Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:13, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявить стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
Задачи:
Рассмотреть место поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова.
Сделать обзорный анализ «Шести романсов на стихи А. С. Пушкина», исходя из анализа, выявить особенности драматургии цикла.
Проанализировать хоровой концерт «Пушкинский венок»
На основе сравнительного анализа двух циклов проследить черты стилистического единства в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина.
I. Введение
II. Основная часть
Г. В. Свиридов и поэзия.
Роль поэзии А. С. Пушкина в творчестве Г. В. Свиридова
3. История создания и образный строй шести романсов на слова А. С. Пушкина
4. Анализ шести романсов на слова А. С. Пушкина
5. История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок»
6. Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок»
III. Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Внезапным выходом из
Ослепительно яркий, сверкающий C –
Dur пробивает мрачную атмосферу предыдущих
романсов, устанавливается лёгкое, стремительное
движение летящей тройки. При всей неожиданности
этого нового путешествия оно связано
с романсом «Зимний путь» - и звоном бубенцов,
и даже тональностью (C – Dur), прозвучавшей
в кульминации «Зимнего вечера». Отмечавшиеся
в цикле квартовые интонации превратились
в радостно – ликующие фанфары – у голоса
и подражающего ему фортепиано. Здесь
много выдумки, юмора: резкие синкопированные
аккорды в неожиданно низком регистре,
целотонная гамма, выделяющаяся своей
причудливостью в общей системе диатоники.
Так же остроумны и мимолетные, но меткие
бытовые зарисовки в среднем разделе,
дополняющие живую, конкретную реальность
пушкинского мира во всём цикле.
Романсы, на первый взгляд, не связаны друг с другом по содержанию, но их последовательность очерчивает своеобразную композицию, где проходят чередой времена года: «от осенней элегии через зимние картины к весенней радости и свету», (А. Сохор). Объединяет все произведения и впервые появившийся в свиридовских циклах и кантатах мотив дороги. Намечается здесь тоже ставший затем традиционным драматургический перелом в финале.
Пушкинский цикл Свиридова –
первое сочинение композитора,
во многом определившее
Наряду с этими типическими
чертами уже в первом
Это сочетание исходит от
Естественно, что такой тип
выражения связан с
Ещё один важнейший итог
История создания и образный строй хорового концерта «Пушкинский венок»
«Музыке Г. В. Свиридова
В июне 1979 года, когда отмечалось
180-летие со дня рождения А.
С. Пушкина, было впервые
Действительно, «Пушкинский венок» чрезвычайно «многоцветен» и по жанрам, и по темам, и по своей образности. Музыкальное воплощение стихов отличается поразительным для миниатюр разнообразием форм, лада, гармоний, типов мелодики, приемов хорового письма. Излюбленные русскими композиторами стихотворения «Эхо», «Мери» соседствуют с текстом народной песни, записанной А. С. Пушкиным. Здесь есть и стихи из цикла «Подражания Корану», а в открытом, полном ожидания, устремленном в бесконечную даль финале звучат фрагменты двух неоконченных стихотворений поэта, объединенных в свое время М. П. Мусоргским в романсе «Стрекотунья белобока».
«Да, за целым рядом этих стихотворений уже стоит музыкальная традиция. Но раньше они существовали сами по себе, разрозненно, отдельными жемчужинами. И вот теперь соединенные, обрели жизнь на каком-то совсем новом уровне, поскольку дали друг другу дополнительный свет и смысл. Самый факт их сплетения в один «венок» заставляет задуматься. В самом деле, здесь, на небольшом, но емком пространстве, образуемом десятью хорами, сошелся, кажется, целый мир: небо и земля, Восток и Европа, античная Греция и православная Русь. И Солнце - центр мироздания, средоточие жизни описало свой круг. От «Зимнего утра» оно склонилось к вечеру, скрылось и ночи и вновь воскресло в надежде нового утра. Точно так же и «день» жизни человеческой миновал различные стадии, испытав смену многообразных движений души — восторженных, лирически нежных, иронически печальных, углубленно медитативных, молитвенных... И все это вместе, сомкнувшись в круг «согласных стройных хоров», создает впечатление удивительной, гармонической полноты бытия», (……)
Г. В. Свиридов обратился к
поэзии А. С. Пушкина в тоне
почтительного преклонения
И всё же только этого ракурса
Г. В. Свиридову оказалось
Анализ номеров хорового концерта «Пушкинский венок»
«Зимнее утро».
