Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.
Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49
с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;
слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют
дидактический материал в самостоятельной практике;
Высокий
Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;
Верно, и четко высказывает свою мысль;
самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;
Мониторинг музыкального
воспитания детей осуществлялся
с помощью анализа проведенной
начальной и итоговой диагностики,
которая проводилась путем
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение
занятий, индивидуальная
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая
диагностика творческих
детей, оценка результатов.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
восприятие музыки
пение
музыкально-ритмические движения
чувство ритма
музыкальное творчество
В диагностическом исследовании приняли участие всего 15 воспитанников:
средняя группа - 15 детей
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
если тот или иной показатель
сформирован у ребенка и
если тот или иной показатель
находится в состоянии
Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.
если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), ставится оценка «недостаточный уровень» - «3»
Для улучшения показателей «среднего уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с ребенком с учетом выявленных проблем.
Присутствие показателей с «низким уровнем» потребовало привлечения комплексного психологического диагностического сопровождения в лице сотрудников д/с «Ромашка». По результатам диагностики были составлены карты индивидуального сопровождения и рекомендации по педагогической и психологической эффективности развития ребенка. После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 48%, конец года 4%.
Рис.1 Общие показатели уровня развития музыкальных способностей детей в старшей группы в д/с «Ромашка».
Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности (рис1):
- на начало учебного года: высокий 10 %, средний 69 %, низкий 21 %
- на конец учебного года: высокий 70 %, средний 29 %, низкий 1%.
Анализ результатов позволил
выявить положительные
дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Таким образом, можно сделать выводы:
Преобладание показателей высокого уровня, развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.
Заключение
Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа
показала, что именно дошкольный
возраст чрезвычайно важен для
развития музыкальных
2. Моделирование свойств
музыкальных звуков средствами
музыкально-дидактических
3. Итак, музыкальное развитие
детей в своей целостности
и комплексности не было бы
полным и разносторонним, если
бы опускалось в нем сенсорное
звено. Последний входит в
Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении.
Список литературы:
Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте