение …………………………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………….. 19
Введение
Актуальность.
Наша речь, то, как мы выражаем свои мысли, какие жесты при этом используем - очень важно для каждого из нас. Все мы хотим быть идеальными собеседниками для своих друзей, родителей, рабочего коллектива, и желаем, чтобы нас тоже внимательно слушали и не отказывались от нашего общения. В то же время, мы мечтаем о престижной работе, верных друзьях и хороших отношениях с близкими нам людьми. И нередко мы оказываемся у разбитого корыта. Отношения в семье складываются не так, как нам хотелось бы, с работы увольняют, коллеги не доверяют. А собеседование, к которому готовишься несколько недель, с треском проваливается за считанные секунды. Так в чем же проблема? Почему нас не хотят слушать и доверять нам? Что мы делаем не так? Возможно, не так говорим или слишком бурно выражаем свои эмоции и мысли посредством жестикуляции?
Дело в том, что мы не умеем правильно использовать свои вербальные и невербальные средства в общении. Не умеем следить за своим невербальным поведением. Наша мимика и жесты часто не совпадают с тем, что мы говорим.
Лишь научившись правильно использовать невербальные и вербальные средства, мы сможем добиться уважения со стороны коллег и внимания к себе со стороны друзей и семьи.
Краткий обзор используемой литературы.
В ходе изучения специальной литературы было выявлено что:
Определение проблемы.
Какую роль играют вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении?
Основная цель и задачи.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей вербальных и невербальных средств и их роли в бытовом и деловом общении.
В курсовой работе решаются следующие задачи:
Формулировка основных положений.
Глава I. Вербальные и невербальные средства общения
1.1. Вербальные средства общения
Вербальные средства общения - это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Рассмотрим устную речь, как неотъемлемую часть живого общения.
То, что мы говорим, какими словами выражаем свою мысль, в какой последовательности подаем информацию собеседнику (с чего начинаем, чем заканчиваем), кратко ли выражаем свою мысль, какие аргументы приводим, имеет огромное значение при вербальном общении. Несомненно, что содержание речи, то, что мы говорим – очень важно при контакте с собеседником, но одно и то же содержание может быть выражено различными людьми совершенно по-разному, то есть каждый человек обладает какими-то своими особенностями речевого поведения.
Речевое поведение проявляется в процессе общения. В учебнике Захарова Д.К., Кибанова А.Я., Коноваловой В.Г. «Этика делового общения» приведены следующие характеристики речевого поведения: качество голоса, произношение слов, манера речи, скорость речи, громкость голоса, модуляция речи. Рассмотрим далее каждую из характеристик подробнее.
На общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения, сильно влияют голос и манера общения. По тембру голоса, паузам, интонации, темпу разговора можно легко понять, как настроен собеседник: положительно или отрицательно, злится он или радуется, спокоен или нервничает.
Любой
человек обладает тем или иным
темпераментом, который и определяет
скорость речи. Ее нельзя изменить, можно
лишь сбить на некоторое время, так как
при настоящей включенности в беседу темп
речи снова восстановится.
Громкость голоса – это индивидуальная особенность каждого человека. Она может быть либо большая, либо малая. По громкости голоса можно судить о чувствах говорящего. Например, слишком громкий голос, обычно, дает понять, что собеседник пытается скрыть свою слабость или неуверенность. Также большая громкость голоса указывает на неспособность человека владеть собой, контролировать свои действия. В отличие от большой, малая громкость голоса в сочетании со спокойным течением речи свидетельствует о сдержанности, скромности, мягкости и вместе с тем робости, нерешительности и немногословности оппонента. Какие-либо изменения в громкости голоса указывают на способность или неспособность управлять эмоциями. К примеру, неясное, расплывчатое усиление громкости голоса даст понять о включенности, заинтересованности собеседника в разговоре. Малое изменение в громкости голоса укажет на умение человека контролировать свои эмоции.
Особенности произношения слов, артикуляции. Неясное и нечеткое произношение слов указывает на неуверенность в себе, слабость характера, вялость, уступчивость. В то время, как ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний свидетельствуют о том, что собеседник имеет осознанную жизненную позицию и обладает дисциплиной. Таким образом, усиливая свою невнятную речь, человек лишь проявляет свою скрытность, неопределенность позиции, стремление к самозащите. Ясная и понятная речь, наоборот, характерна для человека искренне включенного в общение и уверенного в себе.
Модуляция речи. Слабая модуляция речи (подъемы и спады высоты тона) оказывает усыпляющее влияние на собеседника. Монотонный голос, как правило, отражает нечто скрытое, таинственнное. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, собранность, но в некоторых случаях подразумевает отсутствие заинтересованности, страх выступления перед аудиторией, робость. Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на богатство души, открытость, многообразие интересов, глубокие переживания, разнообразие испытываемых чувств и эмоций. Однако, сильная модуляция иногда может обратить внимание слушающего на недостаток внутренней дисциплины. На слабую волю, мягкость, склонность к депрессии может указывать падение высоты тона к концу предложения. Для оживленных, но внутренне уравновешенных людей, творческих натур более характерны ритмичные колебания в речи. Тогда, как для неуравновешенных, нестабильных личностей свойственны неритмичные колебания.
Информация о работе Вербальные и невербальные средства в бытовом и деловом общении