Проблема дыхания в постановке голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:37, статья

Описание

На основе крупных успехов, достигнутых за последние десяти¬летия в советской науке (учение академика И. П. Павлова и его учеников - профессоров Быкова, Фролова и других), в совре¬менной физиологии процесс фонации уже не рассматривается больше как изолированная работа отдельных элементов голосообразования. Целостная голосовая функция, строго координированная во взаимодействии и взаимосвязи всех голосообразующих частей, ставится во главу угла при изучении отдельных элементов голосообразования и певческого процесса в целом. Мышечная физиология голоса уступает место психологии пения, изучению высшей нервной деятельности на основе учения Павлова.

Работа состоит из  1 файл

ДЫХАНИЕ.docx

— 31.95 Кб (Скачать документ)

 

Уменье петь большие музыкальные  фразы на одном дыхании неплохая вещь, но заниматься специально выработкой этого качества не следует.

 

Дыхание, возобновление его, перерывы в дыхании должны подчиняться  музыкально-смысловой задаче. Я часто  применял паузы без возобновления  дыхания, как средство выразительной  фразировки, например в арии Онегина  и др.

 

По собственному опыту  знаю, что самый большой вред приносит певцу перебор дыхания.

 

У упомянутых мною выше знаменитых певцов вряд ли можно было почерпнуть какие-либо «секреты дыхания». Да и  сами они дышали непринужденно, свободно, не контролируя своего дыхания, а  может и не давая себе отчета, при помощи каких мышц они вдыхают  и выдыхают.

 

 

Что сказать об упражнениях  для развития певческого дыхания?

 

Упражнений для развития дыхания существует очень много. Думая, что большинство их, вероятно, приводит к хорошим результатам, за свою долгую "певческую жизнь  я перепробовал их очень много  и на звуке, и без звука. Я обладал  недурным певческим дыханием, и товарищи иногда просили помочь им в этом «вопросе». Так что мне приходилось  заниматься и с певцами, часто  значительно превосходящими меня стажем. Должен оговориться, что консультировал я исключительно мужские голоса (единственный опыт с легким сопрано  окончился неудачей, это было более 30 лет тому назад, и с тех пор  я никогда не занимался с женскими' голосами).

 

Суммируя свой многолетний  опыт я пришел к следующим выводам:

 

Заниматься гимнастикой  дыхания надо всегда на звуке, не отрывая  этих упражнений от общих задач постановки голоса данного ученика.

 

Не нужно фиксировать  внимание ученика на типе дыхания, соблюдая правило: чем ниже звук и мощнее, тем глубже дыхание.

 

Неуклонно следить, чтобы  ученик при вдохе не поднимал плечи (ключичное дыхание).

 

Непременно вырабатывать задержку дыхания после каждого  вдоха.

 

Все упражнения на дыхание  проходят в строгом ритме.

 

Паузы между упражнениями должны даваться в предыдущем ритме, но длительность пауз может быть разной (полтакта, один такт, два такта).

 

Паузы между упражнениями на дыхание должны постепенно сокращаться  и быть доведены до минимума (полтакта).

 

Исходя из этих правил, я  выбираю пять-шесть нот, лучше  всего звучащих у данного ученика  и на них даю упражнении (см. упр. 1).

 

Первое время нужно  следить по секундомеру или метроному, чтобы общая длительность упражнения не превышала 8—12 секунд.

 

В занятиях со своими учениками  я предпочитал секундомер, так  как он позволяет более гибко  удлинять нужную для данного ученика  гласную и, главное, позволяет почти  незаметно увеличивать длительность упражнения. Я вижу и точно могу контролировать время, а ученик может  только догадываться об удлинении.

 

Сразу выясняется, какая из гласных лучше всего удается  ученику. Тогда я даю простейшее упражнение на трех нотах (см. упр. 2) или  на пяти (см. упр. 3), длительностью 6—8 секунд, на лучшую и худшую из гласных ученика, и добиваюсь, чтобы он перенес  свое ощущение хорошего звука на плохо  звучащую гласную, как бы «подравнивая их». Лишь только ученик хотя бы приблизительно выровняет гласные, я начинаю  упражнение 1 до 18—20 секунд и даю  упражнения из пяти нот (см. упр. 3) на все  гласные, постепенно увеличивая время  каждого упражнения. Опыт показывает, что на эту работу уходит приблизительно половина первого семестра, а па упражнения для развития дыхания 4—6 минут каждого урока.

 

Далее я даю первоначальное упражнение в другом размере (см. упр. 4). Постепенно увеличиваю длительность его до 28— 35 секунд и наблюдаю при  этом, чтобы ученик пел не задыхаясь, не краснея и не дыша шумно, обходился  минимальным временем для вдоха  и задержки, а также, чтобы звук был абсолютно спокойным. Малейшая «качка голоса» или перемена тембра показывает, что ученик не может  идти дальше.

 

Параллельно я предлагаю  следующие упражнения на все гласные (см. упр. 5 и 6).

 

Когда ученик достигает спокойного свободного звука на 30-35 секундах упражнений в пределах открытого регистра, я  считаю дальнейшее развитие дыхания  излишним, а может быть и вредным, так как это иногда приводит к  болезненному расширению легких, влияет отрицательно на сердечную деятельность и зачастую, приводит к злоупотреблению  грудным звучанием.

 

Упражнения на развитие дыхания  у меня занимают 7—10 минут каждого  урока в течение двух или трех семестров.

 

На всем протяжении обучения, да и вообще работы над голосом, считаю полезным петь длительные упражнения на одном дыхании в четком, строгом  ритме при безупречной интонации.

 

Сам я всю жизнь пользовался  известным упражнением, которое  я узнал от выдающегося певца  Баттистини в 1912 году (см. упр. 7).

 

Года два я пел его, беря дыхание в указанных местах, а потом стал петь на одном дыхании, что занимало от 42 до 47 секунд, в зависимости  от состояния моего голоса в разное время.

 

В заключение должен сказать, что все вокальные упраж-нения  должны исполняться в строгом  ритме с самого начала обучения. Это имеет большое значение для  устойчивости и экономичности дыхания. К тому же нужно помнить, что голосоведение  и дыхание в дальнейшем, в профессиональной практике певца будут всегда подчинены  строгому ритму произведения.

 

 

[1] Статья написана в  1953 году.

 

 

 

[2] Цит. по кн.: В. А.  Багадуров. Очерки по истории  вокальной мето¬дологии, ч, II. М, Музгиз, 1932, стр. 153.

 

 

 

[3] Цит. по кн.: В. А.  Багадуров. Очерки по истории  вокальной методо¬логии, ч. I, стр. 192.


Информация о работе Проблема дыхания в постановке голоса