Звукоизвлечение на струнно-смычковых инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:29, реферат

Описание

В результате колебания какого-либо упругого тела возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, состоящих из передвигающихся сжатий и разряжений. Эти колебания называются звуковыми волнами. Улавливаемые слухом, они вызывают ощущение звука. Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами: высотой, громкостью и тембром.

Работа состоит из  1 файл

Звукоизвлечение.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

    8. Играйте  посредине между подставкой и грифом, ибо в этом месте  тон получается наиболее полный и   звучный. Только в тех  случаях, когда желательно получить мягкий, чарующий звук pianissimo, можно играть у грифа и даже на самом грифе. Кроме того, как только вы приближаетесь к подставке с некоторой   долей усилия, тон становится жестким. Играя абсолютно pianissimo едва  
     

    касаясь струн, вы добьетесь эффекта, известного под названием flautato, потому что его применяют для подражания тембру флейты.

    При каждом своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии, параллельно подставке.* 

   А теперь давайте рассмотрим отношение  В. Борисовского к проблеме звукоизвлечения. Особенностью тембра альта является  большее разнообразие  звучания  отдельных  струн, чем на других струнных инструментах,  например на скрипке. Это является одновременно и достоинством, когда надо добиться тембрового разнообразия, и отрицательным моментом, нарушающим ровность звучания инструмента. Одним из важнейших требований Борисовского, исполнителя и педагога было концертное звучание  альта  в   отличие от тусклого бледного звука оркестрового альта, поющего по образному выражению Борисовского,  как бы «закрытым ртом». Концертное звучание альта включало в себя  умение полноценно использовать все звуковые возможности  инструмента. Это свойство отличало игру как самого Вадима Васильевича, так и его учеников, о чем неоднократно говорили  слушатели классных вечеров. Вадим Васильевич считал, что умение использовать до конца запас  звучания  альта и есть  та  необходимая  звуковая норма, которой  должен обладать  каждый  профессионал. 

   В обучении игре на альте Борисовский на первое место ставил вопросы звучания инструмента. Начиная занятия с учениками, он добивался прежде всего певучести звучания альта. « Осваивая с учениками художественный репертуар, Борисовский старался  воспитывать молодое поколение на лучших произведениях мировой литературы,   бессмертных образцах кантилены.   Он любил повторять,  что   « любой инструмент, будь то альт, фагот или  тромбон, должен  петь в руках музыканта прекраснейшим   человеческим  голосом». Звучание альта, по мнению Вадима Васильевича, ближе всего к женскому  контральто.  Он  обучал  молодых  музыкантов  умению  наполнить  мелодическую  линию  таким  дыханием,  которое  придавало ей  особую вокальную выразительность.  Вадим Васильевич  советовал учиться  у хороших  певцов  искусству выразительности  интонации, богатству обертонов  и разнообразной  модуляции голоса.  Часто в качестве  примера  он  приводил  искусство  замечательной  певицы  Н. А. Обуховой».* 
 

   *Л.  Ауэр. Моя школа игры на скрипке.  Москва Музыка 1965г. (ст. 49-50) 

   * Е. Стоклицкая. Альтовая педагогика  В.В. Борисовского. Москва Музыка 2007г. (ст 19) 
 
 
 
 

   Борисовский советовал   вслушиваться в непрерывно  звучащий  певучий звук,  начиная с ежедневных  упражнений – «тянуть длинные ноты» на открытых  струнах или   взяв любую ноту  с ровной  и непрерывной вибрацией. «Тянуть длинные ноты» следует на  счет,  постепенно  увеличивая количество  четвертей в длинной ноте. Желательно «тянуть ноты» несколькими способами: 

   А) С естественным затуханием звука  к концу смычка усилением к  колодке. 

   Б) Усиливая звучание  к  концу  смычка  и  ослабляя  его  у  колодки. 

   В) Добиваясь  ровного  звучания  на  протяжении всего  смычка. 

   Борисовский считал,  что  одним  из  основных  условий  правильного  звукоизвлечения  является  свобода движений правой руки. Он  советовал  держать  смычок, захватывая  средними пальцами  трость  несколько глубже, чем на скрипке, так как   в силу ряда  акустических причин  на  альте нет скрипичной  легкости звукоизвлечения.  Также  Борисовский  обращал  внимание  ученика  на равномерность распределения давления  правой  руки  на  всем протяжении смычка. 

   Масштаб звучания альта должен включать  в себя всю динамическую шкалу нюансов и, в первую очередь, ее крайние точки – forte и  piano. При игре в нюансе forte надо добиваться ощущения веса всей руки при ее достаточной подвижности. Для ощущения веса руки Борисовский предлагал следующее упражнение: Поднять руку над струнами и опускать смычок   на   струны, проводя его от колодки к  концу только  за счет веса руки и смычка, почувствовав вес руки не   только  от плеча, но и как бы «от лопатки». На этом упражнении можно верно ощутить очень важный момент постановки – вся рука должна представлять  собой как бы единое целое от плеча до кончиков   пальцев.  

   Что же касается piano, то оно не должно быть бесцветным и безликим. Самое тихое piano должно быть четким и ясным, как поставленный голос певца. Музыкальная дикция всегда отличает профессионала  от   ученика. В сольной игре выразительное звучание piano требует свободного ведения смычка при достаточном использовании его длины в отличие от оркестровой практики, когда  
 
 

piano исполняется небольшим количеством смычка для достижения необходимого звучания альтовой группы в целом. Использование широкого скользящего смычка, создает ощущение дыхания  в   музыке. 

   Остановим внимание еще на одной тембровой краске – игре с сурдиной. Очень распространена ошибка при изучении произведения, предназначенного для исполнения с сурдиной, изучать его без сурдины, и надевать ее только в классе во время репетиции с фортепиано. Нельзя не учитывать разное качество инструментов, порой конструктивно несовершенных: на некоторых из них при игре с сурдиной гулкость отдельных звуков исчезает, на других же – приобретается. Надо тщательно вслушиваться в звучание альта  с сурдиной в домашней работе. Небрежное отношение к звучанию приводит  порой к тому, что игра с сурдиной превращается просто  в тихую игру без учета выразительной тембровой  краски. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы:

   Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В.В. Борисовского», Москва Музыка 2007г

   Н. Ефременко «О тайне Паганини», Москва Пан 1997г

   Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»,  Москва Музыка 1965г

   С. Понятовский « История альтового искусства», Москва Музыка 2007

   Ю. Янкилевич « О первоначальной постановке скрипача»  Ю. И. Янкелевич. Педагогическое наследие, Москва 1993

   Григорьев Статья «методическая система Ю.И. Янкелевича» из книги Ю.И. Янкелевич. Педагогическое наследие.  Москва 1993г

   М. Либерман, М. Берлянчик « культура звука скрипача», Москва музыка 1985

Информация о работе Звукоизвлечение на струнно-смычковых инструментах