История становления Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:48, реферат

Описание

Одним из важнейших центров духовной жизни России на протяжении вот уже более чем шести веков является Николо-Угрешский монастырь. С первых лет своего исторического существования Угрешская обитель была одухотворена подвигом русской святости. Она и основана благодаря святому чуду – чуду явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному князю Дмитрию Донскому. И в дальнейшем русская святость не покидала монастырские пределы, ибо своими трудами на благо России и Угрешского монастыря здесь прославились многие русские святые, и среди них – Святители Иннокентий Пензенский и Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин) и Макарий (Невский)… Здесь, в монастыре, свершали духовный подвиг простые монахи, насельники обители. Здесь прославился своими неустанными трудами во имя Христово преподобный Пимен Угрешский… Здесь, в угрешских храмах. Хранились и почитались великие православные святыни… Здесь, перед угрешскими святынями, молились многие русские государи, любившие эту обитель, почитавшие ее, часто бывавшие в ней, делавшие в монастырь богатые вклады…

Содержание

1.«Сия вся Угреша сердце мое!»
2.Рождение. 1380 год.
3.Взрастание. 1380 – 1500 гг.
4.Возвышение. 1500 – 1600 гг.
5.Расцвет. 1600 – 1700 гг.
6.Оскудение. 1700 – 1834 гг.
7.Возрождение. 1834 – 1852 гг.
8.Новый расцвет. 1852 – 1880 гг.
9.На рубеже столетий. 1880 – 1918 гг.
10.Второе рождение. 1990 г.
11.Новое возрождение. 1990 – 2006 гг.
12.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Угрешский монастырь.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

Российская  Международная Академия Туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: «История становления  Свято-Никольского 

Угрешского  ставропигиального  мужского монастыря» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила

       Студентка 1 курса группы 080702 Р

       Полякова  Светлана 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 
Содержание
 

  1. «Сия вся  Угреша сердце мое!»
  2. Рождение. 1380 год.
  3. Взрастание. 1380 – 1500 гг.
  4. Возвышение. 1500 – 1600 гг.
  5. Расцвет. 1600 – 1700 гг.
  6. Оскудение. 1700 – 1834 гг.
  7. Возрождение. 1834 – 1852 гг.
  8. Новый расцвет. 1852 – 1880 гг.
  9. На рубеже столетий. 1880 – 1918 гг.
  10. Второе рождение. 1990 г.
  11. Новое возрождение. 1990 – 2006 гг.
  12. Список литературы

 

        «Сия вся Угреша сердце мое!» 

       Майское утро… Николо-Угрешский монастырь… Древняя Угреша… Яркое весеннее солнце освящает своими лучами стародавние, но обновленные, выбеленные монастырские стены. А за ними, на небывалой высоте, сияет на солнце божественным огнем купол многоярусной колокольни, оттеняемый ультрамарином величественных куполов Спасо-Преображенского собора.

       История России немыслима без истории  русской святости, без понимания того, что Святая Русь во все времена спасала наше Отечество, направляя его развитие по благодатному пути. Образ Святой Руси уходит своими корнями в самые стародавние времена. Еще до принятия Русью христианства, Русская земля была освящена жизнью и подвигами святых. Первая официальная канонизация русских святых произошла в 1072 г., к лику святых были причислены князья-братья Борис и Глеб. И с этого времени Собор русских святых постоянно разрастался.

       Центрами  сосредоточения истинной духовной жизни и святости во все времена были монастыри. Первые монахи уходили от людей в пустые места, жили в молитве и безмолвии. Поэтому их называли «пустынниками» и «отшельниками». Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Так стали возникать монашеские общины – монастыри. Монахов одного монастыря стали называть братией («братьями во Христе»).

         Одним из важнейших центров  духовной жизни России на протяжении  вот уже более чем шести  веков является Николо-Угрешский монастырь. С первых лет своего исторического существования Угрешская обитель была одухотворена подвигом русской святости. Она и основана  благодаря святому чуду – чуду явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному князю Дмитрию Донскому. И в дальнейшем русская святость не покидала монастырские пределы, ибо своими трудами на благо России и Угрешского монастыря здесь прославились многие русские святые, и среди них – Святители Иннокентий Пензенский и Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин) и Макарий (Невский)… Здесь, в монастыре, свершали духовный подвиг простые монахи, насельники обители. Здесь прославился своими неустанными трудами во имя Христово преподобный Пимен Угрешский… Здесь, в угрешских храмах. Хранились и почитались великие православные святыни… Здесь, перед угрешскими святынями, молились многие русские государи, любившие эту обитель, почитавшие ее, часто бывавшие в ней, делавшие в монастырь богатые вклады… 

       Рождение. 1380 год.

       Николо-Угрешский  монастырь был основан в 1380 году великим князем Московским, святым благоверным Дмитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако в народной молве издревле бытовало устное предание, позднее, в XVII столетии, записанное. Но прежде чем поведать его, обратимся к тем события, которые свершились в конце XIV века.

