Нельзя
двигать вперёд производство, не
повышая культуру труда, расширять
демократию, не поднимая уровень
правовой компетентности людей,
культуру дискуссий и политическую
культуру народа вообще, совершенствовать
социальную сферу, не обращая внимания
на культуру общения, поведения.
2.1.1 Человек перед
Богом.
В
духовной жизни человека трудно
найти фактор, который играл бы
более важную роль, чем религия.
В поисках Бога человечество
исходило немало дорог, пройдя путь
от мироотрицающей мистики до богоотрицающего
материализма.
Знаменитый
физик Макс Борн, говоря о пропасти,
в которую катится цивилизация,
подчёркивал, что лишь религиозные
идеи могут вернуть здоровье
обществу. «В настоящее время, - писал
он, - только один страх вынуждает людей
сохранять мир. Однако такое положение
неустойчиво и должно быть заменено чем-то
лучшим. Нет необходимости искать где-то
далеко принцип, который мог бы стать более
прочной основой для устройства наших
дел… В нашей части мира этот принцип
содержится в христианской доктрине».
С
древнейших времён человек старался
осмыслить свою жизнь и найти
гармонию между собственным бытием
и окружающим его миром. Он
пытался установить связь между
явлениями окружающей его природы
и своим самопознанием. Такой связью явилось
толкование идеи Бога, как высшего Существа,
как некоего Абсолюта, которым можно было
бы объяснить бытие самого человека и
окружающий его мир. Разум человека по
мере развития своего познания о природе
человека и природе окружающего его мира
не мог, до конца, установить или ответить
на все жизненноважные вопросы бытия.
И поэтому вынужден был сформировать само
понятие божественного начала как некую
первопричину, охватывающую собой всю
совокупность недоступных для него ещё
в настоящий момент знаний о самом бытие;
из которого бы вытекало, логическим образом,
объяснение тех следствий действительной
реальности, которые не мог объяснить
пока он сам. Таково понятие о Боге и Божественной
Реальности для неверующего человека.
Но совсем другой смысл вкладывает в понятие
о Боге и самопознание человека самим
собой и окружающего его мира верующий
человек. Он твёрдо уверен, что он сам и
весь окружающий мир являются лишь частью
Божественной Реальности, где творцом
всего сущего является живой Бог, который
не может быть осмыслен самим человеком,
так как неизмеримо превосходит мыслительную
способность самого человека. И поэтому
Бог открывает Себя верующему человеку
в Своём Откровении, сообщая человеку
знания о Нём, а также о самом человеке
и окружающем его мире. Дух Святой просвещает
ум человека-христианина.
Божественная
Реальность остаётся сокровенной
и не подавляет человека необходимой
очевидностью, и это сохраняет
нашу свободу перед Богом. Постижение
Его совершается постепенно, в строгом
соответствии с готовностью человека
к мистической Встрече. Бог как бы сокрыт
от непосредственного восприятия. Шаг
за шагом входит Он в сознание людей через
природу, любовь, чувство тайны и переживание
Священного. С этим связано и историческое
многообразие религий, которое отражает
различные фазы и уровни Богопознания.
Тем
не менее можно говорить о
единстве религий. Оно связано
и с единством человеческой
природы, и с родственностью
переживаний, которые вызывают
чувство Высшего и мысль о
Нём. Пусть зачастую вера затемняется
эгоизмом, корыстью, примитивным страхом
– её подлинное ядро, благоговение, роднит
между собой и язычника, и последователя
высших мировых религий.
История
всех времён и народов, говорит
Макс Планк, весьма убедительно
свидетельствует о том, что из непосредственной,
незамутнённой веры, которую религия внушает
своим последователям, живущим деятельной
жизнью, исходили самые сильные стимулы
и значительные творческие достижения,
причём в области социальной не меньше,
чем в области искусства и науки. Действительно,
невозможно переоценить вдохновляющую
роль веры в жизни великих мыслителей,
поэтов, художников, учёных и реформаторов.
2.1.2 Понятие религии.
Большинство
определений религии говорит
почти исключительно о психологических
предпосылках веры, но нас интересует
сама её сущность. Религия есть преломление
Бытия в сознании людей, но весь вопрос
в том, как понимать само это Бытие. Материализм
сводит его к неразумной природе, религия
же видит в его основе сокровенную Божественную
Сущность и осознаёт себя как ответ на
проявление этой Сущности.
Материальное
бытие очевидно для нас –
но как мы можем узнать о
Бытии Божественном? Мы не видим
и не слышим Высшего Бытия,
откуда же нам известно, что
оно реально?
Вера
представляет собой такое состояние человека,
когда он убеждён в существовании чего-либо,
не основываясь при этом на каких-либо
внешних фактических и формально-логических
доказательствах, т.е. интуитивно.
Слово
«религия» происходит от латинского
глагола religare, что значит «связывать».
Она есть сила, связующая миры, мост между
тварным духом и Духом Божественным. Укреплённый
этой связью, человек оказывается активным
соучастником мирового созидания. Бог
не порабощает человека, не сковывает
его волю, а напротив, даёт ему полную свободу,
включающую и возможность отвергнуть
Его, искать своих путей.
2.2.1 Зарождение
религии.
Религия
– восстановление связи между
человеком и Богом – начинается
в истории человечества после
Грехопадения. Библия не случайно
в истоке всякого проявления религиозного
чувства, т.е. культа, ставит жертвоприношение.
В нём отразилось пусть смутное, но сильное
стремление человека загладить свой грех
и восстановить единство с Богом. Жертвуя
Незримому часть своей пищи, которая добывалась
с таким трудом, люди как бы заявляли о
своей готовности следовать велениям
Высшей Воли.
Но
обрести прежнюю гармонию было
труднее, чем потерять её. Постепенно
в сознании первобытного человека
Бог становится далёким и безличным.
В повседневной жизни люди
всё больше и больше внимания уделяют
природному миру. В мышлении первобытного
человека живёт чувство родства всех живых
существ. Идея братства человека и животного
нашла своё выражение в широко распространённых
мифах, согласно которым предки людей
имели смешанные человеко-звериные черты.
Эта
вера оказала огромное влияние
на общественный уклад древних.
Она объясняет возникновение
такого своеобразного явления,
как тотемизм. Тотем – это,
как правило, животное, которое
считается предком и покровителем
данного племени. Источник тотемизма –
вера в духовное единство с природой. Он
имел широкое распространение в различных
частях света. Следы его обнаруживаются
не только у примитивных племён Азии, Африки
и Америки, но и у цивилизованных народов;
например, запрет на убийство коров в Индии
– отголосок седой старины, когда эти
животные были священными тотемами (1)
Первобытный
человек повсюду видел сокрытую
одушевлённость: и в стволах деревьев,
и в лесных животных, и в
беге облаков. Для него взаимодействие
вещей в мире – это не только взаимодействие
видимого, но в то же время – и более всего
– взаимодействие невидимого. В журчащем
ручье, в пламени костра обитали духи,
враждебные или добрые, а иногда и нейтральные.
Здесь
– корни того странного на
первый взгляд верования, которое в
науке получило название фетишизма. Фетиши,
т.е. священные предметы, сопровождают
всю жизнь первобытного человека. Это
может быть и камень, и зуб животного. В
них обитают духи, и человек, обладающий
фетишем, заручается их поддержкой. Иногда
какой-нибудь фетиш приобретает значение
талисмана. Он противопоставляет силе
силу, вредоносному влиянию – своё, защитное.
Вера в значение таких амулетов проходит
через все века человеческой истории.
Постепенно
фетиши приобретают человекоподобный
облик. В них просматриваются человеческие
черты предка или духа. Такие фигурки особенно
часто встречаются у африканских народов.
Это прототипы будущих идолов. Но попытки
установить контакт с духовным миром не
ограничивались талисманами, фетишами
или тотемными изображениями. Существовал
и мистический способ общения с духами,
который и составляет главный, непреходящий
интерес в первобытной религии. С течением
веков духовная интуиция у первобытных
людей ослабевала. И поэтому из их среды
стали выделяться люди, обладающие особой
мистической и оккультной (2) одарённостью.
На
них была возложена миссия
посредников между человеческим
родом и окружающим его миром
демонов и духов. Всякая религия
складывается из трёх основных
элементов: мировоззрения, жизненных
нормативов и мистического чувства, которое
находит внешнее выражение в культе. Разумеется,
слово «культ» мы здесь должны понимать
очень широко. Даже в тех религиях, где
внешние их выражения сведены к минимуму,
всё же какой-то «культ» существует. Человеку
свойственно связывать свои внутренние
переживания с какими-то действиями, во
что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд»
(от «облечь», «обрядить»). В общении между
собой люди никогда не могут избежать
хотя бы самой простой формы обряда. Но
обряд помогает не только человеческим
контактам, но и нашей устремлённости
к Высшему.
Стремясь
обрести утерянную полноту непосредственного
созерцания Бога, люди пытались
вернуться к прежнему состоянию
при помощи плясок, ритмичной музыки,
массовых радений. Это была попытка как
бы приступом овладеть крепостью духа.
Люди кружились в такт ударам первобытных
барабанов; всё обыденное переставало
существовать, казалось, что душа летит
далеко и освобождается от гнетущих пут.
По существу, это была попытка механическим
путём обрести духовную свободу и могущество.
У
большинства же «диких» народов
мы застаём следующую стадию
развития – шаманизм. Здесь на
первое место выступают избранники,
те, кто пытается проложить путь
к сверхчеловеческим силам. Экстатические
состояния транса делают шамана медиумом
(3) и ясновидцем, соплеменники прибегают
к нему для разрешения различных житейских
вопросов. Он безошибочно указывает, где
найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно
отправиться, чтобы иметь успех в охоте.
(1) Тотем от
индейского слова «оджибве», обозначающего
«его род» - в некоторых языческих
системах представление об общем
предке племени или рода: животном,
растении, реже – явлении природы
или неодушевлённом предмете.
(2) Оккультный –
относящийся к оккультизму, «тайному учению»,
якобы дающему «посвящённым» возможность
управлять духами, демонами и космическими
силами.
(3) Медиум в
языческих магических представлениях
(включая спиритизм) – человек
или предмет, посредством которого
при магическом ритуале достигается общение
с потусторонним миром.
2.2.2 Магическое
миросозерцание.
Для
первобытного человека не существовало
резкой границы между сверхъестественным
и естественным. Мир был един,
и силы видимые переплетались
в нём неразрывно с невидимыми. В полном
смысле слова сверхъестественным в мире
ничего назвать нельзя. Одному плану бытия
свойственны одни законы, другому – другие.
Физики показали нам, что микромир сильно
отличается от макромира. Легко предположить,
что и другие измерения Вселенной, физические
и духовные, будут иметь свои особые черты.
Когда столкновение этих планов становится
явным, происходит то, что называют чудом.
Но
нас интересует в древней магии
не столько соотношение планов
бытия и законов мира, сколько
внутренние мотивы, которые руководили
доисторическим магом.
В
магизме скрыто присутствует
та духовная тенденция, которая
коренится в первородном грехе
человечества: поставить себя в
центре мироздания и заставить
служить себе его силы. Именно
поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим
благом для него являются блага земные.
Предел желаний мага – процветание здесь,
на земле: богатство, здоровье, благополучие.
Маг ищет только достижения могущества
в повседневной жизни – на охоте, в земледелии,
в борьбе с врагами. Магизм ждёт от Неба
только даров, Природу (включая незримые
силы) он хочет поработить, в человеческом
обществе он воцаряет насилие, которое
парализует творческую активность.
Религиозные
воззрения базируются на знании
причинно-магической связи между вещами;
полностью и строго соблюдая сложную церемониальную
систему, можно управлять стихиями и богами,
как своими слугами. Огненная жертва может
вызвать молнию и гром, возлияние молока
– дождь. Эта иллюзорная власть над миром
неизбежно приводит к полному порабощению
человека. Магические представления сковывают
его сознание и постепенно гасят в нём
подлинно религиозную мысль. Такое механистическое
миропонимание – антипод духовного, мистического;
оно глубоко материалистично в своём постижении
ценностей бытия. И если в некоторых культурах,
проникнутых магическими элементами,
как, например, в египетской, и существовала
живая вера в загробный мир, то он рисовался
точной копией мира земного. Племя и власть
становятся над духом.