Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:37, статья
На основе крупных успехов, достигнутых за последние десяти¬летия в советской науке (учение академика И. П. Павлова и его учеников - профессоров Быкова, Фролова и других), в совре¬менной физиологии процесс фонации уже не рассматривается больше как изолированная работа отдельных элементов голосообразования. Целостная голосовая функция, строго координированная во взаимодействии и взаимосвязи всех голосообразующих частей, ставится во главу угла при изучении отдельных элементов голосообразования и певческого процесса в целом. Мышечная физиология голоса уступает место психологии пения, изучению высшей нервной деятельности на основе учения Павлова.
Уменье петь большие музыкальные фразы на одном дыхании неплохая вещь, но заниматься специально выработкой этого качества не следует.
Дыхание, возобновление его, перерывы в дыхании должны подчиняться музыкально-смысловой задаче. Я часто применял паузы без возобновления дыхания, как средство выразительной фразировки, например в арии Онегина и др.
По собственному опыту знаю, что самый большой вред приносит певцу перебор дыхания.
У упомянутых мною выше знаменитых певцов вряд ли можно было почерпнуть какие-либо «секреты дыхания». Да и сами они дышали непринужденно, свободно, не контролируя своего дыхания, а может и не давая себе отчета, при помощи каких мышц они вдыхают и выдыхают.
Что сказать об упражнениях для развития певческого дыхания?
Упражнений для развития дыхания существует очень много. Думая, что большинство их, вероятно, приводит к хорошим результатам, за свою долгую "певческую жизнь я перепробовал их очень много и на звуке, и без звука. Я обладал недурным певческим дыханием, и товарищи иногда просили помочь им в этом «вопросе». Так что мне приходилось заниматься и с певцами, часто значительно превосходящими меня стажем. Должен оговориться, что консультировал я исключительно мужские голоса (единственный опыт с легким сопрано окончился неудачей, это было более 30 лет тому назад, и с тех пор я никогда не занимался с женскими' голосами).
Суммируя свой многолетний опыт я пришел к следующим выводам:
Заниматься гимнастикой дыхания надо всегда на звуке, не отрывая этих упражнений от общих задач постановки голоса данного ученика.
Не нужно фиксировать внимание ученика на типе дыхания, соблюдая правило: чем ниже звук и мощнее, тем глубже дыхание.
Неуклонно следить, чтобы ученик при вдохе не поднимал плечи (ключичное дыхание).
Непременно вырабатывать задержку дыхания после каждого вдоха.
Все упражнения на дыхание проходят в строгом ритме.
Паузы между упражнениями должны даваться в предыдущем ритме, но длительность пауз может быть разной (полтакта, один такт, два такта).
Паузы между упражнениями на дыхание должны постепенно сокращаться и быть доведены до минимума (полтакта).
Исходя из этих правил, я выбираю пять-шесть нот, лучше всего звучащих у данного ученика и на них даю упражнении (см. упр. 1).
Первое время нужно следить по секундомеру или метроному, чтобы общая длительность упражнения не превышала 8—12 секунд.
В занятиях со своими учениками
я предпочитал секундомер, так
как он позволяет более гибко
удлинять нужную для данного ученика
гласную и, главное, позволяет почти
незаметно увеличивать
Сразу выясняется, какая из гласных лучше всего удается ученику. Тогда я даю простейшее упражнение на трех нотах (см. упр. 2) или на пяти (см. упр. 3), длительностью 6—8 секунд, на лучшую и худшую из гласных ученика, и добиваюсь, чтобы он перенес свое ощущение хорошего звука на плохо звучащую гласную, как бы «подравнивая их». Лишь только ученик хотя бы приблизительно выровняет гласные, я начинаю упражнение 1 до 18—20 секунд и даю упражнения из пяти нот (см. упр. 3) на все гласные, постепенно увеличивая время каждого упражнения. Опыт показывает, что на эту работу уходит приблизительно половина первого семестра, а па упражнения для развития дыхания 4—6 минут каждого урока.
Далее я даю первоначальное упражнение в другом размере (см. упр. 4). Постепенно увеличиваю длительность его до 28— 35 секунд и наблюдаю при этом, чтобы ученик пел не задыхаясь, не краснея и не дыша шумно, обходился минимальным временем для вдоха и задержки, а также, чтобы звук был абсолютно спокойным. Малейшая «качка голоса» или перемена тембра показывает, что ученик не может идти дальше.
Параллельно я предлагаю следующие упражнения на все гласные (см. упр. 5 и 6).
Когда ученик достигает спокойного свободного звука на 30-35 секундах упражнений в пределах открытого регистра, я считаю дальнейшее развитие дыхания излишним, а может быть и вредным, так как это иногда приводит к болезненному расширению легких, влияет отрицательно на сердечную деятельность и зачастую, приводит к злоупотреблению грудным звучанием.
Упражнения на развитие дыхания у меня занимают 7—10 минут каждого урока в течение двух или трех семестров.
На всем протяжении обучения,
да и вообще работы над голосом, считаю
полезным петь длительные упражнения
на одном дыхании в четком, строгом
ритме при безупречной
Сам я всю жизнь пользовался известным упражнением, которое я узнал от выдающегося певца Баттистини в 1912 году (см. упр. 7).
Года два я пел его, беря дыхание в указанных местах, а потом стал петь на одном дыхании, что занимало от 42 до 47 секунд, в зависимости от состояния моего голоса в разное время.
В заключение должен сказать, что все вокальные упраж-нения должны исполняться в строгом ритме с самого начала обучения. Это имеет большое значение для устойчивости и экономичности дыхания. К тому же нужно помнить, что голосоведение и дыхание в дальнейшем, в профессиональной практике певца будут всегда подчинены строгому ритму произведения.
[1] Статья написана в 1953 году.
[2] Цит. по кн.: В. А. Багадуров. Очерки по истории вокальной мето¬дологии, ч, II. М, Музгиз, 1932, стр. 153.
[3] Цит. по кн.: В. А. Багадуров. Очерки по истории вокальной методо¬логии, ч. I, стр. 192.