Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:33, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации учащихся
I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

теоритическое пп.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

Самореализация учащихся представляет собой сознательный целенаправленный процесс взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающий возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.

Сущность самореализации учащихся в музыкальной деятельности состоит в том, что, благодаря сформированному у них педагогами умению последовательной активизации мотивационно-целевого, личностно-технологического и результативно-оценочного ее компонентов, у подрастающего поколения раскрывается творческий потенциал и реализуется естественная потребность в самовыражении посредством изменения доминирующей на занятиях позиции: учащийся-слушатель, учащийся-исполнитель, музыкант-творец.

Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно педагогом и самими обучающимися будут введены в образовательное пространство необходимые внешние условия и реализованы внутренние условия для формирования всех компонентов самореализации в музыкальной деятельности у субъектов.

Формирование педагогом положительного отношения учащегося к самореализации в музыкальной деятельности и соответствующая направленность самого ученика на самореализацию обеспечивает действие мотивационно-целевого компонента; формирование у воспитанника умений самореализации и успешное овладение им "самопроцессов" в музыкальной деятельности содействует активизации личностно-технологического компонента; создание педагогом ситуации самооценивания и рефлексия учащегося субъективных и объективных результатов самореализации задействует результативно-оценочный компонент самореализации.

Реализуя внешние педагогические условия и соответствующие им методы и средства, педагоги обеспечивают личностно-деятельностный подход к организации жизнедеятельности учащихся, отвечающей особенностям их возраста, тем самым инициируя формирование у них внутренний условий, готовности к эффективной самореализации и, как результат, достижение учащимися максимально возможного для каждого из них уровня самореализации в музыкальной деятельности.

Изложенные нами выводы не окончательны. Проведенное исследование не исчерпывает полностью многоаспектную проблему стимулирования самореализации учащегося в музыкальной деятельности и подразумевает дальнейшее изучение способов и методов ее эффективного управления.

 

Библиографический список использованной литературы

1.         Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2.         Алиев, Э.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] (б-ка учителя музыки) - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

3.         Газман, О.С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

4.         Горюнова, Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков [Текст] / Л.В. Горюнова. - Новосибирск, 1969. - 22 с.

5.         Горюнова, Л.В., Школяр, Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки [Текст] / Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр // Музыка в школе. - 1991. - № 2. - С.30-33.

6.         Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку [Текст] / Н.Л. Гродзенская. - М., Просвещение, 1969. - 77 с.

7.         Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Начальная школа. - М., Просвещение, 2001. - С.28.

8.         Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] / М.С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - № 4. - С.28-32.

9.         Коган, Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс [Текст] // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе; АН СССР, Урал. науч. центр; отв. ред.Л.Н. Коган. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. - С.3-34.

10.      Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж-Ж., Песталоцци, И.Г. [Текст]: Педагогическое наследие / под ред. М.В. Кларина, А.Н. Джуринского. - М.: Педагогика, 1987. - 416с.

11.      Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности; под ред.А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. - С.3-19.

12.      Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - с.21-28.

13.      Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования [Текст] // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. - М.: Инноватор, 1995. - С.67-103.

14.      Крылова, Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности учреждений дополнительного образования [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Крылова. - Кострома, 1999. - 23 с.

15.      Личность: внутренний мир и самореализация [Текст]: Идеи, концепции, взгляды / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом "Тускарора", 1996. - 175 с.

16.      Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

17.      Мартынюк, И.О. Самореализация личности как способ формирования ее жизненных целей [Текст] / И.О. Мартынюк // Жизненный цели личности: понятие, структура, механизмы существования. - Киев: Наукова думка, 1990. - С.86-89.

18.      Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.87-94.

19.      Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правил безопасности [Текст] / Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1994. - 156 с.

20.      Методологическая культура педагога-музыканта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред.Э.Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

21.      Михайлов, Н.Н. О потребности личности в самореализации [Текст] // Диалектика потребностей личности в социалистическом обществе. - М., 1985. - С.30.

22.      Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

23.      Недашковская, М.А. Самореализация личности как феномен культуры [Текст]: автореф. … канд. филос. наук / М.А. Недашковская. - Киев, 1990. - 24 с.

24.      Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики [Текст] / И.Н. Немыкина. - Екатеринбург, 1993. - 320 с.

25.      Никитина, Е.А. Педагогическая поддержка самореализации школьника в учении [Текст] // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Саратов: Изд-во Сар. пед. ин-та, 1999. - С.110-116.

26.      Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / Сост.Н.Б. Крылова. - М., 1995. - 113 с.

27.      Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред.Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 228 с. - (Профессионализм педагога).

28.      Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2006. - С.263-269.

29.      Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология [Текст]: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

30.      Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С.6-12.

