Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 17:27, реферат
Век рассвета музыкальной культуры Европы приходится на 19 век. Глубокая индивидуальность творчества композиторов находит свое выражение в новых способах исполнения музыкальных произведений. Произведения композиторов-романтиков доподлинно передают богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования.
Введение…………………………………………………………………… 3
Основные черты музыки в эпоху романтизма…………………… 4
Отражение идеалов романтизма в творчестве композиторов…... 8
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы…………………………………… 19
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
учебное заведение
высшего профессионального образования
Нижегородский
Государственный
им. Н.А.
Добролюбова
Кафедра
зарубежной литературы
Реферат на тему:
“РОМАНТИЗМ
В МУЗЫКЕ”
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………… 19
Век рассвета музыкальной культуры Европы приходится на 19 век. Глубокая индивидуальность творчества композиторов находит свое выражение в новых способах исполнения музыкальных произведений. Произведения композиторов-романтиков доподлинно передают богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования. Романтизм являет собой господство чувств, страстей, душевных стихий, которые познаются лишь только в уголках собственной души. В 19 в. музыка раскрывается не в статике, а в динамике, не в отвлеченных понятиях и рациональных конструкциях, а в эмоциональном опыте человеческой жизни. Эмоции эти не типизируются, не обобщаются, а субъективируются в каждый миг музыкального воспроизведения. Для романтиков “мыслить звуками” – выше, чем “мыслить понятиями”, и “музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются” (Г.Гейне). Композиторы-романтики чувствовали разлад с действительностью, стремились «укрыться» от враждебного им мира в вымысле или прекрасной мечте. В музыке начинают фиксироваться тонкие душевные колебания, страстные поры, изменчивость настроений – отражение реальных волнений и жизненных судеб музыкантов, сложившихся порой трагически. Романтическая музыка отказывается от пространственно-временных ограничений, свойственных классике. Романтики стремились к стиранию границ между различными видами искусств, стремились к утопичному, к отказу от материального, возвеличивали иррациональный мир, стремились разграничить мир вещей и собственное “Я”, отождествить “Я” со всем миром.
Идея синтеза
искусств нашли выражение в идеологии
и практике романтизма. Романтизм
в музыке сложился в 20-е годы XIX века
под влиянием литературы романтизма
и развился в тесной связи с
ним, с литературой вообще (обращение
к синтетическим жанрам, в первую
очередь к опере, песне, инструментальной
миниатюре и музыкальной
Музыка 1-й половины XIX в. быстро эволюционировала. Появился новый музыкальный язык; в инструментальной и камерно-вокальной музыке особое место получила миниатюра; разнообразным спектром красок звучал оркестр; по-новому раскрывались возможности фортепиано и скрипки; музыка романтиков была очень виртуозна.
Музыкальный романтизм
проявился во множестве разнообразных
ответвлений, связанных с разными
национальными культурами и с
разными общественными
И, тем не менее, все они отмечены некоторыми общими художественными принципами, которые позволяют говорить о едином романтическом строе мысли.
Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать богатый мир человеческих переживаний она была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Многие романтики подчеркивали музыке интуитивное начало, приписывали ей свойство выражать “непознаваемое”. Несмотря на то, что романтизм стремился к уходу от реальности, творчество большинства выдающихся композиторов-романтиков имело крепкую реалистическую основу. Интерес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на музыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности) присуще лишь относительно небольшому числу произведений романтиков. Они проявились отчасти в опере “Эврианта” Вебера (1823), в некоторых музыкальных драмах Вагнера, оратории “Христос” Листа (1862) и др.
К началу XIX века
появляются фундаментальные исследования
фольклора, истории, древней литературы,
воскрешаются преданные забвению средневековые
легенды, готическое искусство, культура
Возрождения. Именно в это время
в композиторском творчестве Европы
сложилось множество
Композиторы вовлекают
в общеевропейский музыкальный
язык интонационные обороты
Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу – сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов – романтиков.
Огромное место
отводится в музыкальных
С образами природы
часто соперничает тема фантастики,
что вероятно порождено стремлением
вырваться из плена реальной жизни.
Типичными для романтиков стали
поиски чудесного, сверкающего богатством
красок мира, противостоящего серым
будням. Именно в эти годы литература
обогатилась сказками, балладами
русских литераторов. У композиторов
романтической школы сказочные,
фантастические образы приобретают
национальную неповторимую окраску. Баллады
вдохновлены русскими писателями, и
благодаря этому создаются
Многие композиторы-романтики
выступали также как
Прогрессивный смысл Романтизма в этот период заключен главным образом в деятельности Ференца Листа. Творчество Листа, несмотря на противоречивость мировоззрения, в основе своей было прогрессивным, реалистическим. Он был одним из основоположников и классик венгерской музыки, выдающимся национальным художником.
Во многих произведениях
Листа получила широкое отражение
венгерская национальная тематика. Романтические,
виртуозные сочинения Листа расширили
технические и выразительные
возможности фортепьянной игры (концерты,
сонаты). Значительными были связи
Листа с представителями
Лист вместе
с тем сыграл большую роль в
развитии мирового музыкального искусства.
После Листа “для фортепиано стало возможно
все”. Характерные черты его музыки —
импровизация, романтическая приподнятость
чувств, экспрессивная мелодия. Лист ценится
как композитор, исполнитель, музыкальный
деятель. Крупнейшие работы композитора:
опера “Дон Санчо или замок любви”(1825),
13 симфонических поэм “Тассо”, “Прометей”,
“Гамлет” и др., произведения для оркестра,
2 концерта для фортепиано с оркестром,
75 романсов, хоры и др. не менее известные
сочинения.
Одним из первых проявлений романтизма в музыке было творчество Франца Шуберта (1797- 1828). Шуберт вошел в историю музыки как крупнейший из основоположников музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепьянной миниатюры, лирико-романтической песни (романса). Наибольшее значение в его творчестве имеет песня, в которой он проявил особенно много новаторских тенденций. В песнях Шуберта глубже всего раскрыт внутренний мир человека, заметнее характерная для него связь с народно-бытовой музыкой, сильнее всего проявилась одна из самых существенных особенностей его дарования — удивительное разнообразие, красота, обаяние мелодий. К лучшим песням раннего периода принадлежат “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”. Обе песни написаны на слова Гете. В первой из них покинутая девушка вспоминает любимого. Она одинока и глубоко страдает, ее песня печальна. Простой и задушевной мелодии вторит лишь монотонное жужжание ветерка. “Лесной царь”— сложное произведение. Это не песня, а скорее драматическая сцена, где перед нами выступают три действующих лица: отец, скачущий на коне через лес, больной ребенок, которого он везет с собой, и грозный лесной царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. Каждый из них наделен своим мелодическим языком. Не менее известны и любимы песни Шуберта “Форель”, “Баркарола”, “Утренняя серенада”. Написанные в более поздние годы, эти песни отличаются удивительно простой и выразительной мелодией, свежими красками.
Шубертом написано также два цикла песен — “Прекрасная мельничиха”(1823), и “Зимний путь”(1872) на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера. В каждой из них песни объединены одним сюжетом. В песнях цикла “Прекрасная мельничиха” рассказывается о юном мальчике. Следуя течению ручья, он отправляется в путь искать свое счастье. Большая часть песен этого цикла имеет светлый характер. Настроение цикла “Зимний путь” совсем иное. Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаяние он оставляет родной город и уходит бродить по свету. Его спутниками становятся ветер, метель, зловеще каркающий ворон.
Немногие приведенные
здесь примеры позволяют
Шуберт очень любил писать музыку для фортепиано. Для этого инструмента им написано огромное количество произведений. Подобно песням, его фортепьянные произведения были близки бытовой музыке и так же просты и понятны. Излюбленными жанрами его сочинений были танцы, марши, а в последние годы жизни — экспромты.
Вальсы и другие танцы обычно возникали у Шуберта на балах, в загородных прогулках. Там он их импровизировал, а дома записывал.