Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является раскрытие понятий религии и культуры. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития. Далее будет сделан обобщённый анализ самой взаимосвязи с выделением в ней функций присущих культуре и религии. А также будут выявлены присущие им цели и задачи для обоих понятий.

Содержание

Вступление: Цель работы.
I. Культура
1.1 Культура, как мера развития человека.
1.1.1 Понятие культуры. 1.1.2 Развитие культуры.
1.1.3 Культура и цивилизация.
1.2 Общество и культура
1.2.1 Социальные функции культуры.
1.2.2 Единство и многообразие культур.
1.2.3 Культурная революция.
II. Религия
2.1 Истоки религии.
2.1.1 Человек перед Богом.
2.1.2 Понятие религии.
2.2 Доисторический мир.
2.2.1 Зарождение религии.
2.2.2 Магическое миросозерцание.
2.3 Первые цивилизации.
2.3.1 От магов к обожествлённым царям.
2.3.2 Борьба богов и титанов; очеловеченные боги.
2.4 Церковь и государство.
2.4.1 Теократия и развитие религиозных учений.
2.4.2 Становление Церкви на Руси; христианская культура и искусство.
III. Культура и религия
3.1 Родство культуры и религии.
3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь обоих понятий.
3.1.2 Одновременное их развитие в истории.
IV. Функции культуры и религии
4.1 Различие функций культуры и религии.
4.1.1 Цели и задачи обоих понятий.
Заключение: Непрерывность развития процесса познания и дальнейшее совершенствование культуры и религии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Реферат 

Тема: «Культура  и религия» 

Вступление: Цель работы. 

I. Культура  

       1.1 Культура, как мера развития  человека.

          1.1.1 Понятие культуры. 1.1.2 Развитие  культуры.

          1.1.3 Культура и цивилизация. 

       1.2 Общество и культура

          1.2.1 Социальные функции культуры.

          1.2.2 Единство и многообразие культур.

          1.2.3 Культурная революция. 

II. Религия 

       2.1 Истоки религии.

          2.1.1 Человек перед Богом.

          2.1.2 Понятие религии. 

       2.2 Доисторический мир.

          2.2.1 Зарождение религии.

          2.2.2 Магическое миросозерцание. 

       2.3 Первые цивилизации.

          2.3.1 От магов к обожествлённым  царям.

          2.3.2 Борьба богов и титанов;  очеловеченные боги. 

       2.4 Церковь и государство.

          2.4.1 Теократия и развитие религиозных  учений.

          2.4.2 Становление Церкви на Руси; христианская культура и искусство. 

III. Культура  и религия  

       3.1 Родство культуры и религии.

          3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь обоих понятий.

          3.1.2 Одновременное их развитие  в истории. 

IV. Функции культуры  и религии  

       4.1 Различие функций культуры  и религии.

          4.1.1 Цели и задачи обоих понятий. 

Заключение: Непрерывность  развития процесса познания и дальнейшее совершенствование культуры и религии. 
 

    

Вступление: Цель работы. 
 

     Целью  настоящей работы является раскрытие  понятий религии и культуры. На  основе сформулированных понятий  найти и проследить их взаимосвязь  на протяжении её исторического развития. Далее будет сделан обобщённый анализ самой взаимосвязи с выделением в ней функций присущих культуре и религии. А также будут выявлены присущие им цели и задачи для обоих понятий.

     Следует  отметить, что культура и религия  играют важную роль в жизни общества, направляя каждого человека к совершенствованию себя самого, улучшению и развитию жизни всего общества в целом. 
 

1.1.1 Понятие культуры. 

     Термин  «культура» латинского происхождения  и первоначально означал возделывание  почвы, её «культивирование», то есть изменение природы под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

     В  дальнейшем слово «культура»  получило более обобщённое значение  и им стали называть всё  созданное человеком. В таком  понимании культуры действительно отражаются её существенные черты. Культура предстаёт как сотворённая человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой «сферы культуры». Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу.

     Одна  является продуктом материального, а другая духовного производства.

     Определяя  существо культуры, нужно исходить  из того, что любое внешнее  выражение культуры есть проявление  степени развития самого человека. Сам человек формирует себя  в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приёмами и навыками деятельности. От природы человек имеет своё материальное тело, которое наделено, через свои органы, способностью к практической и сознательной деятельности необходимой для его жизни. Не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает её, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, создавая новое.

     Человек,  конечно, воспринимает культуру  избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как творец культуры он вносит в неё нечто новое. 
 

1.1.2 Развитие  культуры. 

     Развитие  культуры связано с культурной  традицией. Она является устойчивой  стороной культуры, благодаря которой  происходит накопление человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может использовать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

     В  культуре отражаются различия  в мировоззрении, системах ценностей, идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно вообще отбрасывать предшествующую культуру. На пустом месте создать новую, более высокую культуру невозможно. Серьёзный урон культуре наносит общественная атмосфера периода культа личности, с её неприятием свободы творчества, насаждением страха и произвола. Сталинские репрессии привели к гибели многих видных представителей интеллигенции.

     В  острой форме проблема культурной традиции возникла в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция», принесшая стране большие беды. Была прервана учёба в школах и работа высших учебных заведений, закрывались библиотеки и музеи, подвергалась гонениям творческая интеллигенция, насаждался фанатизм, произведения великих гуманистов прошлого объявлялись «реакционными», уничтожались культурные ценности. После кончины Мао Цзедуна Компартия Китая осудила эту мнимую «культурную революцию» и её лидеров за экстремизм, нанёсший вред социалистическому развитию страны. Всё это свидетельствует о том, что проблема отношения к культурному наследию в определённых ситуациях, и в особенности в переломные моменты в развитии общества и культуры, приобретает острый политический характер.

     Очевидно, что вопрос о традиции в  культуре и об отношении к  культурному наследию касается  не только сохранения, но и  развития культуры, то есть созидания  нового, приращения культурного  богатства в процессе творчества.

     Таким  образом развитие культуры также связано с её развивающейся стороной – в процессе трудовой деятельности с развитием технического прогресса и способов производства. Созидание нового становится одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно несёт в себе всеобщее содержание, приобретает общественную значимость, получает отзвук у других людей.

     Тиражирование  в той или иной форме уже  известного, уже сотворённого ранее  – это распространение, а не  созидание культуры. Но и оно  необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе, а творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития. Культуросозидающая деятельность человека, следовательно, является источником инноваций. 
 

1.1.3 Культура  и цивилизация. 

     Цивилизация  включает в себя преобразованную  человеком, окультуренную, историческую  природу (в девственной природе  существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих её существование и продолжение.

     Такой  подход позволяет более определённо  уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества.

     Понятие  «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное выражение самой культуры. 
 

1.2.1 Социальные  функции культуры. 

     Они  выражают личностную сторону  деятельности общественного человека, способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности. Наконец, художественное, научное, техническое, социальное творчество в той мере, в какой она предстаёт как изобретение, открытие, созидание нового, уникального, даёт результаты, которые включаются затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы. Здесь имеются в виду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализованные результаты человеческой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено между ними.

     Можно  сказать, что в ходе общественного  развития из массы идущих со  стороны культуры «предложений» осуществляется как бы своеобразный «социальный отбор» по различным, обусловленным особенностями данного общества и конкретной эпохи критериям. В итоге какая-то часть этих «предложений», отвечающая действующим критериям, получает «путёвку» в социальную жизнь, вплетается в объективный ход истории. 
 

1.2.2 Единство  и многообразие культур. 

     О  многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразных  локальных, региональных, национальных, этнических различий. Источник этих  различий надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур.

     Культурные  различия – один из источников  многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура  как некая целостность неповторима,  уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространённые и сильные культуры. Но именно неповторимость национальных, региональных особенностей той или иной культуры ставит её на соизмеримый с другими уровень. 
 

1.2.3 Культурная  революция. 

     Идею  культурной революции впервые  выдвинул В.И. Ленин применительно к послереволюционной России, уровень культурного развития которой был недостаточен для перехода к социализму. Две трети взрослого населения страны было неграмотно, страна была отсталой в техническом отношении, основная отрасль народного хозяйства – земледелие преимущественно велось традиционными способами. Для построения социализма необходимо было осуществить культурную революцию, которую Ленин понимал как глубокий переворот в способах деятельности, образе жизни и сознании масс. Начав с самых элементарных вещей, таких, как ликвидация неграмотности, предстояло сделать культуру доступной массам, поднять культуру труда в различных сферах («культурно хозяйствовать», «культурно торговать»), создать новую народную интеллигенцию.

     Приобщение масс к культуре нельзя рассматривать как чисто просветительскую задачу. Лишь решая социально значимые проблемы, включаясь в деятельность, направленную на достижение общественных целей, массы обретают стимулы к овладению культурой, у них появляется потребность в саморазвитии и самовыражении.

Информация о работе Культура и религия