Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

На занятиях пением методы воспитания должны отражать принцип массовости, демократизма, искусства. И слушание музыки, и исполнительское творческая деятельность детей тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Обучение игре на музыкальных  инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются  различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят  от способа звукоизвлечения. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.

Существует два способа  игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить  параллельно с освоением музыкальной  грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной  слуховой подготовки. На начальном  этапе для подбора по слуху  используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление  движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии. Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребенком положительно. Слухо-вокальная координация налаживается и закрепляется. Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научился использовать разнообразие его тембровых красок.

Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных  произведений в ансамбле, оркестром. Ритмика как один из учебных предметов  музыкально-теоретических дисциплин  занимает несколько особое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность. Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки.

На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:

1.      Развитие  музыкальных способностей;

2.     Умение определять  музыкальные жанры, различать  простейшие музыкальные понятия;

3.     Формирование  красивой осанки, учить выразительным  движениям;

4.     Развитие  творческих способностей.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

 

2.3 Результаты  работы по развитию музыкального  восприятия в процессе слушания  музыки

Констатирующий эксперимент  был проведен в ходе типовых музыкальных  занятий в течение двух месяцев. Во время учебно-воспитательного  процесса, который направлен на развитие всех музыкальных способностей, детям было дано общее представление обо всех свойствах музыкального звука, однако использование музыкально-дидактических пособий и игр было минимальным. Действия были направлены на развитие звуковысотности, динамического слуха, тембрового восприятия, памяти, воображения, мышления, а также на формирования чувства ритма. Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень музыкально–сенсорных способностей.

Проведенный этап эксперимента со старшими дошкольниками показал  довольно низкий уровень сформированности музыкальных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия при этом выполнялись, интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако задания все время выполнялись по образцу.

Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в  процессе констатирующего этапа  эксперимента, направленного на выявление  уровня сформированности музыкально-сенсорных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 10% (2 человека), при этом большее количество детей 60% (10 человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 30% (4 человека).

На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании  музыкально–дидактических пособий  и игр можно добиться больших  результатов в развитии музыкальных  способностей.

Для этого был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкально-сенсорных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный  и последовательный цикл освоения серий  пособий и игр в течение  определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:

Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных  действий по различению свойств музыкальных  звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;

Второй этап. Овладение  детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных  звуков под непосредственным руководством педагога;

Третий этап. Совершенствование  навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под  косвенным руководством педагога. А  также совершенно самостоятельное  применение музыкально-дидактических  пособий и игр по инициативе детей  и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась  в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они  переносились в самостоятельную  игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или  пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический  пособий и игр происходил при  соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства  целостного и дифференцированного  восприятия музыки упражнений  и игр;

- при соблюдении постепенности  и систематичности формирования  сенсорной основы музыкального  восприятия;

- при учете возрастных  особенностей детей старшего  дошкольного возраста;

На некоторые занятия  к детям приходили сказочные  персонажи. Дети общались с ними, выступали  в роли старших товарищей и  “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему  научить, дети обучались сами. Благодаря  этому все занятия проходили  в игровой форме. Дети были очень  эмоциональны, активны, откликались  на музыкальные задания с большим  желанием. Приход «живых гостей» в  какой-то степени способствовал  достижению высоких результатов  и эффективности проводимых музыкально-дидактических  игр.

Все использованные музыкально-дидактические  пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены:

- на развитие музыкальных  способностей;

- на развитие способов  сенсорных действий;

- на практическое обучение  навыкам ощущения, восприятия, способов  сенсорных действий;

- на развитие эмоциональной  отзывчивости;

- на активизацию слухового  внимания;

- на заинтересованное  отношение к познавательной деятельности;

- на формирование самостоятельных  творческих подходов и действий;

- на развитие способов  поисковой деятельности, способов  ориентировки в простых проблемных  ситуациях;

- на развитие памяти, мышления, воображения;

- на приобретение знаний, умений, навыков;

- на пробуждение положительного  отношения, как к занятиям, так  и к музыкальному искусству  в целом;

Результаты этого этапа  эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и  воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных  способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкальных  способностей. После проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкальных способностей достигли 70 % (12 детей), это в 7 раз больше, чем  на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных  способностей и возможностей поднялись  в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего  эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 10% 2 детей.

Развитие музыкальных  способностей у детей дошкольного  возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:

1) увеличился уровень  развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:

- слуховое внимание детей  стало более организованным;

- двигательные реакции  стали организованными, согласованными  с музыкой;

- появилась быстрая и  четкая реакция на высокие  и низкие звуки;

- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только  в хлопках, но и в передаче  его на музыкальных инструментах;

- улучшилась реакция детей  на определении инструментов  по тембровому и динамическому  звучанию;

- в восприятии и исполнительстве  улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился  уровень развития музыкальных  способностей, что проявилось в  качестве активного вслушивания,  музицирования, обследования детьми  музыкальных звуков, способствуя  при этом развитию памяти, воображения,  мышления;

3) значительно изменился  подход к процессу обучения. Это  отразилось в заинтересованности  использования дидактического материала,  в активности выполнения заданий,  в применении умений и навыков,  полученных на занятиях в самостоятельной  музыкальной деятельности. В ходе  занятий дети вели себя активно,  свободно, непринужденно, процент  утомляемости был очень низкий.

В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции  музыкально-дидактических пособий  и игр:

1) развитие у детей  способностей различения соотношений  музыкальных звуков и их свойств;

2) формирование способов  самостоятельных действий, при этом  дидактические игры и пособия  выступают как средство, побуждающее  детей к самостоятельной деятельности.

Результаты проведенного эксперимента на двух этапах показаны в графике сравнения уровня развития музыкальных способностей у старших  дошкольников.

Для достижения высоких результатов  в поставленных целях, используется следующая дидактическая игра, в  которой приход «живых гостей» вызвал активность и способствовал эмоциональному подъему.

В музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество. В процессе этой игры развиваются: навык игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

Критерии анализа и  оценка музыкальной деятельности:

Уровень развития

Общие критерии оценивания достижений

Начальный Дошкольник проявляет  умение элементарно выполнять сенсорные  действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью  учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное  отношение к выполнению заданий; Средний

Дошкольник применяет  знания во время выполнения задания  по образцу, приобретая навыки их выполнения;

Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте