Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:25, контрольная работа
Целью настоящей работы является раскрытие понятий религии и культуры. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития. Далее будет сделан обобщённый анализ самой взаимосвязи с выделением в ней функций присущих культуре и религии. А также будут выявлены присущие им цели и задачи для обоих понятий.
Вступление: Цель работы.
I. Культура
1.1 Культура, как мера развития человека.
1.1.1 Понятие культуры. 1.1.2 Развитие культуры.
1.1.3 Культура и цивилизация.
1.2 Общество и культура
1.2.1 Социальные функции культуры.
1.2.2 Единство и многообразие культур.
1.2.3 Культурная революция.
II. Религия
2.1 Истоки религии.
2.1.1 Человек перед Богом.
2.1.2 Понятие религии.
2.2 Доисторический мир.
2.2.1 Зарождение религии.
2.2.2 Магическое миросозерцание.
2.3 Первые цивилизации.
2.3.1 От магов к обожествлённым царям.
2.3.2 Борьба богов и титанов; очеловеченные боги.
2.4 Церковь и государство.
2.4.1 Теократия и развитие религиозных учений.
2.4.2 Становление Церкви на Руси; христианская культура и искусство.
III. Культура и религия
3.1 Родство культуры и религии.
3.1.1 Взаимопроникновение и взаимосвязь обоих понятий.
3.1.2 Одновременное их развитие в истории.
IV. Функции культуры и религии
4.1 Различие функций культуры и религии.
4.1.1 Цели и задачи обоих понятий.
Заключение: Непрерывность развития процесса познания и дальнейшее совершенствование культуры и религии.
2.3.1 От магов
к обожествлённым царям.
С
началом массовых переселений
племён, переселенцы, которые были
чаще всего и завоевателями,
покидая обжитые земли,
Здесь
впервые родился город –
Каждый
город с окружающей его
На
этом сумрачном фоне ярко выделяются
первые просветы в мир Божественного Откровения,
пробуждающая жажда Бога, живой молитвы,
не похожей на магию заклятий. Как бы ни
именовался бог, к которому простирал
руки человек: Энлиль, Шамаш или Син, - это
был бог истинный. Через эту личную религиозность
человек находил выход из царства демонов
и законов, колдунов и царей, разрушения
и смерти, бессмыслицы и отчаяния.
2.3.2 Борьба богов
и титанов; очеловеченные боги.
В сознании человека совершился переход от природно-стихийного к разумному, человечно-гармоничному богопониманию.
Величайшее
всемирно-историческое
В борьбе стихийных демонов первобытного общества выступают божества человекоподобные, созидающие стройную иерархическую систему мира. В представлении эллинов боги-победители поселились на Олимпе, который стал уже не столько горой, сколько некоей небесной областью. Обитатели Олимпа мыслились как существа, во всём, кроме бессмертия, сходные с людьми. Мифы красочно рисуют их жизнь среди войн и соперничества, интриг и пиров, любви и ненависти. Победа олимпийцев над тёмными силами Матери-Земли отразила гордое самосознание человека-борца, человека-деятеля и устроителя жизни, узнавшего о своём превосходстве над природой. Триумф человекоподобных богов в примитивной форме заявлял о вере в высшую значимость духовного начала.
Однако
победа Олимпа, как гласит сказание,
не была полной: сразив титанов и чудовищ,
боги не решились посягнуть на саму Богиню-Мать.
Верховная власть осталась за ней. И над
всем продолжала тяготеть неизбывная
Судьба, которую невозможно было ни постичь,
ни одолеть, ни умолить. Она представала
всё той же Богиней-Прародительницей.
Именно здесь корень того фаталистического
(2) чувства, из которого родилась античная
трагедия, воспевшая тщетный поединок
человека с Неведомым.
(1) Антропоморфизм (от греч. «антропос» - человек и «морфэ» - форма) – уподобление человеку.
(2) Фаталистический,
прил. От сущ. «фатализм» (лат.
«судьба», «рок») – слепая покорность
обстоятельствам, страх перед
собственной активностью,
2.4.1 Теократия и
развитие религиозных учений.
С
возникновением государства
Так
ознаменовался переход от
Устроение
жизни самого человеческого
2.4.2 Становление
Церкви на Руси; христианская культура
и искусство.
Христианство
стало проникать на Русь
Русь в IX – X вв. была традиционно связана с блистательным Константинополем – Царьградом и со славянами в центральной Европе и на Балканском полуострове. Эти связи в значительной степени определили ориентацию Киевской Руси на восточно-христианский мир. При этом у киевских князей была возможность выбора между различными религиями, так как исповедующие их государства были заинтересованы в контроле над богатыми русскими землями. Именно о подобном соперничестве между крупнейшими монотеистическими религиями рассказывает эпизод из памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет». Согласно этому эпизоду (подлинность событий, изложенных в нём, многими учёными отрицается), получившему название «Сказание о Владимировом крещении», в 986 г. В Киев пришли представляющие восточное христианство посланцы из Константинополя, миссионеры из Рима, а также представители иудаизма и ислама. Согласно легенде, князю Владимиру больше всего понравилась речь греческого проповедника, однако он ещё не торопился принять христианство восточного обряда. На следующий год князь отправил в разные страны посольства, чтобы они на месте могли ознакомиться с каждой из религий. Летопись рассказывает, что латинские и мусульманские обряды не произвели на послов особого впечатления, Константинополь же и греческие церковные службы привели их в восторг, и они усиленно стали склонять Владимира к принятию христианства восточного обряда. Однако окончательное принятие христианства Владимиром было связано с военно-политическими обстоятельствами – походом на Корсунь и женитьбой на греческой царевне; условием женитьбы было крещение Владимира. Вернувшись в Киев в 988 г., Владимир разрушил языческие капища и крестил в Днепре народ, после чего начал «строить в городах церкви и назначать попов».
Он решительным образом отверг язычество и утвердил новую религию. Естественно, люди не могли легко отказаться от прежних многовековых верований, - поэтому процесс крещения народа был осуществлён в приказном порядке. По свидетельству митрополита Иллариона, «крестились если не по собственной воле, то из страха перед Приказавшим». В некоторых местах, в частности в Новгороде, замена традиционного языческого культа новым встречала открытое сопротивление. Но всё же Русь оказалась готовой к принятию новой веры.
Впоследствии Владимир активно содействовал укреплению и распространению христианства, а официальной датой крещения Руси традиционно стали считать 988 год.
Стихийная
природа дохристианских
Вскоре
после введения христианства
на Руси была создана
Многие
великие Отцы и учители Церкви
получили классическое
В
условиях общего упадка
Св.
Василий Великий в своём
Огромное
значение для становления
В
многочисленных монастырях
3.1.1 Взаимопроникновение
и взаимосвязь обоих понятий.
Родственность,
близость и взаимосвязь
Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты, отражающие религиозные взгляды своего времени, вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства.
Важной
исторической миссией культуры
и религии, приобретающей в
современном мире небывалую