Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа
Цель работы – исследовать активизацию усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки восприятия «музыкального образа» на становление нравственно-эстетической стороны личности подростка;
3. Проанализировать особенности активизации усвоения темы «Музыкальный образ» на занятиях музыки
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы усвоения
подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки
1.1.Изучение основных понятий темы «Музыкальный образ», «Активизация»…………………………………………………………….......5
1.2.Уроки музыки в общеобразовательной школе………………………….11
1.3.Психолого-педагогические особенности изучения подростками
темы «Музыкальный образ»……………………………………………….....17
Глава 2. Эксперетментальное освоение подростками темы
«музыкальный образ» на уроках музыки
2.1. Определение первоначального уровня усвоения темы
«Музыкальный образ»………………………………………………………..22
2.2. Активное освоение подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки…………………………………………………………...……26
Заключение…………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………...34
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Л. Н.
Толстого
Кафедра
молодёжной политики
на
тему:
«Активизация
усвоения подростками
темы «Музыкальный образ»
на уроках музыки»
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета ИСиГН
группы К
специальности Художественное образование
профиль Музыкальное
искусство
Тула, 2011
г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические исследования проблемы усвоения
подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки
1.1.Изучение
основных понятий темы «Музыкальный
образ», «Активизация»……………………………………………
1.2.Уроки музыки в общеобразовательной школе………………………….11
1.3.Психолого-педагогические особенности изучения подростками
темы
«Музыкальный образ»……………………………………………….....
Глава 2. Эксперетментальное освоение подростками темы
«музыкальный образ» на уроках музыки
2.1. Определение
первоначального уровня
«Музыкальный
образ»………………………………………………………..
2.2. Активное
освоение подростками темы «Музыкальный
образ» на уроках музыки…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
Другими словами музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества...и т.д.)
Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них прав омерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.
С музыкой надо жить, а не изучать ее. Звучащая, музыцирующая среда сама начинает воспитывать и обучать. И человек в конце концов не сможет согласиться с тем, что он «музыкальный».
Как известно, в сравнении с другими видами искусств музыка в наибольшей степени воздействует на эмоциональную сферу человека и во многом может содействовать его интеллектуальному развитию, поскольку слушая, воспринимая, исполняя музыкальное произведение человек в тоже время учится мыслить, сравнивает музыкальные явления, обобщает их, что в целом стимулирует художественное и творческое начало, внутренний духовный подъем.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Актуальность данной проблемы определяет выбор темы курсовой работы : « Активизация усвоения подростками темы музыкальный образ на уроках музыки»
Цель работы – исследовать активизацию усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки.
Объект исследования: формирование общеучебных умений у учащихся на уроках музыки.
Предмет исследования: комплекс упражнений направленный на активизацию усвоения подростками темы «Музыкальный образ»
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1.
Рассмотреть задачи и принципы
музыкального образования
2. Проследить влияние процесса слушания музыки восприятия «музыкального образа» на становление нравственно-эстетической стороны личности подростка;
3.
Проанализировать особенности
Глава 1. Теоретические исследования проблемы усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки.
1.1.Изучение
основных понятий темы «Музыкальный
образ», «Активизация».
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Слушание музыкального образа, -
т.е. жизненного содержания, воплощенного
в музыкальных звуках, обусловливает
все остальные грани
Восприятие - субъективный образ
предмета, явления или процесса
непосредственно
Иногда термином восприятия
Образ - субъективный феномен,
возникающий в результате
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.
Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.
Функции образного мышления
С помощью образного мышления
более полно воссоздается все
многообразие различных
В образном мышлении
Образное мышление является не
только генетически ранним
Индивидуальные различия в
В психологии образное
Воображение - психологический процесс,
заключающийся в создании
Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.
Особая форма воображения - мечта.
Это также самостоятельное
Таким образом, активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
На практике, особенно у подростков, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся-подростков разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига подростки не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.
Информация о работе Активизация усвоения подростками темы «Музыкальный образ» на уроках музыки