Романтизм в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 17:27, реферат

Описание

Век рассвета музыкальной культуры Европы приходится на 19 век. Глубокая индивидуальность творчества композиторов находит свое выражение в новых способах исполнения музыкальных произведений. Произведения композиторов-романтиков доподлинно передают богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Основные черты музыки в эпоху романтизма…………………… 4
Отражение идеалов романтизма в творчестве композиторов…... 8
Заключение……………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы…………………………………… 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат - РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ.docx

— 36.73 Кб (Скачать документ)

Если сравнить фортепьянные пьесы Шуберта с  его песнями, то можно обнаружить много общих черт. Прежде всего  — это большая мелодическая выразительность, изящество, красочное сопоставления  мажора и минора.  

Одним из крупнейших французских композиторов второй половины Х1Х века был Жорж Бизе, создатель  бессмертного творения для музыкального театра – оперы “Кармен” и замечательной музыки к драме Альфонса Доде “Арлезианка”.

Творчеству Бизе свойственны точность и ясность  мысли, новизна и свежесть выразительных  средств, законченность и изящество  формы. Бизе присуща острота психологического анализа в постижении человеческих чувств и поступков, характерная  для творчества великих соотечественников  композитора – писателей Бальзака, Флобера, Мопассана. Центральное место  в творчестве Бизе, разнообразном  по жанрам, принадлежит опере. Оперное  искусство композитора возникло на национальной почве и вскормлено традициями французского оперного театра. Первой в своем творчестве задачей  Бизе считал преодоление существующих во французской опере жанровых ограничений, тормозящих ее развитие. “Большая” опера кажется ему мертвым жанром, лирическая — раздражает своей слезливостью и мещанской ограниченностью, комическая более других заслуживает внимания. Впервые у Бизе появляются в опере сочные и живые бытовые и массовые сцены, предвосхищающие жизненные и яркие сцены.

Музыка Бизе к драме Альфонса Доде (Арлезианка) известна главным образом по двум концертным сюитам, составленным из ее лучших номеров. Бизе использовал некоторые подлинные провансальские мелодии: “Марш трех королей” и “Танец резвых лошадей”.

Опера Бизе “Кармен” – музыкальная драма, развертывающая перед зрителем с убеждающей правдивостью и с захватывающей художественной силой историю любви и гибели ее героев: солдата Хозе и цыганки Кармен. Опера Кармен создана на основе традиций французского музыкального театра, но вместе с тем она внесла и много нового. Опираясь на лучшие достижения национальной оперы и реформировав важнейшие ее элементы, Бизе создал новый жанр – реалистическую музыкальную драму.

В истории оперного театра Х1Х века опера “Кармен” занимает одно из первых мест. С 1876 года начинается ее триумфальное шествие по сценам оперных театров Вены, Брюсселя, Лондона.

Проявление личного  отношения к окружающему выразилось у поэтов и музыкантов прежде всего  в непосредственности, эмоциональной “открытости” и страстности высказывания, в стремлении убедить слушателя при помощи непрестанной напряженности тона признания или исповеди.

Эти новые веяния в искусстве оказали решающее влияние на появление лирической оперы. Она возникла как антитеза “большой” и комической опере, но она не могла пройти мимо их завоеваний и достижений в области оперной драматургии и средств музыкального выражения.

Отличительной особенностью нового оперного жанра  стала лирическая трактовка любого литературного сюжета — на историческую, философскую или современную  тему. Герои лирической оперы наделены чертами простых людей, лишенных исключительности и некоторой гиперболизации, характерных для романтической оперы.  

Самым значительным художником в области лирической оперы был Шарль Гуно. Среди  довольно многочисленного оперного наследия Гуно опера  “Фауст” занимает особое и, можно сказать, исключительное место. Ее всемирная известность и популярность не знают себе равных среди других опер Гуно. Историческое значение оперы (Фауст) особенно велико потому, что она была не только лучшей, но по существу первой среди опер нового направления, о которой Чайковский писал: “Невозможно отрицать, что (Фауст) написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности”. В образе Фауста сглажены острая противоречивость и раздвоенность его сознания, вечная неудовлетворенность, вызванная стремлением к познанию мира. Гуно не смог передать всю многогранность и сложность образа Мефистофеля Гёте, воплотившего дух воинствующего критицизма той эпохи.

Одна из главных причин популярности “Фауста” состояла в том, что в ней сконцентрировались лучшие и принципиально новые черты молодого жанра лирической оперы: эмоционально непосредственная и ярко индивидуальная передача внутреннего мира героев оперы. Глубокий философский смысл “Фауста” Гёте, стремившегося раскрыть исторические и социальные судьбы всего человечества на примере конфликта главных героев, получил у Гуно воплощение в виде гуманной лирической драмы Маргариты и Фауста.

“Фауста” по праву можно считать одним из первых и лучших классических образцов в жанре лирической оперы.  

Французский композитор, дирижер, музыкальный критик Гектор Берлиоз вошел в историю музыки как крупнейший композитор-романтик, создатель программной симфонии, новатор в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки. В его творчестве нашли яркое воплощение черты революционного пафоса и героики. Берлиоз был знаком с М. Глинкой, музыку которого высоко ценил. Находился в дружеских отношениях с деятелями “Могучей кучки”, восторженно принимавшими его сочинения и творческие принципы. Он создал 5 музыкальных сценических произведений, в том числе оперы “Бенвенуто Челлини”(1838), “Троянцы”, “Беатриче и Бенедикт” (по комедии Шекспира “Много шума из ничего”, 1862); 23 вокально-симфонических произведений, 31 романс, хоры. Его перу принадлежат книги “Большой трактат по современной инструментовке и оркестровке”(1844), “Вечера в оркестре”(1853), “Сквозь песни” (1862), “Музыкальные курьезы”(1859), “Мемуары”(1870), статьи, рецензии.  

Немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист Рихард Вагнер вошел в историю мировой  музыкальной культуры как один из величайших музыкальных творцов  и крупнейших реформаторов оперного искусства. Целью его реформ было создание монументального программного вокально-симфонического произведения в драматической форме, призванного  заменить все виды оперной и симфонической  музыки. Таким произведением явилась  музыкальная драма, в которой  музыка течет непрерывным потоком, сливающим воедино все драматургические звенья. Отказавшись от законченного пения, Вагнер заменил их своеобразным эмоционально насыщенным речитативом. Большое место в операх Вагнера  занимают самостоятельные оркестровые  эпизоды, являющиеся ценным вкладом  в мировую симфоническую музыку.

Руке Вагнера принадлежат 13 опер: ”Летучий голландец”(1843),”Тангейзер”(1845),”Тристан и Изольда”(1865), “Золото Рейна”(1869) и др.; хоры, фортепьянные пьесы, романсы.

Еще одним выдающимся немецким композитором, дирижером, пианистом, педагогом, музыкальным деятелем был  Феликс Мендельсон–Бартольди. С 9 лет  начал выступать как пианист, в 17 лет создал один из шедевров — увертюру к комедии “Сон в летнюю ночь” Шекспира. В 1843 г. основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. В творчестве Мендельсона, “классика среди романтиков”, соединяются романтические черты с классическим строем мышления. Его музыке присущи яркая мелодичность, демократизм выражения, умеренность чувств, спокойствие мысли, преобладание светлых эмоций, лирических настроений, не без легкого налета сентиментальности, безупречность форм, блестящее мастерство. Р. Шуман назвал его “Моцартом Х1Х столетия”, Г. Гейне -  “музыкальным  чудом”.

Автор пейзажных  романтических  симфоний (“Шотландская”, “Итальянская”), программных концертных увертюр, популярного скрипичного концерта, циклов пьес для фортепьяно “Песня без слов”; оперы “Свадьба Камачо”. Написал музыку к драматическому спектаклю “Антигона” (1841), “Эдип в Колоне”(1845) Софокла, “Аталия” Расина (1845), “Сон в летнюю ночь” Шекспира (1843) и другие; оратории “Павел”(1836), “Илия” (1846); два концерта для фортепьяно и два для скрипки.  

В итальянской  музыкальной культуре особое место  принадлежит Джузеппе Верди –  выдающемуся композитору, дирижеру, органисту. Основная область творчества Верди — опера. Выступал главным  образом как выразитель героико-патриотических чувств и национально освободительных  идей итальянского народа. В последующие  годы он уделял внимание драматическим  конфликтам, порожденным социальным неравенством, насилием, угнетением, обличал  в своих операх зло. Характерные  черты творчества Верди: народность музыки, драматический темперамент, мелодическая яркость, понимание законов  сцены.

Он написал 26 опер: “Набукко”, “Макбет”, “Трубадур”, “Травиата”, “Отелло”, “Аида” и др., 20 романсов, вокальные ансамбли.  

Молодой норвежский композитор Эдвард Григ (1843-1907) стремился  к развитию национальной музыки. Это  выражалось не только в его творчестве, но и в пропаганде норвежской музыки.

В годы жизни  в Копенгагене Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “ Юморески”, сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца. В тонких лирических “Поэтических картинках” (1863) еще робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига.

Творчество Грига  обширно и многогранно. Григ писал  произведения самых различных жанров. Фортепьянный концерт и Баллады, три сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствует о постоянной тяге Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был интерес  композитора к инструментальной миниатюре. В той же мере, как и  фортепьянная, композитора привлекала и камерная вокальная миниатюра  – романс, песня. Не будь основной у  Грига, область симфонического творчества отмечена такими шедеврами, как сюиты “Пер Гюнт”, “Из времен Хольберга”. Один из характерных видов творчества Грига - обработки народных песен и танцев в виде несложных фортепьянных пьес, сюитного цикла для фортепиано в четыре руки.

Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего  определяется глубокой связью его с  норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий.

Замечательное мастерство вариационного и вариантного  развития мелодии, свойственное Григу, коренится в народных традициях  многократного повтора мелодии с изменениями ее. “Я записал народную музыку моей страны”. За этими словами скрывается благоговейное отношение Грига к народному искусству и признание его определяющей роли для собственного творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Исходя из всего  вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

На возникновение  романтизма повлияло три главных  события: Великая французская революция, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе. Романтизм как  метод и направление в музыке и художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу.

Открыли принцип  историзма (просветители судили о прошлом  анти исторически для них существовало “разумное” и “неразумное”). Увидели в прошлом человеческие характеры, сформированные своим временем. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

Интерес к сильной  личности, которая противопоставляет  себя всему окружающему миру и  опирается только сама на себя, и внимание к внутреннему миру человека.

Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений. Силы, противодействующие романтизму, начали формироваться во второй половине 19 века (Брамс, Брюкнер, Малер). С их появлением наметились тенденции к повторному обращению к реальному миру, объективности, отказу от субъективного. Но, несмотря, на это романтическое мироощущение или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.

Романтизм как  общее мироощущение, свойственное преимущественно  молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор живёт и будет жить в мировом искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Брянцева В.Н. “Музыкальная литература зарубежных стран”, “Музыка” 2001г. 

2. Прохорова И.А. “Музыкальная литература зарубежных стран”, изд. “Музыка” 1992г. 

3. Bent I. “Music Theory in the Age of Romanticism”, Cambridge, 1996 

4. Prawer S. “The Romantic Period in Germany”, London, 1970

Информация о работе Романтизм в музыке