Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:40, творческая работа
При анализе финансово-хозяйственной деятельности используют следующие методы и приемы :
1) Разработка и использование системы аналитических показателей для измерения и оценки хозяйственной деятельности.
2) Сравнение.
3) Детализация и группировка.
4) Взаимосвязанные изучения хозяйственных процессов.
5) Элиминирование.
Вопрос
№3. Сущность приёма элиминирования. Методика
его использования в анализе.
При
анализе финансово-
1) Разработка и использование системы аналитических показателей для измерения и оценки хозяйственной деятельности.
2) Сравнение.
3) Детализация и группировка.
4) Взаимосвязанные изучения хозяйственных процессов.
5) Элиминирование.
6) Обобщение результатов.
1) Аналитические показатели – это понятия в которых находят отражения: объемы, уровень, эффективность хоз. процессов.
Различают
содержание показателей и их числовое
значение. В содержании показателя
выражается экономическая сущность
изучаемых процессов, а в числовом
значении конкретные их значения.
Абсолютные величины – отражают размер изучаемого явления в натуральной, конкретной форме.
Относительные
величины – отражают соотношение
между размерами изучаемых
3)
По характеру использования
А) характеристики хоз. процессов – отражают динамику хоз. процессов, строение хоз. процессов, состав.
Б) факторы – причины оказывающие влияние на достигнутые результаты влияние с/с на изменение прибыли.
4)
По степени обобщения
Частные – отражают отдельные стороны хоз. процесса ( характеристика объёма продукции в разрезе ассортимента).
Обобщающие – отражают общие признаки , свойства хоз. процессов (валовая продукция , рентабельность продукции).
5) По цели применения показатели делят на:
Результаты
– характеризуют результат
Показатели
эффективности использования
6)
По широте использования
А) Показатели используемые во всех отраслях народного хоз – ва
( прибыль, рентабельность).
Б) Частные показатели (специфические) – которые используются в определённых отраслях нар. хоз. (жирность молока, яйценоскость).
Существуют различные классификации методов экономического анализа. Они описаны в учебниках и монографиях по экономическому и финансовому анализу.
Ведущим
классификационным признаком
Качественные (неформализованные) методы основаны на описании причин и условий хозяйственной деятельности на логическом уровне. Они применяются тогда, когда объект изучения либо слишком простой, либо настолько сложный, что учесть все взаимосвязи не представляется возможным. Неформализованные методы используются в основном при прогнозировании состояния объекта в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии информации о возможных путях развития событий.
Качество
результатов анализа при
- широтой охвата изучаемых явлений;
- уровнем аналитического обобщения известных данных;
- степенью учета перспектив развития явлений и процессов.
Применение
неформализованных методов
К качественным методам экономического анализа можно отнести метод сравнений, экспертный метод, метод уровневого прогнозирования, метод последовательного принятия решений, метод интервью, сценариев, а также методы коллективной генерации идей (мозгового штурма) и др.
Примером
использования качественных методов
экономического анализа может служить
классификация возможных рисков
осуществления конкретного
Количественные методы – это такие методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные зависимости, т.е. взаимосвязь анализируемых показателей и определяющих их факторов выражается с помощью формул. К таким методам относятся методы математического моделирования, экономико-статистические методы, индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолированного влияния факторов и др.
Основными способами и приемами методики экономического анализа являются:
- разработка систем показателей для измерения экономических процессов;
- сравнение;
- легализация и группировки;
- элиминирование;
- взаимосвязанное изучение производственных, хозяйственных и финансовых процессов;
- обобщение результатов анализа.
Некоторые экономисты выделяют еще ряд приемов экономически анализа: прием цепных подстановок, способ долевого участия, прием выявления «узких мест» и ведущих звеньев, балансовый метод, графический метод, экономико-математические методы и т.д.
Методику экономического анализа принято подразделять на общую и частную. Названные выше приемы относятся к общей методике. Они применяются при изучении различных хозяйственных процессов, исследовании деятельности разных организаций, а также состояния любых отраслей национальной экономики.
Частная методика анализа более конкретна, она представляет собой совокупность приемов исследования, применяемых для изучения определенных хозяйственных процессов. Например, частная методика анализа позволяет установить, какие экономические показатели применяются для характеристики конкретного хозяйственного процесса, где должна быть получена необходимая информация; каким образом собранные данные нужно обработать, какие расчеты произвести; какие выводы могут быть сделаны по результатам анализа.
При
экономическом анализе
В
последние годы в экономическом
анализе широко применяются новейшие
разработки в области прикладной
математики. Это расширяет возможности
измерения связей между взаимодействующими
факторами и позволяет
Все приемы экономического анализа взаимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях. Это позволяет глубоко и комплексно анализировать деятельность коммерческих организаций, вскрывать резервы возможного повышения ее эффективности.
Сравнение – важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы,
показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.
Характеристика
технологического процесса дается путем
сравнения достигнутых
Фактические расходные коэффициенты по отдельным видам сырья, фактические затраты труда на изготовление отдельных изделий или проведение конкретных операций сравниваются с нормативными.
Наиболее
распространенными в
*
отчетных показателей с
*
плановых показателей с
отчетных
показателей с показателями предыдущих
периодов. Это дает возможность наблюдать
за динамикой экономических
плановых
и фактически достигнутых показателей
отчетного периода с
показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;
показателей организации с показателями аналогичных предприятий в России и странах со стабильной рыночной экономикой.
Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения, отклонения в процентах к базисным показателям, в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.
К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие:
- устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т.е. в ценах отчетного периода;
- устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции;
- приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;
- тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.
В практике экономического анализа используются и другие способы приведения показателей к сопоставимости в зависимости от специфики отрасли (например, устранение сезонных особенностей, территориальных различий и др.), но указанные выше способы являются важнейшими.
Показатели,
представленные в учетных регистрах
и отчетных материалах коммерческих
организаций, являются, как правило,
результатом группировки и
Детализация изучаемых показателей может быть осуществлена по многим направлениям: времени совершения операций, месту их совершения, составным частям, а также по факторам, обусловившим достигнутые результаты.
Детализация по времени: детализация годовых показателей осуществляется по кварталам, квартальных -- по месяцам, месячных -- по декадам или пятидневкам, внутри декад или пятидневок -- по рабочим дням, сменам, часам и т.п. Такая детализация позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов, например за равномерностью выпуска и отгрузки продукции, равномерностью поступления сырья и материалов, а также выявить тенденции в динамике процессов.
Детализация по месту совершения хозяйственных процессов: расчленение отраслевых показателей по организациям, внутри организаций -- по отдельным структурным подразделениям. Такая детализация дает возможность выявить ведущие и отстающие подразделения, сосредоточить внимание на изучении результатов их деятельности.
Информация о работе Сущность приёма элиминирования. Методика его использования в анализе