Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:24, реферат

Описание

1)Во времена Бетховена
2)Детство композитора.
3)Юность
4)Встреча с Веной:
а)игра Бетховена;
в)Бетховен-композитор(Первая симфония)
5)Героические годы(Вторая - Шестая симфонии)
6)Бетховен и Гете
7)Разочарования и поиски(Седьмая и Восьмая симфонии)
8)К новым берегам(Девятая симфония)

Работа состоит из  1 файл

Реферат Людвиг ван Бетховен.docx

— 266.19 Кб (Скачать документ)

Дружба Бетховена с  симейством Брунсвик продолжалась многие годы. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату "Аппассионата" и фантазию для фортепьяно (соль - минор), Терезе - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К надежде".

Многие годы Бетховен помогал  бедной вдове, воспитавшей четырех  детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которые сохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было состояться. Ради детей, Жозефина вышла замуж за барона Штакельберга.

Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределы Австрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекало многочисленную публику.

2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную "академию". Она продолжалась от половины седьмого до половины одиннадцатого. Она состояла из семи номеров. В один из номеров входила первая симфония. "Академия" была признана...

И вдруг все  рухнуло. Страшный недуг - глухота - поразила Бетховена...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Героические годы(Вторая - Шестая симфонии)

Сколько не обращался  Бетховен к врачам, сколько не лечили его, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она  не была заметна другим, но в вскоре это перестало быть тайной. В 1814-1816 годах он оглох настолько, что уже не мог воспринимать речь.

Композитор был в  ужасе... В порыве отчаянья он пишет предсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этому времени он закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своих произведений.

Но не успел он закончить  свое завещание, как в его мозгу  начал рождаться величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей ни на одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьей симфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказалась трудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего. Его очень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него оказалось разочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как пианист узнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал свою симфонию " Героической ".

В 1804 году Бетховен создает  еще две сонаты: "Аврора" и " Аппассионата".

Потом он долго не будет возвращаться к сонатам, но напишет 4,5,6симфонии. Все три- возникли одна за другой. Одна - суровая и героическая; вторая и третья - светлые и радостные. Настроение Четвертой и Шестой симфоний во многом сходны и перекликаются с сонатой " Аврора". В них свет, радость, преклонение перед природой, растворение в ней, столь характерное для Бетховена.

А какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словно сконцентрирована судьба самого Бетховена и судьба его поколения - героическому поколению на долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно, в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: "От мрака к свету, через борьбу к победе".

Героические образы воплощены  во многих увертюрах Бетховена. Это увертюры: к трагедии Гете "Эгмонт";  и т.д.

В 1804 году  Бетховен  получил  заказ Венского театра на  оперу"Супружеская любовь".  Но опера не  получила  признания т.к. в это время в Вену вступили наполеоновские войска и Вена опустела, жители покинули ее.

В 1806 году огорченный, но не сломленный провалом оперы Бетховен написал скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный концерт, 32 вариации для фортепьяно.

Прошло 7 лет. Бетховен неожиданно стал модным композитором. Шумную, но не долговечную славу принесло ему  произведение случайное, недостойное имени Бетховена - "Битва при Виттории". Оно имело грандиозный успех, на концертах присутствовали европейские знаменитости, но никто из слушателей не понимал по настоящему Бетховенскую музыку.

Неожиданный успех сыграл важную роль в возрождении бетховенской оперы. В третий раз переделанная "Фиделио" ( второе название оперы) имела огромный успех, зал был полон. В Вене опера прошла 22 раза, затем она была поставлена в Праге, в Париже, в Берлине. "Фиделио" - необычная опера. Ясно чувствуется, что она написана великим симфонистом, впервые обратившемся к оперному театру. Вначале перед зрителем раскрывается вся трагедия пьесы; и конец - неудержимая бурная радость, ликование народа в мощном героическом хоре.

После этой Бетховен опер больше не писал, хотя у него было очень много набросков. Он говорил, что для того, что бы писать оперы нужен подходящий текст, что то,что будет волновать и вдохновлять, а таких текстов у него не было.

6)Бетховен и Гете

Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в Теплице. Здесь он чувствовал себя одиноким, т.к. по политическим событиям людей здесь было мало. Но вот, в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл великий герцог Веймарский со своим министром, тайным советником Иоганном - Вольфгангом фон Гете. Осуществилась мечта Бетховена, он встретился со своим кумиром, величайшим поэтом современности. Композитор знал его с детства, преклонялся перед ним, часто писал музыку на стихи Гете. Работая над своими симфониями, он обращался к поэзии Гете.

И вот состоялась встреча двух гениев. Гете был покорен  Бетховеном. На следующий день два человека вместе совершили прогулку, И все последующие дни общались. Но эта встреча для Бетховена оказалась печальной. К сожалению эта так долго ожидаемая встреча с почитаемым поэтом глубоко разочаровала Бетховена. Он открыто говорил об этом, и даже посмеивался над ним. Бетховен говорил о Гете: " Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей". Гете оказался обычным придворным, ему оказывали знаки внимания королевские особы, и это оказало свое влияние на поэта. Но Бетховен, так едко издевавшийся над Гете во время их единственной встречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. В последнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним, писал о своем почтении, любви и великом уважении...

 

 

7.Разочарования  и поиски(Седьмая и Восьмая симфонии)

Начиная с 1812 года творчество Бетховена становится все  менее интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии - Седьмую в мае и Восьмую в октябре - и затем на протяжении 10 лет не обращается к своему излюбленному жанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его мысли.

  Седьмая и Восьмая симфонии значительно отличаются от своих предшественниц. В них господствует веселье, юмор, танцевальная стихия. По словам Роллана, это " произведения, в которых Бетховен, быть может, более чем где - либо показал себя в откровенном виде...". Гете, говорил, что это симфонии, написанные пьяницей. И действительно - они сочинены пьяным человеком, но опьяненным силой и гением. Чайковский любил Седьмую симфонию больше всех других симфоний, написанных Бетховеном. И действительно Седьмая симфония сразу имела успех. Восьмая симфония кажется данью Бетховена ушедшему XVIII веку - он словно вспоминает своего учителя, "папашу Гайдна".

Возможно, что эти радостные, полные жизни, юмора и света произведения вдохновлены нежным чувством Бетховена к берлинской певице Амалии Зебальд, с которой он встречается в Теплице в 1811 - 1812 годах. Ей было 25 лет, и она пленяла своим голосом, ей он посвящает свои письма.

В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на слова венского журналиста.

И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяет  песням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен, в том числе и русских, украинских и т.д.

Но к излюбленным  жанрам в эти годы Бетховен почти не возвращался. Была написана лишь одна фортепьянная соната.  Он словно размышлял, подводил итоги, оглядываясь на пройденный путь.

Фортепьянная соната.  Ее классическую форму создал Гайдн и развил Моцарт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из их достижений, хотя сразу же заявил о себе новыми темами и образами.

Жизнь Бетховена  текла все более уединенно  и тихо. Посетителей поражало его  убогое заброшенное жилище. В эти  годы заметно сократилось не только творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 году он в последний раз выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того, что стало невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, но ни у кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этом узнал, он впал в глубокое отчаянье. Он был поражен в самое сердце и до конца жизни жил под впечатлением этого ужаса...

 

 

8.К новым берегам (Девятая симфония) В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаются новые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонат для фортепьяно и пять величественных струнных квартетов. Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все они значительно отличаются от сонат, написанных в "героические годы". Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим - глубокой философской лирики, сложной напряженной работы мысли. Сонаты богаты контрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало, человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в мажорных тональностях. Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самая монументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в ней нежность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобы завершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховена является 31-я соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастные образы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатному творчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков. Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5 квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире. Наряду с произведениями возвышенными, философскими, Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, в которых он словно отдыхает и развлекается. Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал и перечитывал Шиллера.

 Продумывал  разные способы выражения Шиллера  в музыке. Бетховен настаивал на том, чтобы в симфонию были вставлены слова, хотя его современники были против этого. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из - за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В конце одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал. Все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход был ничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и придворных не почтил композитора своим присутствием. Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу, музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторы мечтали встретиться с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини. Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист. Но, не смотря на громкую славу, нужда упорно преследовала Бетховена. Сочинения приносили мало дохода, а пенсия, выделенная ему богатыми вельможами, выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть Бетховена было невыносимо. Грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза вызывали жалость. Он меняет квартиру на более дешевую, где и мебели нет, но висят портреты прадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты Гвиччарди; и лежит письмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля. Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и болезни, но и тягостное отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный нрав и заносчивость, он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои. Но из - за болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году брат умирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего, которого очень любил. но и это приносило композитору одни огорчения. Сначала он несколько лет судился с матерью мальчика за право опекунства, а потом пришлось воспитать человека одаренного, но испорченного до мозга костей. Но не лучше были и отношения у пианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у которых не сложились. Находясь в гостях у брата в его имении, Бетховен простудился, он долго проболел, а после этого у него началась водянка, ему пришлось сделать 4 операции.     26 марта 1827 года в тяжелый мрачный день в пять часов дня Людвиг ван Бетховен скончался. Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собрались для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким почтением...Вскоре его имущество было распродано. Вена хотела почтить память Бетховена большим концертом, но сначала его перенесли на другое время, а потом и вообще забыли о нем. Было открыто два памятника: один - на его могиле, а другой - в Гейлигенштадте. Но не эти памятники заставляют людей всего мира вспоминать на протяжении  веков о Бетховене. Бессмертным его сделала музыка...


Информация о работе Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена