Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности  из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились  выражать чувства и переживания  услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют

дидактический материал в  самостоятельной практике;

Высокий

Дошкольник контролирует собственные действия; применяет  полученные знания в немного измененных ситуациях;

Верно, и четко высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет  системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;

Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся  с помощью анализа проведенной  начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.

Этапы работы:

1 этап диагностический:  сбор информации по проблеме, проведение

диагностики, изучение и  анализ исследований в данной области.

2 этап практический: проведение  занятий, индивидуальная работа  с

детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов  и средств достижения поставленных задач.

3 этап обобщающий: итоговая  диагностика творческих способностей

детей, оценка результатов.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей  проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:

восприятие музыки

пение

музыкально-ритмические  движения

чувство ритма

музыкальное творчество

В диагностическом исследовании приняли участие всего 15 воспитанников:

средняя группа - 15 детей

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических  основ музыкального развития детей  дошкольного возраста.

Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:

если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «достаточный» - «5»

если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, « уровень, близкий к достаточному» - «4»

Эти оценки отражают состояние  нормы развития и освоения программы  музыкального воспитания.

если тот или иной показатель  не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится оценка «недостаточный уровень» - «3»

Для улучшения показателей  «среднего уровня» развития музыкальных  способностей детей была усилена  индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем.

Присутствие показателей  с «низким уровнем» потребовало  привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в  лице сотрудников д/с «Ромашка». По результатам диагностики были составлены карты индивидуального сопровождения и рекомендации по педагогической и психологической эффективности развития ребенка. После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 48%, конец года 4%.

Рис.1 Общие показатели  уровня развития музыкальных способностей детей в старшей группы в д/с «Ромашка».

Анализ общих результатов  данного обследования свидетельствует  о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем  развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис1):

- на начало учебного  года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %

- на конец учебного  года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции  в музыкальном  воспитании детей. Они выражаются в том, что:

дети стали более увлеченно  слушать классическую музыку; значительно  изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими  и содержательными;

дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и  танцевальные композиции;

находить яркие тембровые  краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных  инструментов.

Таким образом, можно сделать  выводы:

Преобладание показателей  высокого уровня, развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.

 

 

Заключение

Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили  выдвинутую гипотезу и позволяют  сделать следующие выводы:

1. Проведенная работа  показала, что именно дошкольный  возраст чрезвычайно важен для  развития музыкальных способностей  ребенка. Развитие у каждого  ребенка этих способностей должно  быть постоянно в поле зрения  у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами  и средствами, в том числе с  помощью музыкально-дидактических  пособий и игр.

2. Моделирование свойств  музыкальных звуков средствами  музыкально-дидактических пособий  и игр способствовало накоплению  у детей сенсорного опыта. Это  позволило детям действовать  не только под руководством  педагога, но и самостоятельно.

3. Итак, музыкальное развитие  детей в своей целостности  и комплексности не было бы  полным и разносторонним, если  бы опускалось в нем сенсорное  звено. Последний входит в состав  общей музыкальности как непременный  его компонент. По ходу изложения  теоретического и экспериментального  материала подчеркивалось, что сенсорное  развитие происходит в процессе  самой разнообразной музыкальной  практики. Музыкально-дидактические  пособия и игры сочетают в  себе многие условия, которые  особо благоприятствуют развитию  детей. Их содержание структура,  игровые действия и правила  направлены на то, чтобы помочь  систематическому и планомерному  развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.  Игры просты и доступны; они  позволяют детям самостоятельно  упражняться в усвоении способов  сенсорных действий. В основу  их классификации положены задачи  формирования умений различать,  сопоставлять названные свойства  музыкальных звуков. Но для музыкальной  практики характерны не только  процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием. Процесс развития музыкальных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.

Завершает работу конкретный практический материал, который отражен  в приложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
  2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  - М.:  Просвещение,1981;
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
  5. Вопросы  музыкальной  педагогики  Сб.  статей  вып.2/   ред.   -   сост.
  6. В.И.Руденко – М.: 1980;
  7. М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец.
  8. Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,1987;
  9. М.Картавцева. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Москва, 1978;
  10. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;
  11. Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984;
  12. А.С.Лында и др.Педагогика.// Уч.пособие для индустриально- педагогических техникумов профтехобразования.-М.: Высшая школа, 1973.
  13. Методика музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе.// уч.-методическое пособие для чтения лекций на факультетах хорового дирижирования муз.училищ.- М.: Кафедра хорового дирижирования Н.А.Шийка, 1974.
  14. Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.- Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.
  15. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994;
  16. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие - М.: 1978;
  17. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;
  18. Дошкольная педагогика. Учебное  пособие  для  студентов  пединститутов  / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;
  19. Жак-Далькрос Э.  Ритм.  Его воспитательное  значение  для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;
  20. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977; Ред.Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
  21. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;
  22. Музыка – детям: сборник статей вып.1  /  сост.  Л.Михеева  –  Л.:Музыка, 1970;
  23. Музыка – детям: сборник  статей  вып.3  /  сост.Л.Михеева  –  Л.:Музыка,1976;
  24. Музыка – детям: сборник  статей  вып.4  /  сост.Л.Михеева  –  Л.:Музыка, 1981;
  25. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;
  26. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема  музыкознания  // Восприятие музыки – М., 1980;
  27. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;
  28. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;
  29. Радынова  О.П.,  Катинене   А.И.,   Полавандишвили   М.Л.   Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;
  30. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у  детей  на  основе синтеза искусств (5-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000;
  31. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у  детей  на  основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998;
  32. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;
  33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
  34. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т.  – М., 1985;
  35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;
  36. Халабузарь  П.,  Попов В.,  Добровольская Н.   Методика   музыкльного   воспитания – М., 1989.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте