Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:33, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации учащихся
I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

теоритическое пп.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

Мы предоставили учащимся следующий алгоритм работы с презентациями:

1. Разбиться на творческие группы по интересам.

2. Выбрать лидера-организатора и распределить обязанности.

3. Получение задания. Поиск и сбор информации.

4. Коллективная работа: сортировка информации.

5. Консультация и редактирование информации с учителем.

6. Защита презентации.

Для учителя алгоритм работы с презентациями представляет собой другую последовательность:

1. Выбор темы по изученному разделу.

2. Постановка целей и задач перед учащимися.

3. Знакомство с источниками информации.

4. Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.

5. Оценка творческой презентации.

В процессе использования нами информационных коммуникационных технологий на уроке музыки дети постигали и осваивали закономерности музыкального языка, учились осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширило кругозор учащихся, раздвинуло горизонты их исполнительской деятельности, дало возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Действительно, данная форма организации обучения позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке творческого проекта. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса. Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности детей при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем самообразовательной активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества с педагогом.

Наша деятельность для активизации результативно-оценочного компонента самореализации включала: предоставление ряду учащихся полномочий руководителя мини-групп, оснащение детей необходимыми методическими материалами для самостоятельной учебной, исследовательской, практической деятельности, разработку комплекса творческих заданий, требующих проявления творческих качеств, оценка результатов музыкально-творческой самореализации воспитанника.

Как показала практика, творчество, самостоятельность, уровень самоорганизации и приобретенных знаний учащихся, их заинтересованность в успехе, ориентация на рефлексию результатов своей музыкальной деятельности и дальнейшее самосовершенствование - все это определило способы и формы деятельности субъектов:

участие в проведении досуговых, познавательных программ;

выступление с творческими отчетами, сообщениями, докладами на занятиях;

участие в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня.

Наиболее эффективными показали себя следующие методы: проблемный метод, проектный метод, эвристические методы ("мозговой штурм", "мозговая атака" и др.), исследовательский метод (предполагающий использование концепций развивающего обучения), оценка результатов самореализации учащихся и др.

Оценивание педагогом и взаимооценивание учениками способствуют в дальнейшем самооцениванию учащимися, рефлексии. Проблема оценивания учащихся на уроке музыки сейчас приобретает все большую значимость в педагогической науке и практике и до сих пор остается одной из наиболее дискуссионных. Какими баллами оценивать мысли учащихся, мнения, достигнутые ими уровень восприятия музыки, степень овладения музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке.

Большинство педагогов понимает необходимость и важность оценивания на уроках музыки. Особое значение имеет ориентированность оценивания на овладение способами самореализации.

На уроках музыки (и во внеклассной работе) учитель может применить различные виды оценок (предварительную оптимистическую, оценку - организующее воздействие, корректирующе-оценивающую, дисциплинарную, поддерживающую и т.д.). Большое значение для нас в рамках данной работы имели предметная и персональная, результативная и процессуальная оценки.

Предметной педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результат деятельности, но не сам ребенок. Персональные педагогические оценки относятся к учащемуся (старание, прилежание). В случае предметных оценок внимание субъекта акцентируется на оценивании того, что он делает, а в случае персональных - на оценивании того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет [52].

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, не принимая в расчет, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Однако, непосредственно обеспечивает овладение учащимися навыками самооценки, на наш взгляд, содержательная оценка. С точки зрения общей педагогики, содержательное оценивание - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с эталоном. Развернутая содержательная оценка включает в себя: стимулирующее отношение педагога к учебному труду школьника; полное, всестороннее описание эталона (самим педагогом или учащимися с помощью педагога) в целях придания ему обоюдности; описание способа соотнесение результата деятельности с эталоном; выявление недочетов в формируемых результатах обучения; определение ближайших задач и построение плана для самосовершенствования.

Можно выделить следующие виды содержательной оценки: внешнюю (оценка школьника педагогом или одноклассниками) и внутреннюю (оценка школьником хода и результата собственной учебно-познавательной деятельности). В качестве эталонов могут выступать планы, понятия, правила, способы деятельности, точки зрения и т.д. Содержательная оценка учителя на уроках музыки должна включать различные виды эталонов, связанные с целями и задачами обучения музыке. По мнению Л.В. Горюновой, такими ведущими задачами являются формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образовательного мышления и вкуса [4].

Более интересным, на наш взгляд, является различение эталонов в соответствии со структурными компонентами музыкальной культуры, выделенными сотрудниками лаборатории музыкального искусства художественного образования РАО под руководством Л.В. Школяр:

музыкальный опыт школьников (критерии - уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения ребенка к той или иной музыке - что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее);

музыкальная грамотность (критерии - степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки; наличие у ребенка способности "открывать себя" через музыку; степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящем за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание; степень ориентированности детей в музыкально-драматических процессах, в выразительных средствах, понимание их организаций в конкретном произведении в опоре на закономерности музыкального искусства);

музыкально-творческое развитие (критерии - какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации; как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирая формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.; насколько он оригинален и выразителен в своем смысле и формах его воплощения; насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности; самостоятельность творческого поиска) [40, с.97-99].

Содержательное оценивание педагога и одноклассников обеспечивает в совокупности с самооцениванием, самоанализом ученика успешное осуществление процесса самореализации, развивает его самокритичность, восприимчивость к другому мнению, способность к рефлексии. Все это позволяет субъектам самосовершенствоваться при помощи музыки.

Самое сложное для детей - это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их, таким образом, развивается самостоятельная оценочная активность. Способы самооценивания и рефлексии на уроках музыки могут реализовываться как в аспекте коллективной мыследеятельности, так и в ходе самонаблюдения, самоанализа, самокритики и т.д. (одной личности).

С нашей точки зрения, самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога. Например:

Педагог: Саша, тебе понравилось твое исполнение? Все получилось, как ты хотел? Тебе хочется что-то изменить?

Ученик: У меня все получилось!

Педагог: Меня тоже порадовал твое пение, но мне бы хотелось, что бы ты более четко произносил слова, чтобы их смогли понять, даже те, кто не знает этой песни. Попробуй спеть активно.

Для оценивания и самооценивания следует выбирать такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество музыкальных звуков) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, выразительность исполнения).

Средством предъявления собственных достижений учащегося для их оценки является "Портфель достижений ученика", куда он собирает свои музыкальные достижения:

творческие работы: рисунки; иллюстрации к песне; иллюстрации к прослушанным произведениям;

лучшие работы: наградные листы; написание нот; медали; выполнение тестов, контрольных работ, кроссворды, викторины; грамоты за участие в конкурсах; сочиненные мелодии, песни; аудио записи с исполнением учащихся и др.

продукты учебно-познавательной деятельности ученика: самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников; доклады; сообщения; размышления об отобранных материалах и своем продвижении и прочее.

Результатом этой работы является выставка портфолио, где учащиеся могут продемонстрировать свои достижения. Главным условием считается добровольное участие в данной выставке. Задача учителя, на наш взгляд и состоит в создании условий, чтобы как можно больше детей захотели это сделать.

Наша практика показала, что формирование вышеперечисленных компонентов самореализации осуществляется более эффективно не только в рамках учебной работы на уроках музыки, но и во внеклассной работе с воспитанниками. При этом учащиеся в их стремлении к самореализации в музыкальной деятельности нуждаются не только в поддержке учителей, но и их родителей!

Внеклассная работа и работа с родителями. Уже более 10 лет в нашей школе работают кружки вокально-хорового и сольного пения для учащихся разного возраста. Мы стараемся так организовать внеклассные занятия, чтобы учащиеся инициативно приобщались к музыке, осваивали ее выразительные возможности в создании музыкального образа. В процессе музыкальных занятий происходит развитие эмоционального отношения ребенка к миру, обществу, человеку, самому себе, развиваются индивидуальные вокальные и хоровые данные воспитанников. Воспитанники ежегодно принимают активное участие в жизни школы и города, традиционно выступают на фестивалях "Музыкальная мозаика", "С песней весело шагать…", "Конкурс патриотической песни" и др.

При этом одной из важнейших для нас задач является проблема, как заинтересовать родителей, сделать их партнерами, союзниками, показать им важность самореализации ребенка в творческой деятельности, в развитии личности ребенка. В течение нескольких лет нами регулярно проводятся совместные мероприятия с детьми и родителями. Именно совместные мероприятия вызывают наибольший интерес со стороны родителей и учащихся. Формы наших мероприятий разнообразны: встречи-концерты, конкурсы, викторины, музыкальные сказки, проектная деятельность, родители помогают изготавливать декорации и костюмы к музыкальным спектаклям. Главное условие при этом: принимать активное участие должны все - родители, ученики, педагоги.

Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. Учитель вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует такую учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.

При сочетании основного образования и дополнительных занятий и соответствующем использовании инновационных технологий школьники выходят на новый виток самореализации. В таком синтезе процесс обучения перестаёт быть каждодневной обязанностью учеников, он перерастает в увлечение, происходит целенаправленный процесс творчества своего "Я". Так не нарушается преемственность в преподавании предметов основного и дополнительного образования, дети получают мощное эмоциональное подкрепление своим знаниям, мобилизуются их творческие способности, о которых они могли не знать, а тем самым, повышается интерес к музыкальной деятельности.

Таким образом, анализ собственного опыта работы показывает, что специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения учеников к самореализации и умений ее осуществления в музыкальной деятельности, ситуации самооценивания и применения соответствующих творческих методов в учебном процессе и внеклассной работе успешно ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в музыкальном искусстве.

 

Заключение

Рассмотрение проблемы самореализации учащихся в музыкальной деятельности позволяет нам сделать следующие выводы.

Анализ психолого-педагогических аспектов самореализации личности позволил уточнить сущность данного понятия. Нами были установлены общие положения, согласно которым самореализация является сугубо индивидуальным процессом и осуществляется субъектом в направлении "изнутри во вне". Рассматриваемый феномен инициируется внутренней потребностью и личностными ценностями индивида, проявляется в деятельностной форме его активности путем трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую. Самореализация раскрывает взаимодействие человека с внешним миром; содержит в основе сущностные силы и возможности; отслеживается личностью в динамике.

Информация о работе Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности