Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:37, статья
На основе крупных успехов, достигнутых за последние десяти¬летия в советской науке (учение академика И. П. Павлова и его учеников - профессоров Быкова, Фролова и других), в совре¬менной физиологии процесс фонации уже не рассматривается больше как изолированная работа отдельных элементов голосообразования. Целостная голосовая функция, строго координированная во взаимодействии и взаимосвязи всех голосообразующих частей, ставится во главу угла при изучении отдельных элементов голосообразования и певческого процесса в целом. Мышечная физиология голоса уступает место психологии пения, изучению высшей нервной деятельности на основе учения Павлова.
Гарсиа рекомендует ряд упражнений для овладения дыханием: медленное вдыхание воздуха до полного насыщения легких, медленное его выдыхание, сохранение воздуха в легких возможно долгое время, сохранение легких пустыми в течение то же времени.
Вряд ли можно признать целесообразным второе и третье упражнения.
Спорным является и «вдыхание воздуха до полного насыщения легких». Не является ли это переполнением легких, вредных для здоровья поющего.
Рекомендуемое Гарсиа грудо-диафрагматическое дыхание прочно вошло в вокальную педагогику различных вокальных школ, имеется оно и у многих советских вокальных педагогов.
Представляет значительный
интерес в истории вокальной
методологии французской школы
пения опубликованный в 1803 году «Метод
пения Музыкальной
Изложенный принцип певческого дыхания является типичным образцом грудного дыхания. Этого же типа грудного дыхания придерживался вначале и Гарсиа, рекомендовавший: «поднимите грудь медленным и правильным движением и втяните полость живота под ложечкой».
По мнению В. Багадурова изменение
во взглядах Гарсиа на певческое дыхание
и переход его от грудного типа
к грудо-диафрагматическому произошел
в результате ознакомления его с
исследованиями д-ра Мандля. 12 марта 1855
года в Парижской академии наук состоялся
доклад Мажана, Мандля и Флуранса. В
этом докладе содержится подробное
и обстоятельное изложение
Имя М. И. Глинки, основоположника
русской классической музыки должно
быть поставлено на первом месте в
истории русской вокальной
Первой печатной русской школой пения был труд популярного русского композитора, певца и вокального педагога А. Е. Варламова (1801 — 1848). -
Так же как и М. И. Глинка, Варламов в своей «Школе пения» устанавливает принцип формирования голоса от середины диапазона, от «натуральных тонов без всякого усилия берущихся» (Глинка). В работе Варламова нет прямых указаний на наиболее целесообразный тип певческого дыхания.
«Образование голоса, - пишет он, - есть явление, зависящее от выдыхания, и потому-то сбережение выдыхания составляет одну из важнейших частей певческого искусства. Продолжительное дыхание есть одно из важнейших преимуществ голоса». Поэтому надо научиться сберегать «объятность» голоса так, чтобы вы¬пускать только такое количество, которое необходимо для верности звука». Для развития и укрепления певческого дыхания Варламов рекомендовал дыхательные упражнения в задержании дыхания с выпеванием звука и без него, до двадцати и более секунд.
«Сбережение выдыхания», о котором говорит Варламов, есть, несомненно, сохранение той вдыхательной установки в пении, которая является основным моментом вокальной педагогики.
Значительные материалы по вопросу певческого дыхания находим мы в ряде вокально-методических работ русских авторов. В написанном А. М. Додоновым «Руководстве к правильной постановке голоса, развитию и укреплению голосовых органов и изучению искусства пения» (ч. I и II - практическая) автор уделяет большое внимание усвоению правильного певческого дыхания. Рекомендуемая им специальная гимнастика, предназначенная для развития грудной клетки и легких, требует упражнения во вдохе, медленном выдыхании и задержке дыхания, причем все эти упражнения должны приводиться во всех трех типах дыхания - ключичном, боковом и брюшном.
И. П. Прянишников, один из наиболее популярных вокальных педагогов дореволюционной России, воспитавший целую плеяду видных певцов и певиц русской оперы, оставил ценный для вокаль¬ной практики труд, озаглавленный им «Советы обучающимся пению».
Говоря о певческом
дыхании, Прянишников считает наиболее
целесообразным и эффективным типом
дыхания в пении
Резюмируя все советы в отношении пользования: дыханием в пении, он обобщает их в пяти основных правилах:
дыхание должно производиться
всегда диафрагмой; вдыхание должно производиться
равномерно и спокойно, без всякого
шума, и легкие не должны чрезмерно
наполняться воздухом; взяв дыхание,
надо на мгновенье задержать воздух
и потом выпускать его
Следует признать советы опытного певца и педагога Прянишникова разумными и во многом полезными для певцов. Нельзя не согласиться с ним в требовании сохранения музыкальных предложений и периодов, не разрывая их, рекомендуя брать дыхание по возможности перед слабым временем такта (то есть никогда на разделении тактов).
Чрезвычайно ценным, редко
встречающимся в вокально-
Если большинство советов,
указаний, правил касается обычно так
называемой технологии дыхания, то в
этой главе процесс дыхания
Проблема певческого дыхания, как средства драматической выразительности, есть малоразработанная еще проблема психологии пения.
Излишне усложненная технология певческого дыхания, произвольное вмешательство в работу внутренней части голосового аппарата является серьезным тормозом к проявлению эстетической стороны певческого дыхания, к использованию певцом выразительных возможностей певческого дыхания.
Один из видных ученых профессор Ф. Ф. Заседателев в своей книге «Научные основы постановки голоса» на поставленный им вопрос, какое же дыхание надо считать правильным, отвечает: «всякое может быть правильным или неправильным, смотря по требованиям, которые предъявлены к нему в данный момент».
Конечные выводы, закапчивающие
главу о дыхании в книге
Заседателева, таковы: наилучшим типом
дыхания для певца является косто-абдоминальный;
отклонения, от этого типа воз¬можны
и допустимы; больше вреда принесет
упрямое требование обязательного
усвоения этого типа для всех случаев
и для всех учеников; низкие голоса
пользуются более низким дыханием,
а высокие наоборот; количество забираемого
воздуха при пении не должно быть
чрезмерным; нормальный путь вдыхаемого
воздуха при пении - через рот;
приемлема только та гимнастика, которая
связана с физическими
В противовес существующему в современной науке признанию целостности голосовой функции, Заседателев в своей книге, следуя правилам традиционной вокальной педагогики, обособляет в голосовом аппарате «три главные составные части его: легкие (накачивающий мех), гортань (язычок) и головную часть верхних дыхательных путей (резонаторы)». А поэтому и «постановка голоса» слагается из трех разных постановок—постановки дыхания, гортани и резонаторов.
Современная советская вокальная
педагогика признала неправильным раздробление
вокально-педагогического
Советская наука в лице
Л. Д. Работнова и ряда ученых школы
академика физиолога И. П. Павлова
(Быков, Фролов и др.) внесла значительную
ясность в разрешение веками неразрешенных
вопросов о преимущественном использовании
в пении различных типов
Учение Работнова о роли гладкой мускулатуры трахеи и бронхов в корне изменило целый ряд прочно укоренившихся в вокаль¬ной педагогике взглядов и приемов, в особенности - в отношении роли дыхания в певческом процессе.
До сих пор воздушное
давление под связками («опора звука»)
приписывалось взаимодействию голосовых
связок и скелетной дыхательной
мускулатуры (выдыхательных мышц, главным
образом брюшного пресса). Работнов
отводит главную роль в поддержании
нужного для фонации
Выдыхательная функция гладкой мускулатуры бронхов не устраняет как вспомогательную, активизирующую работу гладкой мускулатуры, так и роль брюшного пресса.
Регулирование правильного соотношения между подсвязочным давлением и напряжением связок происходит рефлекторно (врожденным рефлексом по И. П. Павлову). Стимулированию тонуса гладкой мускулатуры трахеи и бронхов способствует, более других типов дыхания, - нижне-реберное диафрагматическое, принятое сейчас подавляющим большинством педагогов-вокалистов.
Представляет интерес тот путь научного исследования, каким пришел Работнов к выводам о преимущественном значении гладкой мускулатуры бронхов в певческом процессе.
Изучая материалы
При смыкании голосовых связок импульсы с их стороны передаются на стенки бронхов, которые автоматически регулируют высоту воздушного давления в зависимости от высоты и силы звука. Норма этого давления устанавливается рефлекторно при помощи блуждающего нерва и центров, расположенных в продолговатом и среднем мозгу (Работнов), подчиненных коре большого мозга.
Трудно переоценить огромные
перспективы, которые открываются
перед советской вокальной
В изучении целостной голосовой функции больше не будет обособленного рассмотрения дыхания, гортани и надставной трубы. «Сложность и преимущественная автоматичность голосовой функции, нецелесообразность детализированного вмешательства воли в механизм фонации должны привести к простоте вокальной методики» (Аспелунд).
Однако простота методики
должна сопровождаться углублением
вокальной педагогики по линии разрешения
проблемы психологии пения и переноса
центра тяжести с вокально-
Если проблема русской
вокальной школы как
Я прожил большую певческую жизнь и, так же как большинство моих товарищей, в свое время преувеличивал роль дыхания в пении.
Я интересовался, как дышат такие выдающиеся певцы, как Шаляпин, Собинов, Нежданова, восторженным почитателем, а иногда и партнером которых в оперных спектаклях я был в течение многих лет. Присматривался я и к представителям bel canto, итальянцам — Баттистини, Титта Руффо, Наварини и т. д.
У многих из них я перенял уменье петь очень большие музыкальные фразы на одном дыхании. Одно время я даже злоупотреблял этим во вред себе и смыслу произведения, так, например, в арии Жермона я пел на одном дыхании все четыре строки текста. Подобные «трюки» выделывал я и в арии Роберта из оперы «Иоланта» и в ариозо Онегина и Елецкого и т. д.