С ослепительно солнечного, зимнего утра, с торжествующего гимна русской природе, начинается хоровой концерт «Пушкинский венок» Г. В. Свиридова: «Мороз и солнце. День чудесный!». Номер «Зимнее утро» представляет собой пейзажную зарисовку, в то же время образ не статичен – это целая «вереница» светлых, ясных образов.
В
патетически приподнятой
Классична гармония с совершенной, консонантной чистотой ее главного аккорда — трезвучия, классичны диатонический мажорный лад (D - dur) — тональность финала «Пушкинского венка», тональность света, радости. Классична ясная, сквозная строфическая форма, точно следующая за развитием стиха, с ее полным соответствием стихового и мелодического кадансов.
Подчеркнем при этом, что композитор вовсе не пытается копировать музыкальный язык пушкинской эпохи. Его музыка, в которой отложился опыт, накопленный культурой к концу XX века, по смысловой и художественной емкости своей глубоко современна. Г. В. Свиридов лишь создает художественно - обобщенный образ этого стиля благодаря использованию некоторых узнаваемых деталей и черт.
Средний раздел звучит как воспоминание, настороженно и несколько мрачно. Смене музыкального образа способствовали и изменение фактуры (соло сопрано), и подача музыкального материала: слова звучат у солиста (как воспоминание одного человека, его мысли). Тональность e – moll также помогает создать новый образ, но этот образ оказывается мимолетным (20 тактов), его сменяет торжественный гимн, повторяющий интонации и построения I части.
«Колечушко-сердечушко»
Слова для этого номера Г. В. Свиридов нашел в пушкинских записях народных песен. Содержание текста носит повествовательно – живописный характер, здесь запечатлен образ страдания и печали.
Далеко, за тысячу верст, устремлен одинокий женский голос:
Не летай, мой соловей, Поздно вечером один...
Так,
повторяясь и обретая через повтор
все более и более
Как контраст протяжному сопрано, энергично и экспрессивно звучит мужской хор:
Парень девушку любил. Колечушко подарил.
В песне проявляется предельная для гармонического стиля «Пушкинского венка» диссонантность. Ею обеспечивается возрастание душевного переживания, готового вот-вот взорваться, выплеснуться в рыдании, в крике. Но этого не происходит: поток чувств обуздывает прочная, веками отработанная, устоявшаяся песенная форма.
И вот, после сильнейшего душевного потрясения, после борьбы прорывающейся наружу диссонантности гармонии со сдерживающей, центростремительной песенной формой наступает кульминация номера: замирает одинокий женский голос: «Не летай, мой соловей, поздно вечером один...»
Кажется, что эта концовка песни подготовила настроение следующей лирической части — «Мери», «которая уже вся исполнена нежной тишиною».
«Лирическая героиня» этой песни совсем иная, чем та, которая горевала в «Колечушке...». В легком, грациозном ритме, в прозрачности и стройности классической четырехголосной фактуры прорисовывается изящный женский образ, отличающийся аристократической хрупкостью, воздушностью.
Интересно сравнить эту часть с романсом «Мери» М. Глинки, написанным на те же стихи. М. Глинка и Г. В. Свиридов выражают совершенно различные настроения, различное отношение к героине. У М. И. Глинки почти фанфарно звучит ключевая фраза «Пью за здравие Мери». Мелодия взметается вверх, восторженно льется речь, в которой кипит страсть, обожание, выраженные громко и открыто. В свиридовской «Мери» эмоциональным толчком становится совсем другая внешняя и внутренняя ситуация: тихо закрытые двери. В этой ситуации, естественно, возникают совсем иные, чем у М. И. Глинки, мелодические интонации — нежные, интимные и совсем иные повторы, которые задерживают внимание на главных мыслях и словах. Трижды, нарушая стилистический строй песни и тем самым особо выделяясь на общем фоне, звучит нежное имя: «Мери». Тональность, в которой написан номер (Des – Dur) – теплая и светлая, помогает композитору передать легкий, поэтический образ.
Информация о работе Стилистические черты в произведениях Г. В. Свиридова на стихи А. С. Пушкина