Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:11, реферат
Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм -религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.
1.Вступление
2.Что собой представляет «Лютеранство»
3.Богослужение лютеран
4.Распространение лютеранства
5.Лютеранство на Украине
6.Вывод
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И
Кафедра философии и религиоведения
Факультет философии и
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ
Содержание:
1.Вступление
2.Что собой представляет «Лютеранство»
3.Богослужение лютеран
4.Распространение лютеранства
5.Лютеранство на Украине
6.Вывод
Список литературы
Лютеране, протестантская конфессия, руководствующаяся
вероучительными и организационными принципами,
провозглашенными Мартином Лютером в
16 в.
Лютеранство – старейшая и крупнейшая
ветвь протестантизма. Протестантизм
-религиозное движение, включающее все
те западные вероисповедания, которые
не выходят за рамки христианской традиции,
но отличаются от римско-католической
традиции.
Основными вероучительными документами лютеранства являются " Аугсбургское вероисповедание " и " Апология " , написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы : религиозную и общественную жизнь.
Главный
упор в проповеднической деятельности
сейчас на истолковании вопросов общественной
жизни и особенно на морально - этические
проблемы. Лютеранские церкви принимают
участие в экуменическом движении. Лютеранство
распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане,
Киргизии и др.
Что собой представляет «Лютеранство»
Лютеранство — одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. В течение своего почти четырехсотлетнего существования Лютеранство видоизменялось в своем учении, культе и устройстве, выделило из себя много отдельных партий и сект. Когда в 1817 г. праздновался трехсотлетний юбилей Лютера, многие лютеранские богословы (Гарлес, Сарторий и др.) утверждали, что празднующие юбилей потомки не имеют ничего общего с своими предками. В начале XIX в., почти одновременно с протестантской унией (см. Евангелическая церковь), возникло направление, известное под именем старолютеранского (Altlutheraner), которое стремилось восстановить доктрину Лютера и его продолжателей в ее подлинном виде. Весьма близко к нему подходят "новые лютеране (Neu-Lutheraner), последователи Шталя. В дальнейшем изложении будет идти речь собственно об этом, как часто его называют, ортодоксальном Лютеранство, т. е. оставшемся верным символическим книгам, составленным Лютером и его ближайшими продолжателями. Эти символические книги суть: 1) Аугсбургское исповедание (см.), составленное Меланхтоном. 2) Апология аугсбургского вероисповедания, составленная Меланхтоном в ответ на возражения католиков; значение символической книги она получила в 1537 г. 3) Шмалькальденские артикулы, составленные Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся вселенском соборе и одобренные лютеран. сеймом, бывшим в Шмалькальдене. 4) Катехизисы Лютера, большой (для учителей и пасторов), составленный в 1528 г., и малый (для народа), 1529 г. Оба содержат в себе объяснение Символа веры, молитвы Господней и десятословия. 5) Формула согласия, составленная в 1580 г. в видах примирения образовавшихся в то время в Лютеранство партий и в качестве руководства для борьбы с кальвинистами, анабаптистами, антитринитариями и др. Кроме того, согласно с католиками, Лютеранство признает вполне авторитет символов: так наз. апостольского, никео-константинопольского (с fi l ioque) и так наз. Афанасиева. В разное время в самом Лютеранство значение его символических книг было неодинаковое. Исходным пунктом всей системы Лютера служит его учение о Св. Писании как единственном законном и вполне достаточном источнике вероучения, причем толковать его каждый христианин может по своему личному разумению, без всякого внешнего критерия, лишь призвав на помощь, через молитву, содействие Св. Духа. Этот так наз. "формальный принцип" Лютеранство, возникший, как и многие другие пункты учения Лютера, в противовес католичеству, признававшему право толкования Св. Писания за одной лишь иерархией, привел к тому, что даже между строго-ортодоксальными лютеранами значение символич. книг было поколеблено. После возникновения протестант. унии партии старо-лютеранской удалось, однако, отстоять символич. книги как руководящее начало; некоторыми богословами они были даже возведены на степень книг "Боговдохновенных" соответственно мнению Лютера о том, что учение, изложенное в его катехизисах и других им составленных книгах, " не его личное учение, а — Самого Бога". По теории новолютеран, получившей название теории субъективного воспроизведения, символические книги следует принимать не как внешний обязательный авторитет, а в силу свободного убеждения в истинности содержащегося в них учения. Если многие строгие лютеране настаивают на неприкосновенности и неизменяемости символических книг, по крайней мере до того момента, когда необходимость их пересмотра сознает вся церковь (а не отдельные только лица), то, с другой стороны, между приверженцами прогресса в религии, каких немало и между чистыми лютеранами, распространяется учение о достаточности Св. Писания как единственного символического изложения веры, и о ненадобности каких бы то ни было катехизисов и символов. С этой точки зрения, "спасение обусловливается не количеством истин, составляющих предмет веры, а силой субъективного чувства веры в И. Христа как Бога и Спасителя. Разномыслие лютеранских партий по вопросу о значении символических книг доселе не устранено какой-либо общеобязательной формулой, хотя посвящаемый в пасторы дает клятвенное обещание "учить по символическим книгам и против содержащегося в них учения ни открыто, ни тайно ничего не предпринимать"..
Христианское общество, по Лютеру, состоит не в общении внешних знаков, а во внутреннем общении благ Св. Духа. Тем не менее, Лютер допустил существование храмов и установил совершение в них богослужений и внешних обрядов не потому, чтобы они требовались сущностью христианства, "а ради простого необразованного народа", которому непонятны возвышенные идеи христианского богословия и для которого "внешний культ необходим как воспитательное средство". В устройстве богослужения Лютер допускал некоторую свободу для отдельных общин и лиц, вследствие чего оно не везде и не всегда имело и имеет у лютеран один и тот же вид. Впоследствии Лютер установил особый класс совершителей богослужения и проповедников, составил чин их избрания и посвящения, определил время общественного богослужения, издал формулы "литургии" и разных обрядов, составил первую книгу богослужебных песнопений (G e sangbuch). С течением времени состав гезангбуха видоизменялся по местностям, содержа в себе иногда до 1000 песнопений. Гезангбух для евангелическо-лютеранских церквей в России (изд. 1857 и след. годов) содержит в себе 609 песнопений (см. Ваккернагель, "Da s deutsche Kirchenlied von Luther", 1841; Кох, "Geschichte d. Kirchenliedes", 1847). В современной лютеранской церкви богослужение обыкновенно совершается в храме, имеющем упрощенный вид храма католического: впереди "алтарь", возвышенный на несколько ступеней и огражденный решеткой; посередине его — стол, на котором Распятие, Евангелие, сосуды для св. Даров; на стене, за столом, большей частью изображение какого-либо евангельского события. Сбоку помещается проповедническая кафедра. Все остальное пространство храма, а равно хоры по обеим стенам заняты скамьями для молящихся. Сзади, над входными дверьми вверху, помещаются орган и хор. Пастор совершает богослужение в том же костюме, который составляет его обычную одежду вне храма. Лишь в некоторых странах, например при совершении евхаристии и ординации, пасторы облачаются в белую льняную одежду, отчасти похожую на католическую. Литургия у лютеран состоит из общего покаяния присутствующих, чтения Св. Писания и Символа Веры, проповеди и причащения (последняя часть — не постоянная). Если есть желающие причащаться, то пастор перед причащением читает общее исповедание грехов, которое про себя повторяют за ним присутствующие; затем пастор читает разрешительные молитвы и возвещает причащающимся благодать Божию и прощение грехов. Кроме этой общей исповеди, Лютером была допущена исповедь частная, для отдельных лиц, как средство для испытания в вере; позже она вышла из церковной практики лютеран, но в новейшее время опять слышались голоса о необходимости ее восстановления. Дети должны быть крещены пастором не позже шести недель после рождения, в церкви, во время богослужения. Восприемниками не могут быть лица, не принадлежащие ни к одному их христианских исповеданий или не достигшие 15 лет. В случае необходимости крещение может совершить и каждый конфирмованный, мужчина или женщина. По Лютеру, оно может быть совершаемо только через погружение, по Меланхтону — и через обливание (ныне — обыкновенно через обливание), непременно с произнесением слов: "во имя Отца и Сына и Св. Духа ". Конфирмация есть подтверждение лицами, приходящими в возраст (12-18 лет), обетов, данных за них при их крещении восприемниками; она совершается обыкновенно сразу для многих, два или три раза в год. За несколько недель до нее пастор испытывает конфирмуемых в знании лютеранского учения и, если нужно, восполняет недостатки такого знания своими наставлениями (см. Конфирмация). В некоторых "агендах" помещаются чинопоследования благословения родильниц, посещения больных и принятия новых членов. Брак у лютеран, будучи сам по себе гражданским договором, освящается благословением, совершаемым по особому чину, в присутствии не менее двух свидетелей, во все дни, за исключением Страстной недели, Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы и дней, предшествующих этим праздникам. Погребению умерших предшествует отпевание в церкви — пение особых песней, проповедь и снова пение, сопровождаемое печальными мелодиями органа. На могиле снова поется несколько погребальных стихов, говорится пастором краткая речь и читаются молитвы. Кроме этих служб и праздничных вечерен, в каждой лютеранской общине бывает особый день покаяния (Busstag), один в году, обыкновенно между Пасхой и Пятидесятницей. Иногда назначаются экстренные молитвенные дни ввиду каких-либо особенных обстоятельств страны или местности, прискорбных или радостных. Ординация, или посвящение в пасторы, заключается в чтении суперинтендентом посвятительных молитв и возложении рук на посвящаемого. См. прот. Е. И. Мегорский, "Лютеранское Богослужение" (в "Правосл. Обозрении" за 1866 г.); прот. Т. Ф. Серединский, "Богослужение у лютеран" (в "Рижских епарх. ведом." за 1887 г. и отд.). Устройство церковного управления. Церковь как организм состоит у лютеран из трех классов. Высшей гражданской власти (magistratus) принадлежит внешний авторитет и сила, учителям (ministerium) — влияние на развитие церковно-гражданских постановлений государственной власти и занятие церковноуправительных должностей, обществу (populus) — право согласия или несогласия с распоряжениями должностных лиц. Представителю высшей государственной власти (Summus episcopus) принадлежит право учреждения внешней церковной организации и назначения высших должностных лиц церковного управления: суперинтендентов (наиболее заслуженным из суперинтендентов иногда даруется почетный титул епископа, без каких-либо, впрочем, особых прав по должности), пробстов, консисторий провинциальных и генеральной, состоящих наполовину из духовных, наполовину из светских лиц. С течением времени высшей государственной власти усвоено было право высшего надзора за чистотой лютеранского учения, а также право издания новых церковных законов. Сам Лютер сначала предоставил эти функции народу (общинам), но, убедившись в неумении народа пользоваться ими, передал их светской власти, оставив за общинами лишь выбор приходских пасторов. С течением времени положение церкви сделалось слишком зависимым от государственной власти; консистории утратили всякое отличие от светских присутственных мест. Такой порядок вещей Деллингер справедливо называет цезаропапизмом. В начале нынешнего столетия, при возникновении "протестантской унии" и, позже, "протестантского союза", а особенно в 1856-1875 гг., удалось восстановить в евангелической церкви (см.) старый принцип, практиковавшийся дотоле лишь у реформатов (см.), по которому при решении вопросов веры и церков. управления государственная власть обязана не только сообразоваться с мнениями духовенства, но и призывать к участию приходские общины. В современном ортодоксальном лютеранстве, насколько оно осталось вне движения, сохраняется и до сих пор прежний строй церковной жизни. Участие мирян в церковных делах выражается, кроме выбора приходских пасторов, в контроле над общественным богослужением, в котором духовенство своей властью не может делать никаких перемен, как не может без согласия общины и на кого-либо наложить отлучение. Дисциплинарные церковные меры, по правилам лютер. церкви, не должны выходить из сферы церковно-общественных отношений, отнюдь не касаясь отношений гражданских и не заключая в себе ничего оскорбительного для чести; при приведении их в исполнение не должно иметь места насилие.
Распространение лютеранства
При жизни самого Лютера Лютеранство распространилось
прежде всего в пределах Саксонии.
В курфюршестве Саксонии оно было объявлено
господствующим в 1525 г. В герцогстве Саксонии
оно сначала преследовалось, но и здесь
еще до половины XVI в. оно сделалось господствующей
религией. Гессен принял Лютеранство
на гомбургском синоде 1527 г., но с 1529 г.
ландграф Филипп стал склоняться к цвинглианству,
что имело последствием переход большей
части гессенцев в реформатское вероисповедание. В 1527 г. произошла перемена
вероисповедания в Брауншвейг-Люнебурге
при герцоге Эрнсте, ревностном стороннике
Лютера; одновременно Лютеранство распространилось
на большую часть Мекленбурга, Остфрисландии и Силезии
(немецкой). В 1525 г. гохмейстер тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, возведенный королем
польским в звание герцога Пруссии, отказался
от католичества и поделил владения ордена
с главными своими помощниками. Он поддерживал
Лютеранство и в Ливонии, куда оно перешло
из Пруссии. Когда в 1561 г. Ливония перестала существовать
как одно целое, в шведской ее части католичество
было окончательно подавлено, а в польской
гарантирована была стране вероисповедная
свобода; Кеттлер, сделавшись герцогом
курляндским, дал окончательное торжество
Лютеранство и в южной части прежней Ливонии.
Аугсбургское вероисповедание в неизмененном
его виде приняли (в 1530 г.) курфюршество
саксонское, Бранденбург-Ансбах, Люнебург, Ангальт,
города Нюрнберг и Рейтлинген. В 1557 г., по, вероятно
преувеличенному, исчислению венецианца
Бадеро, 7/10 всех немцев принадлежали
к Лютеранство; в годы католической реакции
это число сильно сократилось в силу принципа:
cujus regio, ejus religio, a также вследствие распространения
кальвинизма (см.). Вне Германии Лютеранство прочно
утвердилось лишь в Дании и Швеции. Когда
герцог Фридрих Шлезвиг-Голштинский,
исповедовавший Лютеранство, был избран
на престол Дании, он настоял на провозглашении
веротерпимости. Вступивший при помощи
шведов на престол Христиан III (1534-59) завершил введение
Лютеранство В Швеции
Густав Ваза в 1527 г. настоял на дозволении
Лютеранство и секуляризации церковных
имений; к концу его царствования (1560) Лютеранство
охватило уже всю нацию. Негерманскими
народами Лютеранство не было принято.
Численность лютеран в настоящее время
определить весьма трудно ввиду различных
уний и расколов среди протестантов
Украинские лютеране мечтают о восстановлении своей церкви. Возвращение на Родину они связывают не только с ее возрождением, но и с более широким– национальным, культурно-образовательным, межконфессиональным – включением в общественную и духовную жизнь страны. Сориентированная на местное население, его культуру, язык, традиции, современная Украинская лютеранская церковь (УЛЦ) стремится воссоздать лозунг своих пионеров: “Через Реформацию – украинизация!”, ибо “настоящая Церковь является прямой преемницей Украинской евангельской лютеранской Церкви”. Учитывая историческую склонность Украины к синтезу религиозной и национальной идей, этот лозунг в период развития ее государственности способен вызвать определенные симпатии, а следовательно – расширить ареал присутствия самого лютеранства, выведя его в конце концов за рамки “немецкой веры” и сделав полноценным элементом отечественного бытия.
Новый этап истории УЛЦ настал в начале 90-х, когда в Украину приехал пастор Ярослав Шепелявец. Выходец из украинской евангельской семьи, поставленный на священническое служение Висконсинским лютеранским синодом США, энергичный миссионер, он развернул в Украине активную работу. Его усилиями в страну были завезены тысячи экземпляров Библии, сотни единиц оргтехники в школы и институты, издано несколько учебников, профинансировано лечение детей, а также обучение врачей, фермеров и военных за границей; организованы передвижная “клиника на колесах” и благотворительный центр “Лютеране за жизнь” в Украине. Эта активная деятельность была оценена украинской общественностью. В 1997 г. Шепелявец, к тому времени уже епископ восстановленной УЛЦ, был удостоен премии им. Ивана Огиенко, а в 1999 г. глава Украинской православной церкви Киевский патриархат наградил епископа Ярослава вместе с другими лидерами протестантских сообществ орденом Священного Владимира. УЛЦ стала членом Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций и Библейского общества Украины. Однако на фоне бурной филантропии собственно религиозная практика церкви, имевшей незначительное количество общин и верующих, определенное время оставалась в тени.
Сегодня лицо УЛЦ становится все более выразительным, ее внутренняя жизнь – более упорядоченной и системной. В 2000 г. УЛЦ имела 15 зарегистрированных и 8 фактически действующих общин, или миссионных станций, – то есть тех, которые находятся в стадии формирования своих структур. Общее количество верующих – до 1,5 тыс. Восстановив практику в Западной Украине, сегодня УЛЦ, как и большинство церквей страны, постепенно продвигается в центрально-восточный регион. Самые большие общины – по 200=300 человек действуют в Киеве, Тернополе, Севастополе, меньшие – на востоке и юге страны. Это определило церковную структуру сообщества разделенного на три епархии – Киевскую, Галицийскую и Таврическую. Епископат (религиозный центр) УЛЦ находится в Киеве. За 1997=2001 гг. церкви удалось возвратить и отреставрировать несколько бывших культовых сооружений, но главное внимание она уделяет строительству новых. Уже установлены кресты на месте будущих храмов – кафедрального собора в Киеве и церкви Христа Спасителя в Севастополе.