       Ко  времени основания Николо-Угрешской  обители Московское княжество, ставшее  главным центром собирания разоренных ордынским игом  русских земель, крепло и ширилось. Уже был построен в Москве белокаменный Кремль. Уже сиял куполами в центре Кремля Успенский собор, возведенный еще великим князем Иваном Даниловиче Калитой. Уже стояли необоримой духовной стеной вокруг Москвы монастыри, основанные митрополитом Московским, Святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским – Спасо-Андроников, Чудов и Симоновский в Москве, Высоцкий и Введенский Владычный в Серпухове, и, конечно же, Свято-Троицкий монастырь, ставший главным центром монастырского строительства в Московском княжестве.

       И не было у Руси более важной задачи, нежели борьба с Золотой Ордой за свободу и независимость. В 1374 году Ивана Калиты, великий князь Московский Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, он сумел сплотить из для совместной борьбы.

       На  Руси давно готовились к решительному сражению. По призыву Дмитрия Ивановича  к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств. 23 князя  со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска.

       Как рассказывает предание, сохранившиеся  в «Сказании о Мамаевом побоище», перед выступлением на битву великий  князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому.

       Преподобный Сергий Радонежский (в миру – Варфоломей) (1314 или 1322 – 25.09.1392) – основатель и  игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.

       Позднейшие  источники показывают особую роль преподобного Сергия Радонежского в 1380 году. В «Сказании о Мамаевом побоище» (кон. XV в.) говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословление на битва с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство – отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму.

       Получив высокое благословение, великий  князь Дмитрий Иванович отправился к своим войскам. Местом встречи русских отрядов была назначена Коломна. Именно туда стекались сл всей Руси войны – конные и пешие. В Коломну из Москвы вышла и дружина великого князя Дмитрия Ивановича. В 15 поприщах от стольного града на берегу Москвы-реки войско великого князя остановилось для краткого отдыха. И здесь случилось чудесное видение Дмитрию Ивановичу: над сосною,  в воздухе явилась ему икона Святителя Николая Чудотворца.

       Дмитрий Иванович был поражен чудом, а  сердце его озарила надежда на Божию помощь в предстоящей битве. И воскликнул великий князь: «Сия вся Угреша сердце мое!»

       И Господь не оставил великого князя Своею благодатью, даровав ему великую победу на Куликовом поле.

       Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала  национальный подъем. Великий князь  Дмитрий Иванович получил почетное прозвание Донской.

       На  обратном пути в Москву великий Дмитрий Иванович вновь оказался на том же месте, ознаменованном чудесным явление иконы Николая Чудотворца. И повелел князь установить здесь храм во имя Святителя Николая и основать монастырь в его честь.

       Никольским  монастырь назван в честь Святителя Николая Чудотворца, а именование «Угреша» родилось от слов, сказанных великим князем: «Сия вся Угреша сердце мое!», где само слово «угреша» понимается как «согрело».

       А воспоминание того чудесного явления  иконы, положившего начало обители, в Николо-Угрешском монастыре празднуется до сих пор 9 (22) августа. 

       Взрастание. 1380 – 1500 гг.

       О первых годах бытия Николо-Угрешского монастыря история, к сожалению, не сохранила никаких свидетельств. Однако известно, что в первой половине XV века обитель существовала, а во главе ее стоял игумен Иона. Неизвестно, как выглядел Николо-Угрешский монастырь в первые годы своего существования. Но, по аналогии с другими монастырями того времени, можно предположить, что постройки его были деревянными. Скорее всего, в центре обители поначалу стоял деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Дмитрию Донскому икона Святителя Николая. Специалисты действительно относят этот образ к 1380 году.

       Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т. е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в XV – XVII вв. были русские государи, а первым – великий князь Московский, святой благоверный Дмитрий Иванович Донской. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за XIV – XV вв. и не сохранилось, скорее всего Никольский Монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии.

       Первое  упоминание Николо-Угрешского монастыря в летописях связанно с пожаром в Московском Кремле 9 сентября 1479 года. 

       Возвышение. 1500 – 1600 гг.

       Под 1519 годом мы встречаем первое летописное сообщение о том, что в Николо-Угрешском  монастыре побывал великий князь  Московский – Василий III Иванович.

       В мае 1519 года великий князь Василий  III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными – здесь находили богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. Русские государи в XVI – XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботили о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.

       Во  многом это было связанно с тем, что  русские государи того времени были искренне верующими православными  людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных  материальных интересов. 

       Расцвет. 1600 – 1700 гг.

       Именно  в годы правления первых русских  царей из династии Романовых Николо-Угрешский  монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVIII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма – Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами – конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастырях в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриаршие палаты, к которым примыкала игуменская келия.

       Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже  покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшены алмазами, изумрудами и жемчугом.

       В конце XVII века в четырехъярусный резной золоченый иконостас Никольского собора была включена местная икона «Господь Вседержитель на Престоле», писанная знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1672 году. В обители была еще одна икона кисти Симона Ушакова – «Алексий, человек Божий», - написанная в 1665 году. Монастырскими святынями были и частицы мощей Святителя Николая и других святых.

       Особую  сердечную заботу о любимой Угрешской  обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, Алексей Михайлович, многократно бывали в ней, и как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.

       В 1623 году царь Михаил Федорович дал  Угрешской обители жалованную грамоту, по которой освобождал монастырскую торговлю от таможенных сборов, а также оградил монастырь и его вотчины от каких-либо притязаний со стороны государевых людей. Позднее, в 1678 году, эту грамоту подтвердил его внук, царь Федор Алексеевич.

Информация о работе История становления Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря