Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:50, контрольная работа
Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в большой цикл из двенадцати хоров a cappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской хоровой музыки начала XX века. Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия.
Развалину башни, жилище орла"
Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в большой цикл из двенадцати хоров a cappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской хоровой музыки начала XX века.
Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия:
Развалину башни, жилище орла,
Седая скала высоко подняла,
И вся наклонилась над бездной морской,
Как старец под ношей ему дорогой.
И долго та башня уныло глядит
В глухое ущелье, где ветер свистит;
И слушает башня, и слышится ей
Весёлое ржанье и топот коней.
И смотрит седая скала в глубину,
Где ветер качает и гонит волну,
И видит - в обманчивом блеске волны
Шумят и мелькают трофеи войны.
1845г.
Стихотворению свойственен напряжённый драматизм в сочетании с повествовательным характером.Живописный колорит наполнен мрачными тонами. Образы природы психологизируются, "очеловечиваются". Скала "смотрит", "видит", вспоминает. Башня "уныло глядит", "и слушает".
Произведение Полонского - яркая, развёрнутая картина, повествующая о навсегда ушедшем счастье. В ней заложена философская глубина мысли. Драматизм, идущий от содержания стихотворения, - контраст статичного образа башни и живого движения ("Веселое ржанье", "шумят и мелькают"), контраст между прошлым и настоящим.
Стихотворение делится на три строфы. Анализируя стихотворную стопу произведения, можно сделать вывод, что она сочетает в себе признаки ямба (активное начало) и хорея (мягкость окончания):
Тональный ряд c Es c b F b As f (c)
Тематический ряд Г.П. П.П. разработка
тематический ряд а в а1 c d d1 a2
Масштабный ряд 31т.12т.
15т. 17т.
масштабный ряд 7т. + 8т. 9т. 5т. +5т. +7т. 3т. + 9т.
Структурный ряд экспозиция разработка
структурный ряд период не повтор - 1-е предл. период из 3-х вступит. собственного строения начального предложений, часть но разранеквадратный периода модулирующий ботка
Функциональный ряд экспозиция главных тем разработка
функциональный ряд изложение Г.П. развитие изложение П.П. развитие материала Г.П.
Анализ формы и
средств музыкальной
Произведение С.И. Танеева написано для четырёхголосного смешанного хора. Начинается звучанием основной темы в тональности c-moll (Adagio ma non troppo) на p в октавный унисон. Мелодия декламационная, повествовательного характера тонко передаёт содержание поэтического текста. Поначалу точно следует за ним. Размер 44. Затактовое начало лишь подчёркивает слоговое ударение. Мелодия начинается с V ступени - центральной в звукоряде, и постепенно, раскачиваясь в обе стороны, достигает октавного диапазона (d1 - d 2). Чёткий размеренный ритм, октавное звучание, "маршевый" метр придают теме героический характер.
Вторая фраза "седая скала" начинается с видоизменённого начального мотива (ритмическое варьирование, введении мелкой триоли), который получает секвенционное развитие. Унисон сменяется гармонической фактурой. Изобразительным является устремление мелодии вверх. И как просветление, достигнув вершины (g2), появляется Es-dur. Кульминация главной партии подчёркнута ритмическим увеличением, динамически - f, фактурно - дивизией крайних голосов. Отклонение в параллельную тональность осуществляется через сложный оборот: гII43 D7 → Es-dur. Но, достигнув вершины, происходит излом. Мелодия сползает вниз, изображая "старца под ношей ему дорогой". Гармоническая фактура сменяется полифонической в виде канонической имитации. Как приём развития снова использована секвенция, только уже нисходящая. Возвращается главная тональность и прежняя звучность (pp).
Главная партия изложена в форме периода, состоящего из двух предложений не повторного строения. Неквадратный (7тактов + 8 тактов).
После общей паузы вновь звучит главная партия "И долго та башня уныло глядит…", только в тональности b-moll. Произошёл тональный сдвиг - модуляция сопоставление. Главная партия дана в сокращённом виде (лишь первое предложение). В последних двух тактах на словах "и слышится ей" подчёркивается триольный ритм, который звучит сначала поочерёдно в разных голосах, а затем одновременно у всего хора на D-ой гармонии F-dur, предвосхищая появление новой темы.
Но как бы не подготавливалась побочная партия, она резко контрастирует главной. В первую очередь - это внешний контраст: смена темпа (Allegro vivace), переменный метр: 68, сменяющийся 98; стаккато, "баркарольный" ритм сопровождения (♪| ♪ ч ♪ ♪ ч ч | ♪ ч ч ♪ ч), ритмический рисунок основной темы, имитирующий "топот коней" (можно обнаружить общие черты изобразительности с Р. Шуманом в "Смелом наезднике" из "Альбома для юношества"). Тональность F-dur. Побочная партия стремительно врывается в хоровое звучание. Весь её музыкальный материал вырастает из одной поэтической фразы "весёлое ржанье и топот коней". И вот здесь открывается внутренний философский контраст - побочная партия - это яркое героическое прошлое, которое безвозвратно ушло.
Показателен тональный план побочной
партии: первые два предложения изложены
в тональности F-dur, причём, 1 предложение
заканчивается каденцией на D, второе
- на тонике. Третье предложение, больше
напоминающее развитие побочной партии,
отмечено сразу же отклонением в
тональность гармонической
Но при всей контрастности, можно
обнаружить много общего между главной
и побочной партиями: затактовое начало,
восходящая направленность движения,
повторность тематического
С возвращения главной партии начинается разработка. Размер 98 сменяется 44. Темп Largo, тональность f-moll, pp: "И смотрит седая скала в глубину", - в низком регистре в октавный унисон она проводится в альтовой и басовой партиях и звучит как эпиграф. После генеральной паузы, отмеченной фермата, начинается собственно разработка (Tempo I). Главная партия плавно переходит из одного голоса в другой. Получает полифоническое развитие. Противосложением служит подголосок "где ветер качает и гонит волну", звучащий в триольном ритме поочерёдно в разных партиях. Его ритмический рисунок напоминает побочную партию, но характер уже совершенно иной. Создаётся впечатление зыбкой морской волны.
Поэтическая строка "и смотрит
седая скала в глубину, где
ветер качает и гонит волну"
повторяется неоднократно. По сути,
на ней строится весь музыкальный
материал средней части (разработки).
Масштаб её невелик, всего 12 тактов.
Преобладающая тональность
Полифоническое развитие сменяется гармоническим изложением в каденции (DD43 - D). Заканчивается разработка на доминанте основной тональности.
Реприза начинается звучанием побочной
партии в одноименном мажоре (зеркальная).
В отличие от экспозиции гармоническая
фактура уплотняется. Разрастаются
и масштабы темы: 30 тактов. Побочная
партия подвергается тематической и
тональной разработке. Частые отклонения
создают особую напряжённость. В
своём развитии достигает поистине
фанфарного звучания: ff, тональность Es-dur,
quasi tromba - это общая кульминация
всего произведения. Происходят дивизии
в хоровых партиях в
Накал развития прерывается гармонией уменьшённого вводного квинтсекстаккорда основной тональности.
После паузы, которая отграничивает основные разделы хора, проводится главная партия в первоначальном темпе в главной тональности. В своём развитии, также как и в экспозиции, достигает вершины (g2), но уже на слове "высоко", а не "подняла". Происходит смещение смыслового акцента. Графическая волна идёт на спад со слова "подняла", подчёркивая всю тяжесть "ноши".
Нет и Es-dur-а. Натуральный c-moll (фригийский тетрахорд в басу), поступенное нисходящее движение раскрывает весь пессимизм происходящего. Звучность затихает: ff, mf, p, pp. Короткие мотивы, прерываемые паузами, устремлены вниз. И лишь последний аккорд - тоника одноименного мажора напоминает о былом величии.
Заключение
В результате проведённого анализа можно сделать вывод, что хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" написан в сонатной форме. Сонатность в данном произведении приобретает своеобразные черты, не характерные для инструментальных, изложенных в тождественной форме.
Особенностью сонатной формы в
вокальной музыке является завершённость
разделов, их чёткая отграниченность,
замкнутость. Сонатность приобретает
черты контрастно-составной
Наличие основных тем обусловлено содержанием поэтического текста. На примере хора "Развалину башни, жилище орла" можно говорить о двух темах (главной и побочной партии). Связующая и заключительная партии отсутствуют.
Небольшая по масштабу разработка (всего
12 тактов), построенная на материале
главной партии, позволяет судить
о нехарактерности сонатной формы
для вокальной музыки, так как
таковая лишена возможности разработочного
развития. Своеобразным ограничителем
служит поэтический текст. Но включение
разработочности в
Яркость образов композитор достигает
с помощью главных средств
музыкальной выразительности. На первом
месте, конечно, мелодия. Мелодизм Танеева
тесно связан с поэтическим текстом.
Единство музыки и слова способствует
целостности художественного
Органично сочетает гармоническую и полифоническую фактуры. Полифоническое развитие сменяется гармоническим изложением в каденции. В экспозиционных участках использует преимущественно гармоническую фактуру, в разработочных разделах прибегает к полифонии.
Ясность, академичность гармонического языка. Частое использование плагальных оборотов. Логика тонального развития. Сближение главных тем, не в последнюю очередь тонально (одноимённые C-dur и c-moll), в репризе.
Для стройности формы прибегает
к повторению начальной строки поэтического
текста. Как результат - зеркальная
реприза. Повторения строф (или начальных
строк) связаны с важнейшей проблемой
музыкальной формы - проблемой репризности.
Поскольку в вокально-хоровых
формах ведущим является музыкальное
начало, композиторы позволяют себе
преобразовывать структуру
Примерами могут служить и другие хоры С.И. Танеева: "Посмотри, какая мгла", "Вечер", "На могиле", "Прометей". Тяготение композитора к обрамлённости, завершённости, но при этом с трансформацией главных образов.
Точные авторские указания темпов, характера музыки, тонкая динамическая нюансировка помогают в раскрытии образов и являются характерной чертой композитора.
Произведение С.И. Танеева для хора a cappella "Развалину башни, жилище орла" на стихи Я. Полонского является не только одной из вершин хорового творчества, но служит примером индивидуализированной и при этом стройной сонатной формы.
В хоре "Развалину
башни, жилище орла" (соч. 27, № 3) с
большой силой проявилось мастерство
смыслового переинтонирования
Вступает побочная партия (фа мажор). Легко и быстро проносятся воспоминания о прошлом ("веселое ржанье и топот коней"). Следует разработка. Проходит первая тема в октавном унисоне альтовой и басовой партий. Теперь в ее облике уже нет ничего героического. После выразительной паузы музыка принимает несколько элегический оттенок. Тема плавно переходит из голоса в голос. Смежные голоса "омывают" тему мелодически выразительными триолями ("где ветер качает и гонит волну"). Создается одновременно впечатление и зыбкой морской волны, и размышлений – поначалу чуть грустных, а в кульминации (тема у басов, затем у альтов) не лишенных, может быть, и горечи.