История становления Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:48, реферат

Описание

Одним из важнейших центров духовной жизни России на протяжении вот уже более чем шести веков является Николо-Угрешский монастырь. С первых лет своего исторического существования Угрешская обитель была одухотворена подвигом русской святости. Она и основана благодаря святому чуду – чуду явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному князю Дмитрию Донскому. И в дальнейшем русская святость не покидала монастырские пределы, ибо своими трудами на благо России и Угрешского монастыря здесь прославились многие русские святые, и среди них – Святители Иннокентий Пензенский и Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий (Попов-Вениаминов), Тихон (Белавин) и Макарий (Невский)… Здесь, в монастыре, свершали духовный подвиг простые монахи, насельники обители. Здесь прославился своими неустанными трудами во имя Христово преподобный Пимен Угрешский… Здесь, в угрешских храмах. Хранились и почитались великие православные святыни… Здесь, перед угрешскими святынями, молились многие русские государи, любившие эту обитель, почитавшие ее, часто бывавшие в ней, делавшие в монастырь богатые вклады…

Содержание

1.«Сия вся Угреша сердце мое!»
2.Рождение. 1380 год.
3.Взрастание. 1380 – 1500 гг.
4.Возвышение. 1500 – 1600 гг.
5.Расцвет. 1600 – 1700 гг.
6.Оскудение. 1700 – 1834 гг.
7.Возрождение. 1834 – 1852 гг.
8.Новый расцвет. 1852 – 1880 гг.
9.На рубеже столетий. 1880 – 1918 гг.
10.Второе рождение. 1990 г.
11.Новое возрождение. 1990 – 2006 гг.
12.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Угрешский монастырь.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

       В 1850-е гг. были благоустроены пруды, находящиеся на территории монастыря. На средства Александрова в прудах завели рыбное хозяйство, а в верхнем  пруду даже водилась стерлядь. Кроме того, были устроены водопроводы для снабжения монастыря водой, была построена Водяная башня с источником в ней.

       Главной заботой архимандрита Пимена было все  же не только строительство храмов и зданий, а – строение душ  иноков, которое преподобный почитал превыше плотницкого или каменщицкого дела. Угрешский архимандрит старался, чтобы всякий, поступающий в монастырь, неуклонно соблюдал возложенные на него послушания, а главным делом почитал церковную службу, молитву.

       Трудами архимандрита Пимена и братии Николо-Угрешский монастырь превратился в настоящий духовный центр России, в который со всех просторов страны стремился богомольный люд в надежде на исцеление души и тела.

       Монастыри на Руси всегда были важными центрами духовного просвещения. Здесь писал и издавал книги, при монастырях создавались школы, иконописные мастерские. Вот и архимандрит Пимен, следуя этой древней традиции и по настоянию советника Московской палаты государственных имуществ Я. И. Попова, открыл в 1866 году в монастыре третьеклассное училище для крестьянских детей.

       Училище при Угрешском монастыре просуществовало 10 лет. Всех учившихся в нем насчитывалось  более 750 человек. Из них полный курс окончили 250 человек.

       В 1876 году архимандрит Пимен решил  передать свое хорошо налаженное училище в ведение Министерства народного просвещения.

       На  пути архимандрита Пимена встречались  различные выдающиеся православные владыки, одним из них был митрополит Иннокентий. Наслышанный об успехах  Николо-Угрешского монастыря, он вскоре по приезде в Москву, в июле 1868 года, отправился в Угрешу. Добрые, доверительные отношения, возникшие между Святителем Иннокентием и архимандритом Пименом, связаны были еще и тем, что оба они были поборниками общежительных монастырей. А доверие митрополита Иннокентия к угрешскому настоятелю выразилось также в том, что в июне 1869 года архимандрит Пимен был назначен благочинным над всеми общежительными монастырями Московской епархии, в его подчинении оказались 10 мужских и 5 женских обителей. В дальнейшем Святитель Иннокентий неоднократно бывал в Угрешской обители, освящал устроенные храмы и всегда подчеркивал свое расположение к архимандриту Пимену и его трудам по созиданию общежития.

       9 августа 1880 года Николо-Угрешский  монастырь торжественно отпраздновал  знаменательную дату – 500 лет со дня основания. В торжествах приняли участие: братия обители, многие приглашенные настоятели иных монастырей, а также митрополит Московский и Коломенский Макарий. В дни праздника в обитель пришло столько богомольцев, что церковная служба проходила сразу в двух храмах, но народ все равно в них не помещался и потому толпился под открытыми церковными окнами. Архимандрит Пимен к тому времени был уже тяжко болен и не смог принять полновесного участия в торжественном богослужении, которое проводил митрополит Макарий.

       В ночь с 16 на 17 августа 1880 года архимандрит  Пимен скончался.

       Отпевание и похороны любимого всеми угрешского архимандрита проходили при огромном стечении народа. Похоронили его в могиле, за двенадцать лет перед тем приготовленной при построении кладбищенской часовни.

       Потомки заслуженно оценили неустанные деяния архимандрита Пимена. 28 мая 2000 года Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Алексий  II совершил его канонизацию в чине преподобного в Соборе Московских святых. В октябре 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил преподобного Пимена Угрешского в лике общецерковных святых. День церковного поминовения: 17 (30) августа. Главой Николо-Угрешского монастыря был назначен архимандрит Макарий. 

       На  рубеже столетий. 1880 – 1918 гг.

       Николо-Угрешская  обитель на всю Россию славилась  своими святынями – чудотворными и чтимыми иконами Святителя  Николая в житии, Угрешской иконой Божией Матери «Взыграние», Иерусалимской иконой Божией Матери, списками Владимирской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери, образами «Спас на убрусе и Не рыдай Мене Мати», «Господь Вседержитель на Престоле» и «Алексий, человек Божий». В Николаевском соборе хранились частицы святых мощей Святителя Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, мученика Меркурия, великомученицы Варвары др.

       Число паломников в обитель стало настолько  велико, что в Николо-Угрешский  монастырь был организован специальный  маршрут по Москве-реке.

       В странноприимном доме монастыря  было призреваемо 12200 лиц мужского пола и 6400 лиц женского пола. До 5600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.

       В начале XX столетия Николо-Угрешский монастырь представлял собой процветающую, благоустроенную, пользующуюся огромным почетом среди духовенства и богомольцев обитель, одну из самых значительных в Московской епархии.

       Запустение. 1918 – 1990 гг.

       В первые годы советской власти Николо-Угрешская  обитель испытала все возможные  гонения. Монастырь продолжал возглавлять  архимандрит Макарий, подначальными  его состояли около 60 человек братии. Поначалу в обители велась привычная размеренная жизнь: совершались службы в храмах, принимались паломники, велось монастырское хозяйство. Но уже летом 1918 года начались первые реквизиции. Однако попытка изъять монастырских лошадей привела к настоящему бунту крестьян окрестных деревень. Тогда в обитель был выслан вооруженный отряд, который силой изъял некоторые церковные ценности. В том же году у монастыря отняли жилые и хозяйственные постройки в пользу Наркомфина для устройства детской колонии и дома отдыха. Монашествующие разместились в скитских помещениях и в двухэтажном кирпичном корпусе с Успенской церковью.

       1 июля 1919 года для того, чтобы сохранить  монастырь и хоть какие-то хозяйственные  владения, была образована трудовая  артель монахов, получившая название  «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой встал архимандрит Макарий.

       В 1924 в дни празднования чудесного  явления чудотворной иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Дмитрию Донскому, готовился завершающий удар по остаткам Николо-Угрешского монастыря и общине монахов. В мае и августе 1924 года постановлениями Моссовета все строения, земли, имущество бывшей детской колонии Наркомпроса и трудовой общины монахов были переданы в Московский отдел народного образования (МОНО) для создания новой детской колонии «Красный детский городок», с гораздо большим числом детей – до 1000 человек. Осенью того же года началось переселение детей в Угрешу.

       Тогда же, весной 1925 года, было принято решение  об изгнании из бывшего монастыря  всех монахов во главе с настоятелем. Монахи поселились в крестьянских домах близлежащих деревень.

       В конце 1920-х – 1930-е гг. все храмы  бывшей обители были окончательно разорены, переоборудованы под жилые и  административные здания, с них были сняты кресты и снесены купола.

       В 40-е – 50-е гг. XX века здания бывшего Николо-Угрешского монастыря использовались под различные нужды. Здесь находились жилые комнаты, больница, детская поликлиника, кожно-венерологический диспансер, народный суд, отделение милиции, мастерские, склады. Некоторые здания надстроили, и практически все они подвергались внутренней переделке. Основная же часть территории принадлежала научно-производственному объединению «Союз».

       В 1960 году, под давлением ВООПИиК, вышло  постановление о государственной  охране Николо-Угрешского монастыря. Но реставрационные работы начались только в 1970 году и велись крайне медленно. Была отреставрирована «Палестинская» стена, но архиерейские палаты, где также шла реставрация, полностью сгорели в 1977 году.

       К началу 1990-х годов бывший красавец-монастырь, на протяжении более чем 500 лет стоявший оплотом православного духа, истинная гордость не только Московского края, но и всей России, представлял собой крайне жалкое зрелище, пребывая, практически, в руинированном состоянии. Казалось, запустение окончательно опустило свою черную завесу над Николо-Угрешской обителью… 

       Второе  рождение. 1990 г.

       Все началось в 1990 году. Именно тогда в  г. Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, которую  возглавила Таисия Даниловна Сычева, а ее помощницей стала Анна Мироновна Курских. Были собраны несколько сот подписей под обращением к властям с просьбой об открытии прихода на территории разрушенной обители. Это обращение было поддержано городской властью, и в конце 1990 года Дзержинский городской Совет народных депутатов принял решение предать Церкви помещение Успенского храма Николо-Угрешского монастыря. В скором времени документы были переданы в Московский Патриархат. Даже по тем временам это было дело еще небывалое – городские власти по требованию горожан сами возвращали храм в лоно Церкви!

       Уже 18 ноября 1990 года Московский Патриархат направил в монастырь батюшку  – отца Вениамина (Зарицкого), а 15 декабря  в стенах бывшего монастыря прошел молебен с акафистом. В тот день молящихся не пустили в Успенскую церковь якобы из соображений пожарной безопасности, поэтому службу проводили прямо на улице перед ее стенами. А 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николо-Угрешской обители, в Успенском храме состоялась и первая после разрушения обители Божественная литургия.

       И соборная молитва была услышана. Господь вновь, уже в который раз, не оставил без помощи Николо-Угрешскую обитель. Уже 30 января 1991 года состоялось решение Мособлсовета о возвращении Русской Православной Церкви Николо-Угрешского монастыря. В свою очередь, решением Московского Патриархата монастырь был не просто возрожден, но и возведен в новый, высокий статус, который до того не имел никогда – стал ставропигиальным. Священноархимандритом обители стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, наместником – архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 2003 г. – епископ Люберецкий). Так, спустя 610 лет со дня основания обители, свершилось новое, второе рождение Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

       1 мая 1991 года Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Алексий  II освятил первый храм Николо-Угрешского монастыря – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. 

       Новое возрождение. 1990 – 2006 гг.

       В 1991 году, несмотря на проведенную когда-то здесь реставрацию, обитель находилась в тяжелом состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками. Некогда величественный Спасо-Преображенский собор теперь стоял мрачным памятником эпохи духовного запустения, с заросшей деревьями кровлей. Поросшие бурьяном руины Святых ворот. Обезображенные фасады братских корпусов. Запущенные пруды: в нижнем была свалка мусора, а средний уже давно порос тиной и ряской.

       И как всегда бывает в России, в эти трудные дни на помощь обители пришли добрые люди, ставшие новыми благотворителями Николо-Угрешского монастыря. На протяжении пятнадцати лет тогдашний глава города Дзержинского Виктор Иванович Доркин всегда оказывал всевозможную помощь обители.

       А самыми наиглавнейшими благотворителями Николо-Угрешского монастыря стали жители г. Дзержинского. Люди помогали не только деньгами, но и своим трудом, очищая территорию обители от мусора, работая на строительстве. Народ выходил на добровольные субботники, все силы отдавая богоугодному делу и ощущая неизмеримую благодать от трудов своих.

       При столь сердечной заботе росла  и монастырская братия, число которой  в 2000 году составляло уже 33 человека, в  том числе 12 иеромонахов, 6 монахов  и 14 послушников. В 2006 году в монастыре подвизалось 34 инока.

       7 июня 1992 года вместе со Святейшим  Патриархом Московским и всея  Руси в обители побывал и  сослужил Его Святейшеству Божественную  литургию епископ Закинфский  Хризостом (Элладская Православная  Церковь). С тех пор Николо-Угрешский монастырь стал постоянным местом посещения Предстоятелей, владык, архиереев и священнослужителей Поместных и Автокефальных Православных Церквей.

       Самое яркое и незабываемое торжество  прошло в Николо-Угрешском монастыре  в жаркий солнечный день 28 мая 2000 года, когда был освящен возрожденный Спасо-Преображенский собор, в котором одновременно теперь могут уместиться до 7000 человек. Все последнее десятилетие монастырь, да и весь город, прилагали огромные усилия в благородном деле реставрации храма – одного из самых просторных в России.

Информация о работе История становления Свято-Никольского Угрешского ставропигиального мужского монастыря