Материальная и духовная культура калмыцкого этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ – калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Повелецкая степь. С начала 17 века, после прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Покрытие обычной калмыцкой  кибитки включало не менее 12 войлочных  кошм различной формы. Нижняя часть стен кибитки покрывалась четырьмя кошмовыми пологами, которые в теплое время года могли откидываться для проветривания в различных вариациях. Кибитка поверх жердей покрывалась четырьмя кошмами.

Широкая часть 4-угольных войлочных  покрытий укреплялась в верхней части, а более узкая – внизу, слегка заходя на верхнюю часть кошм, закрывающих часть стен остова. Два войлока покрывали верхнюю часть кибитки от круга, накладываясь на уложенные поверх жердей кошмы, до начала стен решеток терм.

Кошмовые покрытия стен у многих кибиток в приволжских улусах полностью заменялись чаканами. Малоимущее население иногда полностью заменяло все войлочные покрытия этими травяными матами, так как стоимость кибитки с чаканным покрытием была втрое меньше, чем с кошмовым; кроме того, чаканы были дешевы и просты в изготовлении и доступны.

Интерьер традиционной калмыцкой  кибитки в целом схож с интерьером монгольской юрты. Центром любого кочевого дома являлся очаг – символ семьи, рода, стабильности. Огонь очага  считался посредником между миром людей и миром небожителей («огонь – представитель солнца на земле») и одним из аналогов мифологического центра мира, а также хранителем жизни, символом благополучия.

Почетная часть являлась в традиционном жилище местом, в котором могли находиться пожилые люди. Справа от северной части кибитки располагался барун баран – главная часть жилища, где стояли деревянные шкафчики на ножках, сундуки, содержавшие основное имущество (запасы пищи, войлочные покрытия, арканы, шкуры, шубы, лучшую одежду, украшения и др.). Между главной частью жилища – барун баран и местом, отмечавшим северную часть жилища (т.е. напротив двери) помещался жертвенный столик, на который ставили изображения божеств и другие ритуальные предметы. Пространство между барун баран и дверью занимали предметы, принадлежавшие хозяину (седло, уздечка и т.п.). При семейном достатке здесь же располагали небольшую кровать для детей старше 7-8 лет.

Кровать в традиционном жилище располагалась  в глубине, головная часть ее находилась напротив двери, основной корпус – в левой (правой от входа) стороне жилища (обязательный элемент – полог над кроватью – являлся частью приданого). За кроватью следовал зун баран – подобное первому сооружение из деревянного ящика и сундуков с посудой, женской повседневной одеждой. В этой части жилища располагались полки для посуды и другие хозяйственные предметы.

Внутренние стены у  состоятельных калмыков и священнослужителей занавешивались сплошной ситцевой или  коленкоровой тканью, а земляной пол  покрывался войлоками или коврами (в бедных семьях имелся только для сидений почетных гостей, а пол устилался циновками). Зимой земляной пол утеплялся овечьими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами или использовавшейся ранее в качестве покрытия жилища войлочной ширмой.

Таким образом, в интерьере  традиционного жилища прослеживалось четкое разделение на женскую (хозяйственную) и мужскую половину, каждой вещи в кибитке скотовода отводилось определенное место. После установки  кибитки сначала вносили шест с тканью, на которой были написаны молитвы, затем кровать и другие элементы обстановки, после чего устанавливали таган и разводили на новом месте огонь в очаге, только после этого расставляли ритуальные принадлежности. Порядок сбора на новое кочевье последовательно повторял перечисленные действия в обратном порядке, причем важным моментом являлось то, что вынос за пределы круга (символа освоенного пространства, охраняемой божествами границы) упакованных и приготовленных к погрузке предметов интерьера запрещался, пока не разобрано само жилище.

Традиционное жилище калмыков имело определенную цветовую символику. Хар гер – «черная  кибитка» - жилище простолюдинов, бор  гер – «серое жилище» - простое  жилище бедняка. Цаган гер – «белая кибитка» - жилище представителей высших слоев общества. Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние владельца. Кибитки, покрытые белой кошмой, принадлежали богатым, гелюнгам (священникам) и новобрачным. Огромное большинство населения имело черные кибитки, так как их войлок закопченный, старый, заплатанный.   

 

В целом конструкция  калмыцкой кибитки, как и монгольской  юрты, схожа с юртами тюркских народов. Отличительные черты – конусообразная крыша у монгольских народов, куполообразная – у тюркских; ориентация входа на юг в отличие от ориентации на восток у многих тюркских народов. Однако вопрос об изначальной ориентации жилища у предков калмыков, как показывают этнографические калмыцкие материалы, еще остается предметом дискуссии ученых. 

