Первый год обучения в классе фортепиано

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:07, аттестационная работа

Описание

Цель – становление и развитие музыкальной культуры учащегося как части его общей культуры в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи :

– воспитание культуры чувств, эмпатии и любви к музыке (воспитательные);

– формирование знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия и воспроизведения музыки(обучающие);

– развитие общих и специальных способностей, творческого мышления, стимулирование умственной самостоятельности учащегося в процессе обучения(развивающие).

Работа состоит из  1 файл

Программа обучения.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

Московский  комитет образования

Северное  окружное управление

Государственное образовательное учреждение

Музыкально-хоровая  школа «Радость» 
 

                Утверждено  педагогическим

                советом МШХ «Радость»

                Протокол  №__ от «__» _______2003 г. 
                 
                 
                 
                 

ПЕРВЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО 

Авторская программа 
 

Педагог дополнительного образования

Бакурова  Ольга Сергеевна 
 
 
 
 
 

Москва  – 2003

 

      1. Пояснительная записка. 

     Музыкально-хоровая  школа «Радость» - учреждение дополнительного  образования, не ставящее своей целью  формирование музыканта-профессионала. Система дополнительного образования призвана воспитывать органично развитую личность, которая ориентировалась бы в музыкальной культуре, была бы знакома с шедеврами музыкального искусства, обладала бы высоким уровнем духовных и нравственных ценностей.

     Всё это возможно в рамках обучения игре на фортепиано. В процессе обучения ребёнок соприкасается с миром  музыки, благодаря богатому репертуару, представленному в фортепианной литературе, знакомится со всем многообразием музыкального искусства, а высокий художественный уровень произведений играет важную роль в воспитании музыкально-эстетического чувства и вкуса учащегося. Индивидуальный характер обучения позволяет определять задачи и методы работы, исходя из возможностей  каждого конкретного ученика.

     Цель  – становление и развитие музыкальной  культуры учащегося как части  его общей культуры в процессе обучения игре на фортепиано.

     Задачи :

      – воспитание культуры чувств, эмпатии  и любви к музыке (воспитательные);

      – формирование знаний, умений и навыков, необходимых для восприятия и воспроизведения музыки(обучающие);

      – развитие общих и специальных  способностей, творческого мышления, стимулирование умственной самостоятельности учащегося в процессе обучения(развивающие).

     Новизной  программы является:

      – доступность ( объяснение всего нового, опирающееся на уже имеющийся у ребёнка опыт);

      – формирование положительной мотивации  в процессе обучения через заслуженную похвалу, дающую ребёнку ощущение компетенции в данной деятельности, через осознание целей работы и конкретных путей, ведущих к их достижению; через возможность выбора, осуществляемого в процессе обучения ( это может быть выбор репертуара или выбор  вариантов самостоятельной работы дома);

      – развитие самостоятельности мышления, деятельность учащегося на уроке и дома не сводится только к выполнению указаний учителя, ребёнок учится сам ставить перед собой задачи и искать  способы их реализации, что позволит ему уже на начальном этапе обучения осуществлять самостоятельную работу над несложными произведениями, и в дальнейшем послужит фундаментом для будущего самообразования.

     Основная  сложность первого года обучения состоит в сохранении и преумножении интереса у учащегося к обучению. Поэтому с первых занятий педагог  должен чутко следить за развитием ученика, знать и учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребёнка, создавать на уроке эмоциональную обстановку, наиболее благоприятствующую раскрытию его творческого потенциала..

     Данная  программа по обучению игре на фортепиано предполагает два индивидуальных занятия в неделю продолжительностью 35 минут. Всего 72 учебных часа в год.

 

      Основные направления и содержание учебной деятельности. 

     Программа содержит четыре основных направления  учебной деятельности: развитие музыкальной эмпатии, формирование практических умений и навыков, формирование теоретических знаний, развитие самостоятельного мышления. Для развития музыкальной эмпатии используется игра преподавателя, анализ произведения с точки зрения художественной интерпретации, рассказ педагога о композиторах, эпохах, жанрах и т.д., помогающий лучше понять и передать стиль и образ произведения. Формирование практических умений и навыков включает в себя гимнастику для освобождения рук и плеч, работу над упражнениями, помогающими овладеть различными приёмами звукоизвлечения, игру в ансамбле, чтение с листа, упражнения на развитие чувства ритма, работу над репертуаром. Формирование теоретических знаний основано на изучении музыкальной грамоты и теоретическом анализе произведения. Развитию самостоятельного мышления способствует создание подтекстовок, обсуждение плана выполнения домашнего задания, совместное обсуждение и логическое обоснование выбора штрихов, аппликатуры, нюансировки и т.д.

     Программа музыкально-хоровой школы «Радость»  предполагает дифференциацию учащихся в зависимости от степени развития их музыкальных способностей. Используется разделение учащихся на 3 уровня:

      1. Дети со слабым развитием всех  трёх основных музыкальных способностей  (звуковысотный слух , ритм и музыкальная память) и невыраженной эмоциональной реакцией на музыку.

      2. Дети с относительной развитостью  одной или двух музыкальных  способностей, а также большей  эмоциональной отзывчивостью на  музыку.

      3. Дети с достаточным развитием  всех основных музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивостью.

     Поскольку способности проявляются лишь в  соответствующем виде деятельности, они могут быть дифференцированы только в конце первого года обучения. Таким образом первый год обучения – это период выявления и развития способностей, это важный этап , закладывающий фундамент дальнейшего обучения 
 

     Учебно-тематический план. 

Содержание  работы. Количество  часов
всего теоретич практич
Развитие  музыкальной эмпатии:

игра преподавателя

рассказ преподавателя  о произведении и его авторе

 
4

2

 

2

 
4

Формирование  практических умений и навыков:

гимнастика для  освобождения рук

упражнения на различные приёмы звукоизвлечения

игра в ансамбле

чтение с листа

работа над  репертуаром

упражнения для  развития чувства ритма

 
4

14

4

6

24

4

 
0,5

2

1

1

4

1

 
3,5

12

3

5

20

3

Формирование  теоретических знаний:

изучение основ  музыкальной грамоты

теоретический анализ произведения

 
2

2

 
1

2

 
1

Развитие  самостоятельного мышления:

создание  подтекстовок

обсуждение плана  выполнения дом.задания

совместное обсуждение и логическое обоснование

выбора штрихов, нюансов, аппликатуры и т.д.

 
2

4

 
1

4

 
1

           Итого: 72 19,5 52,5 

     Программа.

     Первый  год обучения закладывает своеобразный фундамент всего дальнейшего  обучения. Именно по результатам этого  периода учащиеся разделяются на три уровня, описанных ранее. Значительность первого года обучения обусловлена ещё тем, что ребёнок уже в начале пути сталкивается с трудностями, и это может отрицательно сказаться на его интересе к занятиям, чего никак нельзя допустить. Использование игр, специальных упражнений, опора на уже доступные ребёнку знания, умения и навыки, объёмный и разнообразный репертуар, чуткость педагога, умеющего акцентировать внимание ребёнка на его успехах и достижениях – всё это поможет справиться ученику с возникшими сложностями, сохранить и преумножить его интерес к занятиям, достичь того, чтобы « меньше было напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха ».

     Основу  программы составляют такие компоненты, как:

     Игра  преподавателя  выполняет несколько функций: показ ошибок ученика, показ правильного исполнения, показ произведения с целью выявления заинтересованности ученика в его разучивании, знакомство ученика с произведениями, не входящими в его репертуар.

     Анализ  произведения с точки  зрения его художественной интерпретации является следствием теоретического анализа и представляет собой знакомство с закономерностями художественной интерпретации, вытекающими из анализа формы и фактуры.

     Рассказ педагога о произведении и его авторе поможет выйти за рамки только технически правильного исполнения и раскрыть художественный образ произведения, будет способствовать пробуждению у ребёнка интереса к работе над данным произведением.

     Гимнастика  на освобождение рук  помимо своей основной задачи помогает активизировать ребёнка в начале урока. То, что она проводиться в виде игры, способствует созданию хорошего настроения, которое всегда надо учитывать при работе с ребёнком.

     При работе над упражнениями для овладения различными приёмами звукоизвлечения необходимо использовать аналогии с движениями, встречающимися ребёнку в его повседневной жизни.

     Игра  в ансамбле помогает увлечь ребёнка музыкой, уже на раннем этапе обучения он может почувствовать себя участником исполнительского процесса. Простейшие ансамбли, основанные на одной-двух нотах, - прекрасный репертуар для «донотного периода».

     Чтение  с листа  следует вводить сразу после знакомства с нотами и длительностями. Читать с листа можно и произведения , заданные на дом для разбора.

     Ритмические упражнения наиболее целесообразны для первого полугодия, когда ребёнок знакомится с пульсом, длительностями и простейшими ритмическими фигурами. Понятия «пульс», «сильная и слабая доли» вводить, опираясь на аналогии с человеческой речью.

     Работа  над репертуаром  – основной вид учебной деятельности, начиная со второго полугодия. Делится на два направления: работа над техникой и работа над образом.

     Изучение  основ музыкальной  грамоты проводится параллельно с формированием практических умений и навыков и на основе изучаемого музыкального материала.

     Теоретический анализ произведения  сводится к определению количества частей и их сравнительной характеристике (лад, фактура, строение мелодии, использование консонансов и диссонансов и т.д.).

     Создание  подтекстовок помогает осознать строение мелодических линий, а сочинение подтекстовок самими учащимися – это ещё и творческая деятельность.

     Обсуждение  плана выполнения домашнего задания  помогает избежать бесцельного проигрывания произведений дома, способствует формированию привычки последовательного выполнения поставленных задач.

     Совместное  обсуждение и логическое обоснование выбора штрихов, аппликатуры, нюансировки и т.д. подразумевает отсутствие аксиом и догм в процессе обучения. Ребёнок учиться сам ставить перед собой задачи и искать пути их решения. 
 
 

              Первая  четверть. 

     Работа  над правильной посадкой за инструментом. Знакомство с клавиатурой, нотами ( в обоих ключах одновременно! ), длительностями и знаками альтерации. Освоение простейших ритмических фигур, опираясь на двигательные ощущения и воспроизведение ритма , слышимого в стихах. Работа над ощущением сильной доли и пульсации. Приобретение навыков фортепианной игры штрихами non legato и staccato с помощью упражнений и ансамблей ( произведения должны содержать только один штрих и исполнятся как правой рукой, так и левой ). Работа над нюансировкой и фразировкой, опираясь на подтекстовку. Работа над определением и воспроизведением характера и образа произведений. 
 

     Музыкальный материал, необходимый для прохождения : 

Информация о работе Первый год обучения в классе фортепиано