Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:35, реферат

Описание

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Содержание

Введение
1. Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса
2. Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход
3. Творческие задания
4. Выбор и разучивание песен
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 38.26 Кб (Скачать документ)

     Дети 5-6 лет должны определять на слух направление  мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения "Лесенка", "Эхо", "Качели", "Скачем по лестнице" Е. Тиличеевой. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений "Смелый пилот", "Небо синее" Е. Тиличеевой, "Сорока-сорока" (русская народная попевка).

     Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: "Что ты хочешь, кошечка?" Г. Зингера, "Зайка, зайка, где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Самолет", "Мишка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствуют активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

     Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных  певческих трудностей.

     Развитию  дыхания, умению петь протяжно, напевно  помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".

     Для детей, которые затрудняются в чистоте  интонирования мелодии отдельных  мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.

     Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6-7 в квартал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

     Одна  из сложных задач "Программы..." - это "уметь петь без музыкального сопровождения с воспитателем", как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых (музыкальным руководителем или воспитателем), которые, заглушая детей, поют нею песню целиком на мерных этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга ни время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

     Во  время разучивания песни лучше  всего предлагать детям вначале  петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента  с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть а капелла.

     В старшей группе эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных  детям 5-6 лет.

     Можно предложить такой прием - пение в  сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким  к пению без сопровождения.

     Полезен и такой прием - петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально  стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении  дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие  песенки, а также отдельные музыкальные  фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно  размещать среди хорошо поющих.

     На  занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду - детей с неустойчивыми  певческими навыками; в третьем - детей  с чистой интонацией, поющих естественно  и непринужденно.

     Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем  пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

     Начинать  разучивать с дошкольниками любую  песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, п мелодию. Па первых занятиях по время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать. По этой же причине не желательно поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.

     Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии следует уделять  трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью  взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть  мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т.д.

     На  одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ранее  выученные. При их исполнении от детей  следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на каждом занятии может  звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое задание, 1 - песня разучиваемая, 1 - песня  повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед  праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

     Игра  на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей  умения петь в ансамбле, слитно, с  одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых  детей. Так как обучение игре на музыкальных  инструментах проводится индивидуально  или с небольшими подгруппами  детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого  ребенка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые песни.

     Большое воспитательное значение не только для  музыкального, но и всестороннего  развития ребенка имеют игры с  пением. Игровая ситуация усиливает  интерес детей к песне,, к певческой  деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением - это коллективная форма общения  детей с музыкой на игровой  основе, которая воспитывает у  них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как  каждый ребенок должен подчиняться  правилам игры и точно выполнять  их.

     Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность  играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти  игры наиболее ценным музыкальным материалом.

     Игры  с пением разучиваются на музыкальных  занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию  развивается игровая ситуация, связанная  с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

     Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение  без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а  в дальнейшем они и ера ют и  поют самостоятельно.

     В играх с пением дети упражняются  в умении петь а капелла. Важно, чтобы  воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, шапочки-маски.

     Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок  старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое  несет в себе данная песня. Таким  образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.

     Самостоятельная музыкальная деятельность детей  проявляется не только в организации  игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых  игр, как "Музыкальные занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Неправильно спетая песня воспринимается как неудача, но она рождает доброе отношение друг к другу, желание помочь товарищу правильно спеть. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.

     Индивидуальный  подход.

     Обучение  на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с  одним ребенком, оставляя других пассивными наблюдателями.

     У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты  музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая индивидуальную помощь каждому ребенку, следует  развивать ту способность, которая  у него менее развита.

     Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слаборазвитым  торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Встречаются такие, которые любят  подолгу играть, но неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия

3. Творческие задания

 

     На  занятиях в процессе обучения пению  детям предлагают задания в определенной последовательности. Сначала они  находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные  переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.). Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из ребят импровизирует по предложению педагога. Остальные слушают, оценивают, а затем поют.

     В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого ребенка, педагог предлагает:

     спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации;

     спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок  правильно петь без поддержки  взрослого;

     спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться";

     сочинить  музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на");

     определись  направление движения мелодии на примере песни;

     определить  исполненные поочередно высокие  и низкие звуки (в пределах квинты);

     ответить, - кто спел правильно;

     выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения  инструмента;

     петь  звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);

     петь  свой имена на 2-3 звуках, передавая  разнообразные интонации;

     импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок;

     играть  на металлофонах самим придуманные  сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в  пении;

     сочинять  мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием ("Веселая песенка", "Грустная песенка" и т.д.).

     Развитие  Вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голова, певческие  импровизации способствуют становлению  разносторонней певческой деятельности.

4. Выбор и разучивание  песен

 

     Выбор песен.

     Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребенка в детском  саду во всех режимных процессах, в  играх, на занятиях, в свободное от занятий время.

     Для музыкального развития детей очень  важно, чтобы песня звучала в  разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях, например на занятиях рисованием, лепкой, во время чтения сказок, в процессе беседы, на физкультурном занятии  и т.д.

Информация о работе Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников