УЛЦ построена
по синодальному (промежуточному между
епископальным и конгрегациональным)
принципу, которого придерживается большинство
лютеранских церквей мира. Так, согласно
“Внутренним правилам Епископата Украинской
лютеранской Церкви” высшим ее органом
является собор, в период между соборами
действует синод, в состав которого
входят епископ и его заместитель,
секретарь, казначей, а также пастыри
общин и по одному представителю
мирян от них. С церковью сотрудничает
ряд международных филантропических
организаций, в частности, кроме
уже упомянутых, благотворительный
фонд “Мысли о вере”, оказывающий
помощь в издательской деятельности,
подготовке радиопередач, налаживании
образовательного процесса.
Культурно-образовательная
деятельность церкви довольно заметна.
Даже беглое знакомство с количеством
и богословским уровнем книг, переведенных
на украинский и опубликованных издательским
комитетом УЛЦ при поддержке
Фонда “Лютеранское наследие” за
последние 5–6 лет, поражает. Кроме конфессиональной
классики (труды Лютера, довоенных
и современных богословов, символическая
литература), переиздаются также произведения
пионеров украинского лютеранского
движения. На фоне немногочисленной популярной
литературы других протестантских церквей
издательская активность маленькой
УЛЦ способна сделать ее одним
из ведущих религиозных сообществ
страны в формировании своего конфессионального
наследия. Усилиями комитета упорядочиваются
и довоенные издания церкви. Уже
восстановлен журнал “Стяг”, с помощью
миссии “Конкордия” (Сент-Луис) издается
четырехъязычный журнал “Добрая
весть”; его украинский вариант
также готовит УЛЦ.
Достаточно
серьезными, рассчитанными на дальнюю
перспективу выглядят образовательные
планы церкви. В 1994 г. она основала
богословскую семинарию им. Св. Софии
в Тернополе, где готовят будущих
церковнослужителей и богословов, специалистов
по доктринальному, историческому и
практическому богословию. Ее программа
рассчитана на 4 года стационарного
обучения. К абитуриентам предъявляются
высокие требования: общее высшее
образование, знание одного-двух иностранных
языков, свободное чтение Библии на
древнееврейском и греческом. Семинаристы,
которых не более 20 человек, проходят
обязательную летнюю практику в церквах,
где планируют свое служение. В
конце обучения они готовят “интегративный
исследовательский проект” по определенной
богословской теме, а также по истории
региона будущей работы. Выпускник
семинарии получает диплом бакалавра
или магистра богословия. В случае
неуспеваемости семинарист должен заниматься
по индивидуальной программе. Упор делается
на качество образования, его соответствие
мировым стандартам конфессионального
богословия. Еще одна существенная
черта семинарии, выделяющая ее из ряда
других протестантских духовных школ,
– особое внимание к украинскому языку,
истории и культуре, украиноведческая
направленность многих предметов, то есть
целенаправленная подготовка душпастырей
для Украины. Почти стопроцентная комплектация
иностранными преподавателями (их рекрутируют
главным образом из семинарии “Конкордия”
Миссурийского синода) не мешает этому
учебному заведению максимально приблизиться
к потребностям национального образования.
Интересно, что и пасторов-иностранцев,
которых приглашает УЛЦ, также настраивают
на изучение украинского языка и как можно
более быструю адаптацию к местным условиям.
В 2000 г.
новым главой церкви избран недавний
выпускник богословской семинарии
им. Св. Софии Вячеслав Горпинчук. Завоевав
авторитет у мирян и молодых
священников (преимущественно вчерашних
семинаристов) собиранием материалов
по истории церкви, редактированием
лютеранской периодики, переводом
и публикованием конфессионального
наследия, Горпинчук довольно быстро
достиг высшей церковной должности:
в 1999 г. его избрали пастором, а
через год – уже епископом.
Руководство
УЛЦ с новой энергией взялось
за налаживание международных контактов,
стремясь более тесно сотрудничать
со Всемирной лютеранской конфессиональной
конференцией, а также стать наблюдателем
во Всемирной лютеранской федерации.
Тем не менее последняя все
еще приглядывается к украинской
церкви, столь непривычной на фоне
мирового лютеранского движения.
Как известно,
немецкое лютеранство в соответствии
с церковной традицией оставило
в употреблении немало католических
элементов, особенно в литургии. “Созданная
Лютером форма богослужения есть,
в сущности, немецкий перевод латинской
мессы” (Ф. Гейгер). Во всем мире лютеране,
как и немцы в Украине, воссоздают
западный обряд. Однако украинские лютеране
с самого начала обратились к православному
обряду и юлианскому календарю. Почему?
Первое, что приходит на ум, – греко-католическое
происхождение основателей церкви.
И это действительно одна из причин,
обусловивших ее оригинальное лицо. Однако
не следует забывать, что немало
лидеров других протестантских течений
в Западной Украине также вышли
из греко-католической среды, но их разрыв
с “верой отцов” оказался окончательным.
Поэтому есть, вероятно, и другие
причины.
Украинская
лютеранская церковь своим существованием
обязана не только Германии (Теодору
Цеклеру, Тюбингену, Обществу им. Густава
Адольфа, Обществу Мартина Лютера в
Эрлангене). Учреждение украинских общин
было бы невозможно без лютеранского
движения в Северной Америке. В начале
ХХ ст. американское и канадское
лютеранство уже сформировалось
как довольно отличная от своей немецкой
матрицы и вполне самодостаточная
конфессиональная среда. С одной
стороны, она утратила первичный
национальный нерв церкви, обратив
проповедь ко всем народам Нового
Света, поэтому лютеранство в
США и Канаде существует как ряд
региональных синодов, которые, помимо
различных межцерковных союзов, имеют
статус поместных, независимых в своей
внутренней жизни. С другой стороны, этот
налет конгрегационности, нетипичный
для религиозной жизни Германии, “снимается”
неукоснительным сбережением в заокеанском
лютеранстве основоположных доктринальных
принципов. При наличии определенных мировоззренческих
отличий, лютеранские синоды США и Канады
в большинстве своем консервативны в учении
и практике и критически воспринимают
либерализм в Германии. Собственно, с этой
среды и началось восстановление украинского
лютеранского движения: на первых порах
в лагерях для перемещенных лиц, со временем
– в диаспоре усилиями небольшой группы
верующих во главе с пастором Михаилом
Тимчуком, которому удалось выжить после
1939 г. Сохранению Украинской лютеранской
церкви помогало также Объединение евангельских
церквей Северной Америки, созданное в
начале ХХ ст. украинскими протестантами.
Сегодня восстановленная на Родине церковь
поддерживает тесные контакты с влиятельными
религиозными организациями США – Миссурийским
и Висконсинским синодами, придерживающимися
ортодоксии.
Однако
трудно представить себе укоренение
в национальную жизнь церкви, действующей
исключительно благодаря внешним
влияниями, не имеющей собственной
исторической почвы. И она создавалась
даже тогда, когда лютеранство оставалось
“немецкой верой”, – ведь национальный
происхождение Мартина Лютера никогда
не влияло на оценку его величия. Для
украинских баптистов или корейцев-пресвитериан
Лютер – такая же культовая
фигура, как и для немцев. Немецкая
сущность раннего лютеранства в
Украине не мешала ему быть активным
участником православно-протестантских
союзов. Кстати, первым из нововеров
в общих документах XVI=XVII ст. расписывался
лютеранский епископ и педагог
Эразм Гличнер. А уже в начале
XVIII ст. лютеранская идея приобретает
особое значение для отечественной
культуры, латентно войдя в образовательный
процесс Киево-Могилянской академии:
немало учебников и лекционных курсов
ее преподавателей были переводами или
адаптацией протестантской литературы.
Идеи просветительского пиетизма оказали
влияние и на духовный подъем православия.
Некоторые труды украинских православных
мыслителей насквозь проникнуты лютеранскими
идеями, и речь идет не об одном Прокоповиче
– достаточно внимательно прочитать
произведения (немало из которых сохранилось
в рукописях) Гавриила Бужинского, Ивана
Максимовича, Феофила Кролика, Стефана
Калиновского, Феофилакта Горского, Иоакинфа
Карпинского, Стефана Прибыловича,
Самуила Миславского, Иринея Фальковского,
Иннокентия Борисова. Не случайно в
своих славных “Путях русского богословия”
о. Георгий Флоровский столь тщательно
подчеркивает в нем протестантские
взгляды.
Современные
лютеранские богословы в своем
стремлении к новому диалогу с
Православной церковью также обращаются
к истории. Гейгер писал, что “еще
во времена лейпцигского диспута
Лютер ссылался на “греков”, а Меланхтон
в “Символических книгах” подчеркивал
общность лютеранской Реформации с Православием
(“Апология Аугсбургского вероисповедания”)...
и сегодня осталась симпатия и любовь
многих евангеликов-христиан к жизни,
давним обычаям, иконам, литургии Православной
церкви... Если русские ученые правы, что
Гус перенял причастие под обоими видами
от православия…, то введение обоих видов
в лютеранское причастие... является даром
Православия нашей Церкви”. Внимание
к этим вопросам со стороны Лютеранской
церкви полностью соответствует ее экуменическим
основам, открытости в послевоенном диалоге
с Католической и Православной церквами.
В этом диалоге определенная надежда возлагается
и на лютеран Украины, имеющих уникальный
исторический опыт сосуществования с
православными и католиками, среди которых
этот опыт приобрел наконец конкретное
духовное выражение.
Теперь
о доктринальном облике УЛЦ. Ее главный
приоритет – строгое соблюдение
своей традиции, классического наследия
Мартина Лютера и полное отрицание
теологических школ. (Имея, например,
немало общего в мотивации с представителями
неортодоксии, украинские лютеране считают
ее и прочие протестантские доктрины
современности более философией,
нежели религией.) Обратимся к “Краткому
доктринальному утверждению Украинской
лютеранской Церкви”: “Мы верим...
что Священное Писание – единственная
безошибочная норма веры и жизни.
И как вероисповедные лютеране, мы
принимаем в качестве основных...
вероисповедные книги Евангельской
Лютеранской Церкви, содержащиеся в
Книге Согласия 1580 года, а именно:
Апостольский, Никейский и Афанасиевский
Символы Веры; Аугсбургское Вероисповедание
и его Апологию; Шмалькальдские Статьи
(включая Трактат о Власти и
Примат Папы); Лютеровы Малый и Большой
Катехизисы и Формулу Согласия (Краткое
Изложение и Твердое Провозглашение)...
они согласуются со Священным
Писанием и... являются правильным изложением
Божьего Слова, которое выше всего”.
В своем поучении церковь обращается
также к произведениям последователей
Мартина Лютера, придерживающихся “чистого
христианства”. То есть к учению, не
запятнанному сомнениями в фактах священной
истории, Триединой природе Господа,
Богочеловечестве Иисуса Христа, Его
воскрешении, втором пришествии, а также
философскими и научными теориями (в
частности, теорией эволюции), противоречащими
Откровению (ст. 1-5).
Разделяя,
в сущности, принципы, на которых
настаивали обеспокоенные либерализмом
начала ХХ ст. братья Стюарды в своих
известных “Основах”, конфессиональные
лютеране (а именно так предпочитают
называть себя приверженцы “лютеранских
фундаментов”) принципиальны и в
отношении новых проблем, выдвинутых
сегодняшним днем. Например, они
категорически отвергают женский
пасторат. В “Правилах” по этому
поводу сказано, что только мужчины
выполняют священническое служение,
членами епископата и синода также
являются исключительно учителя-мужчины
и профессора-мужчины. В официальном
органе УЛЦ женский вопрос приобрел
полемическую остроту. “...В журналах общин
аугсбургского вероисповедания, которые
выходят на просторах бывшего Союза, в
частности в “Немецком канале” (Киев)
и в “Боте” (С.-Петербург), можно прочитать,
что “женщина-священник есть веление
времени”. Что сказать об этом?.. Если мы
правильно понимаем Писание и все, что
касается вечной неизменности Бога и Его
Слова, то для нас вопрос о том, может ли
женщина быть священником, просто не существует”.
Обращаясь к этой проблеме в своих доктринальных
утверждениях, УЛЦ уточняет, что будет
учитывать взгляды женщин, поскольку они
также “являются членами Тела Христова”.
Украинские
лютеране подходят осторожно и к
принципу членства. Для радикальных
протестантов он сфокусирован на возрастном
аспекте, то есть обязательности крещения
совершеннолетних; “теоретическая подготовка”
кандидата на крещение непродолжительна
– главным образом это изучение
азов протестантской веры. Тем не менее
допущение к конфирмации требует
от неофита приобретения довольно приличных
знаний о своем учении, а от общины
– подписания заявления о том,
что “верующие нехристианских организаций
или организаций, где исповедуют
неправдивое учение, не будут приняты
в члены общины” (“Правила”). Конфессиональной
подготовке будущих прихожан помогает
также Заочная библейская школа
при радиостудии “Лютеранская волна”.
Настоящий
догматический тренинг для своих
верующих и всех желающих предлагает
и журнал “Добрая весть”, уделяющий
основное внимание как раз вероисповедно-обрядовым
вопросам. Знакомство с журналом дает
довольно полное представление о
конфессиональном лютеранстве. Оно
последовательно придерживается положений
классического лютеранства с
его уважением к Отцам церкви
и Вселенским соборам, рафинированного
богословия более поздних интерпретаторов
Лютера, имеет четкую позицию относительно
экклезиологии и апостольского
наследования, благодатного значения
таинств и крещения младенцев. Здесь
же содержится довольно широкая критика
отклонений Католической и Православной
церквей от “чистоты Библии” и
тех идейных недостатков, которыми
изобилуют другие протестантские церкви
и течения. При этом наиболее далекими
от Истины названы те из них, что
составляют радикальный сегмент
протестантизма. Вместе с тем Православная
и Католическая церкви признаны более
близкими к конфессиональному лютеранству.
В предисловии к украинскому
изданию “Аугсбургского вероисповедания”
сказано, что оно “никогда не стремилось
ввести новое учение во Вселенскую
Церковь. В лучшей православной традиции
оно не имело намерения создавать
новую Церковь, ибо есть и будет
лишь одна настоящая Апостольская Церковь,
в основе которой лежит учение
Священного Писания”. Пестование своего
национального обряда УЛЦ также
связывает с приобщением “к Святой
Соборной и Апостольской Церкви”.
Мировоззренческое
кредо УЛЦ совершенно понятно: “...отклонение
от учения Слова Божьего не должно...
терпеться в Церкви” (“Краткое доктринальное
утверждение”, ст. 10). …“Ибо даже если
ангел с неба будет учить не
тому, что написано в Библии, искренний
христианин не пойдет за таким учителем...”;
“Церкви, идущие на компромиссы... не имеют
будущего в Господе”. Свою последовательность
в отстаивании нерушимости фундаментальных
принципов лютеранства представители
УЛЦ рассматривают даже как особое призвание
– остановить идейное разложение всего
лютеранского движения на территории
СНГ, возродить его духовные традиции.
Эту надежду высказывает профессор семинарии
“Конкордия” (Форт-Вейн) Миссурийского
синода д-р Курт Маркворт, которого знакомство
с украинскими лютеранами преисполнило
оптимизмом: “Я вижу возрождение Церкви
на основе чистого Евангелия, как утверждает
наше Аугсбургское вероисповедание, чистую
проповедь Евангелия и чистый отпуск Таинств.
Это чудо перед глазами!”.