Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:50, контрольная работа
Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в большой цикл из двенадцати хоров a cappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской хоровой музыки начала XX века. Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия.
Начинается зеркальная реприза. Здесь образы радостного прошлого достигают кульминации. Побочная тема (теперь в до мажоре) и ее развитие приводят к воинственно звучащим фанфарам (quasi tromba). Не воспоминание ли это о блестящих рыцарских турнирах? В уменьшении, как сжатая пружина, и в ритме второй темы проносится первая тема (см. у альтов). Ее облик снова другой. Стремительный поток музыки неожиданно обрывается на уменьшенном квинтсекстаккорде.
После многозначительной паузы композитор повторяет начало хора, применяет прием обрамления. Здесь общий облик темы тот же, как в начале. Но... динамика иная (senza cresc.). Развиваясь, тема достигает той же "высотной отметки", что и раньше (сопрано - соль второй октавы). Но... теперь тональность остается прежней - минорной, а интонации темы (чуть далее), как бы обессилев, прерываемые паузами, постепенно скатываются, все более никнут. Музыка замирает.
В последнем аккорде робко возникает мажорная терция как дорогое воспоминание о невозвратимом прошлом.
Внимательное выполнение меняющихся метрономических указаний автора при соблюдении основного темпа и характера во многом помогут дирижеру добиться яркости образа и четкости формы, присущих этому произведению.