Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:11, реферат
Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм -религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.
1.Вступление
2.Что собой представляет «Лютеранство»
3.Богослужение лютеран
4.Распространение лютеранства
5.Лютеранство на Украине
6.Вывод
Список литературы
И все
же наиболее примечательной чертой церкви
на фоне мирового лютеранства является
ее обряд. УЛЦ впервые пробует
объединить протестантский догмат с
восточным обрядом, а затем создать
новую протестантскую модель, максимально
адаптированную к православной культуре.
Парадоксальная вещь: лютеранство, которое
так долго не имплантировалось в
украинское духовное бытие, оказалось
вдруг созвучным его традициям,
едва лишь эти традиции и национальные
интересы самого бытия были признаны
приоритетными. Символично, что упомянутые
“Правила” открывает именно тот
раздел, который кодифицирует “литургические
формы и обряды” и вменяет
в обязанность следовать
Содержание “Служебника” (а также многих статей в довоенных изданиях украинских лютеран, написанных Т. Ярчуком, Ю. Фолюшняком, П. Гильчуком и др.) свидетельствует: в своей литургической реформе основатели движения сделали ударение на то, что является общим для Католической и Православной церквей, а также для классического протестантизма. Это, во-первых, уважение к Церкви и ее обрядовым принципам. Во-вторых, принятие текстов, “составленных Отцами Церкви Василием Великим и Иоанном Златоустым, которые ведь не были католиками, не составляли Богослужения для католиков, а для всех без исключения, кто хочет молиться таким образом”, – то есть обращение к наследию древней неразделенной Церкви и “общее уважение к литургической форме богослужений, усвоенное с давних времен украинским народом”.
Таким образом, литургический канон УЛЦ содержит такие общецерковные принципы: крещение младенцев; брак священников; причастие под обоими видами; реальное, а не символическое (как у кальвинистов и радикальных протестантов) присутствие Христа во время Евхаристии; право на ее осуществление лишь рукоположенными служителями; понимание крещения как таинства, которое “является истинным орудием благодати"; почитание исповеди и отпущение грехов священником (упраздненное у кальвинистов и радикальных протестантов); родной язык богослужения; соответствующий внешний, с использованием элементов византийской архитектуры, и внутренний вид культовых сооружений, сохранение алтаря, созерцание распятого Христа и образов, которые “являются не олицетворением Христа и святых, но указанием на спасение”; почитание православных праздников; проведение покаянных богослужений с поклонами и т. п.
Из брошюры “Українська християнська скарбниця. Що кожна людина повинна знати про таїнство Хрищення” (Тернополь, 1994) узнаем, что для проведения этого торжественного обряда необходимо использование специальных символов. Знак Креста во лбу является признаком принадлежности Богу. Крест, выведенный оливковым маслом (помазание), символизирует дары Священного Духа, а свечка при крещении – Христа; ее можно вновь зажечь на годовщину таинства или во время молитвы. Хоругви помогают выражать радость и благодарность за дары Божьи при крещении.
Интересно,
что своим творчеством УЛЦ
не противоречит принятой в мировом
лютеранстве практике объединения
нового догмата с установившимся
обрядом, который многими своими
элементами соответствует и католицизму,
и православию. А вот то, что
отличает обрядовую практику этих двух
церквей, украинские лютеране оценивают
сквозь призму своей классики. Поэтому,
например, в выборе креста, умеренном
убранстве храмовых помещений, отношении
к иконам (а значит и к решениям
седьмого Вселенского собора) или, например,
к такому специфическому элементу,
как эпиклеза (призывание Святого
Духа во время Евхаристии), УЛЦ ближе
к католицизму. Эти элементы имеют
выход в доктринальную сферу,
а в лютеранстве она
Такое
наслоение различных
Как видим,
речь идет не просто о механическом
объединении того, что на первый
взгляд несоединимо – протестантизма,
ревностного в исследовании Библии
и провозглашении вести о спасении,
и православия, с его особым отношением
к свече, иконе, крестному знамению
как символам невидимого духовного
бытия. Здесь виден поиск
УЛЦ весьма прицельно взяла курс на создание национальной церкви, определив ее главную цель – пробуждение духовности и национального сознания украинцев. Такой роли не берет на себя ни одна протестантская конфессия в Украине, держась обычно нейтралитета относительно политики и национальной идеи. Поэтому общественные лозунги украинских лютеран – “...не чувствуйте себя сиротами, “пришельцами”, “чужаками”, а укорененными на родной украинской земле Словом Божьим детьми небесного Отца, которым небезразлично будущее своего народа, его судьба, путь, жизненный выбор, вера” или: “Проповедуй Евангелие так, будто Оно лично обращено к украинскому народу: “Ибо так Бог возлюбил “Украину”, что отдал Сына Своего Единородного, дабы “если Украина” уверует в Него, не погибла, но имела жизнь вечную” (“Стяг”) – диссонируют не только с позицией радикальных протестантов, но и немецких лютеран. Для первых – это политическая вовлеченность, выходящая за границы Евангелия, для вторых – превалирование внецерковных интересов над церковными, при котором, учитывая канонически-территориальные требования Православной церкви, возможны обвинения в прозелитизме. Обозревая лютеранскую жизнь в Украине, д-р Ахим Райс определяет УЛЦ как “очень ориентированную на миссионерскую деятельность”.
Казалось
бы, синтетическая платформа УЛЦ
должна делать ее проповедь высоко
эффективной. Она “стучит в сердца”
протестанта, православного и католика;
интересна для разных социально-демографических
групп, созвучна переживаниям галицийца,
связанного с западной культурой, и
жителя восточных областей, воспитанного
в православной ментальности. Но количественные
показатели церкви пока что не свидетельствуют
о подобной перспективе. Украинец, воспринимающий
Церковь не столько как мистическое
тело, сколько социальный организм, скорее
пойдет в православие или греко-католицизм.
Украинец, оценивающий свою земную жизнь
исключительно через Евангелие, отрекаясь
от всего, что вне божественной заповеди,
потянется, вероятно, к баптизму. Поэтому
едва ли не главной проблемой УЛЦ все еще
остается самоосмысление. Оно означает
не только создание оригинального лица,
а и поиск более глубинных корней в отечественной
истории и культуре. Корней, которые далеки
от немецкого и американского лютеранства,
однако являются определяющими для украинского.
Без них УЛЦ будет оставаться и для западного,
и для восточного христианского мира некоей
экзотикой.
В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов.
Лютеране подчеркивают всеобщее священство
всех верующих. Пасторы
отличаются от мирян только по тем функциям,
которые они исполняют в
церкви.
Лютеране
были среди первых поселенцев в
североамериканских колониях. В 1619 в одном
из поселений в Гудзоновом
заливе было проведено лютеранское рождественское
богослужение, и вскоре лютеранские общины
распространились по всему атлантическому
побережью.
Большинство лютеранских объединений
во всем мире входит во
Всемирную лютеранскую федерацию, образованную
в 1947 для исследования лютеранства и координации
общей деятельности на международной
основе. Многие лютеранские церкви являются
членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной
группы, объединяющей вероисповедания
различных стран.
Список литературы
1.Гейгер Ф. Беседа о лютеранской Церкви с православными христианами.
2.Аугсбургске виросповидання / Перекл. В. Горпинчука. – Тернопиль, 1995.
3.Служебник для українських євангельських громад Авгсбурзького Виросповидання. – Станиславив, 1933. – Перевид. Тернопиль, 1998.
4. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.