Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:13, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявить стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
Задачи:
Рассмотреть место поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова.
Сделать обзорный анализ «Шести романсов на стихи А. С. Пушкина», исходя из анализа, выявить особенности драматургии цикла.
Проанализировать хоровой концерт «Пушкинский венок»
На основе сравнительного анализа двух циклов проследить черты стилистического единства в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
I. Введение
II. Основная часть
Г. В. Свиридов и поэзия.
Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова
3. История создания и образный строй шести романсов на слова А. С. Пушкина
4. Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина
5. История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок»
6. Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок»
III. Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Каждое новое поколение
В советское время значение А. С. Пушкина как родоначальника русской лирической поэзии, гордости отечественной культуры укрепляется. В музыке этого периода поэзия Пушкина играет большую роль в поисках новой гармонии и «новой простоты» средств, помогая соединить выражение личного, своего и общезначимого.
«Стремление к внутренней
Если мы обратимся к творчеству Свиридова,
то обнаружим, что к произведениям А. С.
Пушкина композитор обращается на протяжении
всего творческого пути – Г. В. Свиридов
вошел в музыку с циклом романсов на стихи
А. С. Пушкина, через некоторое время им
был создан романс «Ворон к ворону летит»
и ставшие любимыми «музыкальные иллюстрации»
к повести «Метель». В 1978 году был написан
хоровой концерт «Пушкинский венок» -
всё это свидетельствует не только о глубоком
постижении идей и образов, созданных
гением поэта, но и о несомненном чувстве
любви к творчеству А. С. Пушкина, стремлении
проникнуть в круг его образов и переживаний.
История
создания и образный
строй цикла
В 1935 году девятнадцатилетний
композитор Г. В. Свиридов
Произведение это сразу
Что же нового удалось сказать Свиридову своей музыкой?
Первое, что обращает на себя
внимание и особенно
В то же время Свиридов не
пользуется внешними
Выбор стихов, внимательное вслушивание
в их поэтическое звучание
и смысл определили особый
характер свиридовской лирики, которая
наполнена глубиной мысли и
цельностью чувства,
Шесть стихотворений, вошедших в цикл, характеризуют определённый период жизни А. С. Пушкина – ссылку в Михайловском (два из них – «Предчувствие» и «Подъезжая под Ижоры» - были написаны позже, в 1828 – 1829 годах. Первое по смыслу и тональности очень близко «михайловским» стихам, второе – как бы символизирует «выход на волю»).
Несмотря на отсутствие
Герой стихов (и романсов) одинок, но одиночество не привносит в его душу надлома и щемящей боли.
Музыкальный язык этого вполне
зрелого сочинения юного
Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина
Открывает цикл романс «Роняет лес багряный свой убор» - монолог, вводящий в атмосферу печальных раздумий. Именно размышление является той ключевой точкой, от которой берут начало все остальные романсы.
«Роняет лес багряный свой
убор» - начало стихотворения
«19 октября», которое было написано
А. С. Пушкиным в 1825 году в
день лицейской годовщины, Оно
передаёт мысли и чувства
Интересна трактовка формы:
Во второй части куплета, не
разрушая общей атмосферы,
Таким образом, уже в первом
романсе ощущается стремление
к преодолению гнетущего
В целом жанр романса можно определить как элегию.
Вокальная мелодия диатонична, основана
на кварто – квинтовых
Во втором романсе – «Зимняя дорога» - появляется один из ведущих мотивов цикла – мотив дороги. Этот характерный для русского искусства образ всегда привлекал внимание композиторов и был очень распространён в романсах. И. Брянцева отмечает, что «отталкиваясь от жанра русской бытовой песни, Свиридов дал свой вариант «распева» известнейших пушкинских стихов».
Главной особенностью
Самая главная находка
Дорога в романсе Свиридова
выступает как олицетворение
нескончаемости и
«К няне». Здесь появляется единственная реальная спутница поэта. Если в предшествующих романсах у него возникали только мечты о свидании с дорогими ему людьми, то в этом рисуется конкретный образ няни – правда такой же одинокой, как и он сам. Та теплота и сердечность чувства, которые выразил Пушкин в своём стихотворении, пронизывают и всё существо свиридовской музыки. В гибкой и мягкой мелодике вокальной партии, отражающей все нюансы текста, в фортепианном сопровождении, рисующем жужжание веретена или бег спиц, в какой – то «осторожности» постепенного развития его поначалу узкого диапазона – во всём чувствуется большая бережность и нежность отношения поэта к «подруге дней своих суровых».
Форма произведения
Романс «К няне» является
В «Зимнем вечере» происходит развитие эмоционального диапазона, укрупнение масштабов и, по отношению к «Няне», возникает сильный контраст. Усиливаются контрасты и внутри романса – зловещим «бури завываниям» противопоставлен ещё более реальный, чем в предыдущем романсе, облик няни. Эпические черты свойственны не только образу стихов, но и торжественному монументальному завершению. Это кульминация образа надежды в цикле, проникновение в него пушкинской солнечности, озарённости. Это достигается за счет изменения фактуры, использования мерцающих сопоставлений мажора – минора. Правда, зыбкие, тающие звуки фортепианного заключения рассеивают, размывают эту краску.
Романс «Зимний вечер» написан
в духе бытового романса, как
и второе произведение цикла.
И вновь яркие картины рисует
нам партия аккомпанемента. Тревожный
зимний вечер, метель, завывания
ветра. Как и в третьем
«Предчувствие» - реприза, замыкающая романсы, объединённые общими поэтическими мотивами. От него протягивается арка к первому романсу: то же настроение печали, тоски, одиночества, переданное в форме размышления, монолога, та же суровая сдержанность в выражении чувств, то же соотношение образов в пределах двухчастного куплета. Много общего и в музыкальном языке: тональность cis – moll, кварто – квинтовая опора мелодии, нисходящие ходы в партии фортепиано.
Но тучи, собравшиеся над поэтом,
здесь сгущаются. Появляется
Информация о работе Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина