Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:22, реферат
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов
Психология музыкальных способностей
Способности к определенному
виду деятельности развиваются на основе
природных задатков, связанных с
такими особенностями нервной системы,
как чувствительность анализаторов,
сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов. Для того чтобы
способности проявились, их носителю
приходится прикладывать много труда.
В процессе занятий конкретной деятельностью
совершенствуется работа анализаторов.
У музыкантов, например, появляются
сенсорные синтезы, которые позволяют
им переводить образы музыкально-слуховых
представлений в
В развитии способностей большую роль играет сам человек. Можно найти много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.
Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком так, чтобы потенциальные слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке.
Для композитора самым важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов.
Итак, способности – это
индивидуально-психологические
Человек не рождается способным
к той или иной деятельности, его
способности складываются, формируются,
развиваются в правильно
Различают общие и специальные
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития».
Музыкальные способности не являются врожденными, они развиваются в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной семьи на протяжении многих поколений.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыкальные способности
формируются и проявляются
Специальные или основные
музыкальные способности
К музыкальным способностям
относятся: музыкальный слух (в единстве
звуковысотных, ладовых, гармонических,
тембровых, динамических компонентов),
чувства ритма, музыкальная память,
воображение и музыкальная
Музыкальная способность
формируется в активной деятельности
музыкального слуха. Исследованием
проблемы развития музыкального слуха,
как важнейшего звена музыкальных
способностей, занимался Б. В. Асафьев.
По его мнению, слуховому аппарату
человека присущи врожденные качества
активного слушания; задача музыканта
– воспитывать и развивать
слуховую деятельность. Эмоциональное
воздействие гармоничных
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
На разных исторических этапах
становления музыкальной
Б. М. Теплов в своих работах
дал глубокий всесторонний анализ проблемы
развития музыкальных способностей.
Он четко определил свою позицию
в вопросе о врожденности музыкальных
способностей. Музыкальные способности,
необходимые для успешного
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Ладовое чувство (музыкальный слух), музыкально-слуховые представления(музыкальная память) и музыкально-ритмическое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство – это
эмоциональное переживание, эмоциональная
способность. Кроме того, в ладовом
чувстве обнаруживается единство эмоциональной
и слуховой сторон музыкальности. Имеют
свою окраску не только лад в целом,
но и отдельные звуки лада. Из
семи ступеней лада одни звучат устойчиво,
другие - неустойчиво. Из этого можно
сделать вывод, что ладовое чувство
– это различение не только общего
характера музыки, настроений, выраженных
в ней, но и определенных отношений
между звуками – устойчивыми,
завершенными и требующими завершения.
Ладовое чувство проявляется
при восприятии музыки как эмоциональное
переживание, “прочувствованное восприятие”.
Теплов Б.М. называет его “перцептивным,
эмоциональным компонентом
Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления
различаются по степени их произвольности.
Произвольные музыкально-слуховые представления
связаны с развитием
Таким образом, музыкально-слуховые
представления – это
Музыкально-ритмическое чувство – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.
Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма - это способность
активно (двигательно) переживать музыку,
чувствовать эмоциональную
Тембровый и динамический
слух – разновидности музыкального
слуха, которые позволяют слышать
музыку во всей полноте ее выразительных,
красочных средств. Основное качество
музыкального слуха – различение
звуков по высоте. Тембровый и динамический
слух формируются на основе звуковысотного.
Развитие тембрового и динамического
слуха способствует выразительности
детского исполнительства, полноте
восприятия музыки. Дети узнают тембры
музыкальных инструментов, различают
динамику, как выразительное средство
музыки. С помощью музыкально-
Музыкальные способности
у всех детей проявляются по-разному.
У кого-то уже на первом году жизни
все три основные способности
проявляются достаточно ярко, развиваются
быстро и легко. Это свидетельствует
о музыкальности детей. У других
способности обнаруживаются позже,
развиваются труднее. Наиболее сложно
развиваются у детей