31.      Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред.Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

32.      Резвицкий, И.И. Личность. Индивидуальность. Общество [Текст] / И.И. Резвицкий. - М.: Политиздат, 1984. - 152 с.

33.      Селевко, Г.К., Селевко, А.Г., Левина, О.Г. Реализуй себя [Текст] - М.: Народное образование, 2001. - 176 с.

34.      Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С.16-21.

35.      Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2004. - 576 с.

36.      Современный философский словарь [Текст] / под общ. ред.В.Е. Кемерова. - Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. - 608с.

37.      Сохань, Л.В., Злобина, Е.Г., Тихонович, В.А. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-педагогического исследования) [Текст] / Л.В. Сохань, Е.Г. Злобина, В.А. Тихонович. - Киев: Наукова думка, 1987. - 270 с.

38.      Сулейманова, С. Самореализация подростка как ключевая категория дополнительного образования [Текст] / С. Сулейманова // Философия образования и реформа современной школы: материалы городской науч.-практ. конф.; Комитет по образованию и науке администрации г. Перми; Центр развития образования им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2002. - 204 с.

39.      Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры [Текст]: книга для учителя (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

40.      Теория и методика музыкального образования детей [Текст]: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская [и др.]. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

41.      Тихомирова, Е.И. Самореализация школьников в коллективе [Текст]: Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Е.И. Тихомирова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

42.      Тухтаманов, Н.Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Тухтаманов. - СПб., 1997. - 24 с.

43.      Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

44.      Философы России 19-20 столетий [Текст]: Биографии, идеи, труды: энциклопедический библиографический словарь. - М.: Книга и бизнес, 1995. - 751 с.

45.      Хвостова, И.А. Структура музицирования как вида активной творческой деятельности [Текст] / И.А. Хвостова // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: межвузов. сб. науч. трудов; отв. ред. Т.А. Стахи. - Тамбов: МИНЦ, 1998. - Вып.4. - С.22-29.

46.      Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен [Текст] / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1994. - 260 с.

47.      Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).

48.      Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] / Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 1997. - 267 с.

49.      Чепурных, Е.Е., Волохов, А.В. Концептуальные основы теории и практики социализации ребенка в детских общественных организациях [Текст] / Е.Е. Чепурных, А.В. Волохов // Современные концепции воспитания: материалы конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - 2000. - С.73-84.

50.      Чернявская, Г.К. Личность: проблемы самореализации [Текст] // Социально-политический журнал. - 1996. - № 4. - С.134-143.

51.      Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 512 с.

52.      Щетинин, М. Еще о педагогических оценках на уроке музыки [Текст] / М. Щетинин // Музыка в школе. - 1987. - № 3. - С.59-63.

53.      Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

54.      Эстетическое воспитание молодежи: проблемы и опыт [Текст]. - Минск, 1986. - С.26.

55.      Якиманская, И.С. Саморазвитие [Текст] / И.С. Якиманская // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: Инноватор, 1995. - С.82.

 

Приложения

Приложение А. Коллекция учебных творческих проектов учащихся

1. Проект: "Мой музыкальный инструмент"

Класс: 2

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

Цель: Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.

Задачи:

Изготовление шумовых инструментов, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.

Развитие исследовательских, коммуникативных, презентационных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.

Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире.

Работа над проектом.

Учитель сообщает учащимся о том, что предстоит необычная работа, выполнять которую нужно будет, разделившись на группы. Первым делом педагогом должен быть сделан акцент на важности того продукта, который дети должны сделать: придумать и изготовить из подручных материалов (баночек, крышечек, крупы, пуговиц, столовых принадлежностей) шумовые инструменты для того, чтобы пользоваться ими на уроке для исполнения сопровождения музыкальных произведений. Но также надо сделать такие рекомендации, по которым и другие ребята смогут сделать точно такие же инструменты.

Сразу определяется алгоритм работы учеников:

Исследовать всё в доме и на улице, что может издавать необычные шумовые звуки, при недостатке идей обратиться в библиотеку.

Пользуясь этими исследованиями, попытаться смастерить шумовой инструмент.

При затруднении можно обратиться к родителям или учителю для помощи.

Описать, как и из чего можно изготовить такой же инструмент.

Рассказать о своём инструменте на уроке ребятам и показать, как он звучит, используя известную песню.

2. Творческий проект "Эх, частушка, как ты хороша!"

Этот проект представляет собой творческий конкурс сочиненных частушек о своем классе. Целью проекта является желание учителя развить интерес к предмету, погрузить детей в подлинно творческую атмосферу, закрепить на деле знание принципов построения частушки, воспитать деятельных, неординарно мыслящих личностей.

Информация о работе Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности