Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является раскрытие понятий религии и культуры. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития. Далее будет сделан обобщённый анализ самой взаимосвязи с выделением в ней функций присущих культуре и религии. А также будут выявлены присущие им цели и задачи для обоих понятий.

Содержание

Вступление: Цель работы.
I. Культура
1.1 Культура, как мера развития человека.
1.1.1 Понятие культуры. 1.1.2 Развитие культуры.
1.1.3 Культура и цивилизация.
1.2 Общество и культура
1.2.1 Социальные функции культуры.
1.2.2 Единство и многообразие культур.
1.2.3 Культурная революция.
II. Религия
2.1 Истоки религии.
2.1.1 Человек перед Богом.
2.1.2 Понятие религии.
2.2 Доисторический мир.
2.2.1 Зарождение религии.
2.2.2 Магическое миросозерцание.
2.3 Первые цивилизации.
2.3.1 От магов к обожествлённым царям.
2.3.2 Борьба богов и титанов; очеловеченные боги.
2.4 Церковь и государство.
2.4.1 Теократия и развитие религиозных учений.
2.4.2 Становление Церкви на Руси; христианская культура и искусство.
III. Культура и религия
3.1 Родство культуры и религии.
3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь обоих понятий.
3.1.2 Одновременное их развитие в истории.
IV. Функции культуры и религии
4.1 Различие функций культуры и религии.
4.1.1 Цели и задачи обоих понятий.
Заключение: Непрерывность развития процесса познания и дальнейшее совершенствование культуры и религии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

     Нельзя  двигать вперёд производство, не  повышая культуру труда, расширять  демократию, не поднимая уровень  правовой компетентности людей,  культуру дискуссий и политическую  культуру народа вообще, совершенствовать социальную сферу, не обращая внимания на культуру общения, поведения. 
 

2.1.1 Человек перед  Богом. 

     В  духовной жизни человека трудно  найти фактор, который играл бы  более важную роль, чем религия.  В поисках Бога человечество  исходило немало дорог, пройдя путь от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма.

     Знаменитый  физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация,  подчёркивал, что лишь религиозные  идеи могут вернуть здоровье  обществу. «В настоящее время, - писал он, - только один страх вынуждает людей сохранять мир. Однако такое положение неустойчиво и должно быть заменено чем-то лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип, который мог бы стать более прочной основой для устройства наших дел… В нашей части мира этот принцип содержится в христианской доктрине».

     С  древнейших времён человек старался  осмыслить свою жизнь и найти  гармонию между собственным бытием  и окружающим его миром. Он  пытался установить связь между  явлениями окружающей его природы и своим самопознанием. Такой связью явилось толкование идеи Бога, как высшего Существа, как некоего Абсолюта, которым можно было бы объяснить бытие самого человека и окружающий его мир. Разум человека по мере развития своего познания о природе человека и природе окружающего его мира не мог, до конца, установить или ответить на все жизненноважные вопросы бытия. И поэтому вынужден был сформировать само понятие божественного начала как некую первопричину, охватывающую собой всю совокупность недоступных для него ещё в настоящий момент знаний о самом бытие; из которого бы вытекало, логическим образом, объяснение тех следствий действительной реальности, которые не мог объяснить пока он сам. Таково понятие о Боге и Божественной Реальности для неверующего человека. Но совсем другой смысл вкладывает в понятие о Боге и самопознание человека самим собой и окружающего его мира верующий человек. Он твёрдо уверен, что он сам и весь окружающий мир являются лишь частью Божественной Реальности, где творцом всего сущего является живой Бог, который не может быть осмыслен самим человеком, так как неизмеримо превосходит мыслительную способность самого человека. И поэтому Бог открывает Себя верующему человеку в Своём Откровении, сообщая человеку знания о Нём, а также о самом человеке и окружающем его мире. Дух Святой просвещает ум человека-христианина.

     Божественная  Реальность остаётся сокровенной  и не подавляет человека необходимой  очевидностью, и это сохраняет  нашу свободу перед Богом. Постижение  Его совершается постепенно, в строгом соответствии с готовностью человека к мистической Встрече. Бог как бы сокрыт от непосредственного восприятия. Шаг за шагом входит Он в сознание людей через природу, любовь, чувство тайны и переживание Священного. С этим связано и историческое многообразие религий, которое отражает различные фазы и уровни Богопознания.

     Тем  не менее можно говорить о  единстве религий. Оно связано  и с единством человеческой  природы, и с родственностью  переживаний, которые вызывают  чувство Высшего и мысль о  Нём. Пусть зачастую вера затемняется эгоизмом, корыстью, примитивным страхом – её подлинное ядро, благоговение, роднит между собой и язычника, и последователя высших мировых религий.

     История  всех времён и народов, говорит  Макс Планк, весьма убедительно  свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутнённой веры, которую религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причём в области социальной не меньше, чем в области искусства и науки. Действительно, невозможно переоценить вдохновляющую роль веры в жизни великих мыслителей, поэтов, художников, учёных и реформаторов. 
 

2.1.2 Понятие религии. 

     Большинство  определений религии говорит  почти исключительно о психологических предпосылках веры, но нас интересует сама её сущность. Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие. Материализм сводит его к неразумной природе, религия же видит в его основе сокровенную Божественную Сущность и осознаёт себя как ответ на проявление этой Сущности.

     Материальное  бытие очевидно для нас –  но как мы можем узнать о  Бытии Божественном? Мы не видим  и не слышим Высшего Бытия,  откуда же нам известно, что  оно реально? 

     Вера  представляет собой такое состояние человека, когда он убеждён в существовании чего-либо, не основываясь при этом на каких-либо внешних фактических и формально-логических доказательствах, т.е. интуитивно.

     Слово  «религия» происходит от латинского  глагола religare, что значит «связывать». Она есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным. Укреплённый этой связью, человек оказывается активным соучастником мирового созидания. Бог не порабощает человека, не сковывает его волю, а напротив, даёт ему полную свободу, включающую и возможность отвергнуть Его, искать своих путей. 
 

2.2.1 Зарождение  религии. 

     Религия  – восстановление связи между  человеком и Богом – начинается  в истории человечества после  Грехопадения. Библия не случайно  в истоке всякого проявления религиозного чувства, т.е. культа, ставит жертвоприношение. В нём отразилось пусть смутное, но сильное стремление человека загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди как бы заявляли о своей готовности следовать велениям Высшей Воли.

     Но  обрести прежнюю гармонию было  труднее, чем потерять её. Постепенно  в сознании первобытного человека  Бог становится далёким и безличным.  В повседневной жизни люди  всё больше и больше внимания уделяют природному миру. В мышлении первобытного человека живёт чувство родства всех живых существ. Идея братства человека и животного нашла своё выражение в широко распространённых мифах, согласно которым предки людей имели смешанные человеко-звериные черты.

     Эта  вера оказала огромное влияние  на общественный уклад древних.  Она объясняет возникновение  такого своеобразного явления,  как тотемизм. Тотем – это,  как правило, животное, которое  считается предком и покровителем  данного племени. Источник тотемизма – вера в духовное единство с природой. Он имел широкое распространение в различных частях света. Следы его обнаруживаются не только у примитивных племён Азии, Африки и Америки, но и у цивилизованных народов; например, запрет на убийство коров в Индии – отголосок седой старины, когда эти животные были священными тотемами (1)

     Первобытный  человек повсюду видел сокрытую  одушевлённость: и в стволах деревьев, и в лесных животных, и в  беге облаков. Для него взаимодействие  вещей в мире – это не только взаимодействие видимого, но в то же время – и более всего – взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костра обитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные.

     Здесь  – корни того странного на  первый взгляд верования, которое в науке получило название фетишизма. Фетиши, т.е. священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного человека. Это может быть и камень, и зуб животного. В них обитают духи, и человек, обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Он противопоставляет силе силу, вредоносному влиянию – своё, защитное. Вера в значение таких амулетов проходит через все века человеческой истории.

     Постепенно  фетиши приобретают человекоподобный облик. В них просматриваются человеческие черты предка или духа. Такие фигурки особенно часто встречаются у африканских народов. Это прототипы будущих идолов. Но попытки установить контакт с духовным миром не ограничивались талисманами, фетишами или тотемными изображениями. Существовал и мистический способ общения с духами, который и составляет главный, непреходящий интерес в первобытной религии. С течением веков духовная интуиция у первобытных людей ослабевала. И поэтому из их среды стали выделяться люди, обладающие особой мистической и оккультной (2) одарённостью.

     На  них была возложена миссия  посредников между человеческим  родом и окружающим его миром  демонов и духов. Всякая религия  складывается из трёх основных  элементов: мировоззрения, жизненных  нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе. Разумеется, слово «культ» мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, всё же какой-то «культ» существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их «облекать». Отсюда и слово «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда. Но обряд помогает не только человеческим контактам, но и нашей устремлённости к Высшему.

     Стремясь  обрести утерянную полноту непосредственного  созерцания Бога, люди пытались  вернуться к прежнему состоянию  при помощи плясок, ритмичной музыки, массовых радений. Это была попытка как бы приступом овладеть крепостью духа. Люди кружились в такт ударам первобытных барабанов; всё обыденное переставало существовать, казалось, что душа летит далеко и освобождается от гнетущих пут. По существу, это была попытка механическим путём обрести духовную свободу и могущество.

     У  большинства же «диких» народов  мы застаём следующую стадию  развития – шаманизм. Здесь на  первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам. Экстатические состояния транса делают шамана медиумом (3) и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте. 

(1) Тотем от  индейского слова «оджибве», обозначающего  «его род» - в некоторых языческих  системах представление об общем  предке племени или рода: животном, растении, реже – явлении природы  или неодушевлённом предмете.

(2) Оккультный – относящийся к оккультизму, «тайному учению», якобы дающему «посвящённым» возможность управлять духами, демонами и космическими силами.

(3) Медиум в  языческих магических представлениях (включая спиритизм) – человек  или предмет, посредством которого при магическом ритуале достигается общение с потусторонним миром. 
 

2.2.2 Магическое  миросозерцание. 

     Для  первобытного человека не существовало  резкой границы между сверхъестественным  и естественным. Мир был един, и силы видимые переплетались  в нём неразрывно с невидимыми. В полном смысле слова сверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому – другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличается от макромира. Легко предположить, что и другие измерения Вселенной, физические и духовные, будут иметь свои особые черты. Когда столкновение этих планов становится явным, происходит то, что называют чудом.

     Но  нас интересует в древней магии  не столько соотношение планов  бытия и законов мира, сколько внутренние мотивы, которые руководили доисторическим магом.

     В  магизме скрыто присутствует  та духовная тенденция, которая  коренится в первородном грехе  человечества: поставить себя в  центре мироздания и заставить  служить себе его силы. Именно  поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Предел желаний мага – процветание здесь, на земле: богатство, здоровье, благополучие. Маг ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, в земледелии, в борьбе с врагами. Магизм ждёт от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие, которое парализует творческую активность.

     Религиозные  воззрения базируются на знании  причинно-магической связи между вещами; полностью и строго соблюдая сложную церемониальную систему, можно управлять стихиями и богами, как своими слугами. Огненная жертва может вызвать молнию и гром, возлияние молока – дождь. Эта иллюзорная власть над миром неизбежно приводит к полному порабощению человека. Магические представления сковывают его сознание и постепенно гасят в нём подлинно религиозную мысль. Такое механистическое миропонимание – антипод духовного, мистического; оно глубоко материалистично в своём постижении ценностей бытия. И если в некоторых культурах, проникнутых магическими элементами, как, например, в египетской, и существовала живая вера в загробный мир, то он рисовался точной копией мира земного. Племя и власть становятся над духом. 
 

Информация о работе Культура и религия