Постепенный переход  калмыков к оседлости начался  в 19 в. Этому способствовали новые типы хозяйствования, появления среди калмыков отходничества.

Историк архитектуры  Д.Б.Пюрвеев отмечает отдельные особенности перехода калмыков к стационарному жилищу. Типы стационарных жилищ, возникшие в результате эволюции кибитки, имели в плане многоугольник или четкий квадрат. Другие типы стационарных жилищ, возникшие в новых условиях, с использованием местных строительных материалов (мазанки и их разновидности), были прямоугольными. Деревянные постройки преобладали в северной части Калмыцкой степи, саманные – в южной и центральной частях. Во внешнем оформлении фасадов проявилось смещение различных этнических традиций (русских, украинских). Таким образом, принципы формообразования в течение переходного периода либо восходили к круглому плану кочевого жилища, трансформировавшемуся в многогранный или квадратный, либо основывались на особенностях новых материалов.

В 19в. в Калмыцкой степи  бытовали стационарные типы жилища, повторявшие  по форме кибитку, но построенные  из камня или дерева. К концу века количество стационарных домов было по-прежнему небольшим, больше на периферии, чем в самой степи. В большинстве случаев, и при имении жилых домов, летом хозяева жили в кибитках, перебирались в дома лишь зимой.

Традициями кочевого образа жизни объясняется сохранение принципа увеличения количества построек для расширения жилой и хозяйственной площади; замена войлочного покрытия новыми, более прочными материалами; сохранение кибиток в качестве дополнительных построек для хранения имущества.

В центрах оседлости  в Хошеутовском и других приволжских  улусах уже в 19 в. распространены были турлушки – дома из плетня, обмазанные глиной, с печным отоплением. 

Наиболее распространенным типом оседлого жилища в калмыцкой  степи являлась «землянка» (из 1-2 помещений), возводившаяся из кирпичей, производившихся из доступных материалов – глины, травы, соломы и т.п. Подобный тип жилища заимствован у русского и украинского населения, появившегося в степи после указа 1846г. Об основании трактов и заселении дорог крестьянами-переселенцами. Для ранних стационарных построек характерны неразвитость внутренней пространственной структуры, отсутствие прочного фундамента, 4-скатная форма крыши.

В стационарных жилищах  калмыков в качестве строительного  материала также использовалось дерево. Образцы деревянных домов зажиточных слоев населения свидетельствуют о взаимосвязи ранней традиции стационарного строительства с традициями культового зодчества (наличие двух этажей, обходной галереи, 4-скатной крыши) и чертами национального кочевого жилища (наличие светового фонаря). Таким образом, несмотря на европейский внешний вид, схема планировки усадебного дома восходила к плану круглого кочевого жилища и традициям буддийской архитектуры.

Окончательный переход  к оседлости произошел у калмыков в 20-х годах 20 в., но жилых домов, построенных до депортации калмыцкого народа (1943-1957гг.) сохранилось немного. В стационарных постройках сохранялась неразвитость внутренней пространственной структуры. Жилое пространство, огороженное несущими стенами, разделялось тонкими перегородками. Большинство домов не имело прочного фундамента. В отдельных домах присутствовал световой фонарь; крыша, как правило, имела 4-скатную форму. Основной объем квадратной или прямоугольной формы дополнялся пристройкой по типу веранды. В целом в пространственной структуре жилища калмыков середины 50-х годов 20 в. прослеживались характерные признаки перехода от переносного кочевого к стационарному.

В современной калмыцкой  культуре кочевое жилище сохраняется в качестве одного из символов этнической идентичности и элемента праздничной культуры.

Кибитка в современной  Калмыкии обретает функцию символа  национальной культуры, элемента общественных празднеств, который активно используется как в естественном, так и символическом виде (стальной каркас с покрытием из современных синтетических материалов). Первые строения общественного значения, стилизованные под кочевое жилище, появляются в городах Калмыкии. Как и в культуре других кочевых народов, перешедших к оседлому образу жизни и утративших традиционный тип хозяйствования, кибитка уже не как жилище, а в стилизованном виде появляется в современном облике города, в архитектуре магазинов, закусочных, а также в виде туристических кемпингов.

 

1.2. Костюм

 

В 19 в. калмыцкий костюм сформировался как уникальное явление материальной культуры. Одежда калмыков отражала возрастные и половые особенности человека, а также его социальный статус. 

Детская одежда в калмыцкой  культуре – явление позднее. До начала 20 в. сохранялась традиция пеленать новорожденных в остатки старой одежды или обветшавшие, стертые куски войлочных ковриков либо овчин от зимней одежды взрослого человека, в том числе и куски от штанов отца и даже бабушки. В течение первого месяца жизни новорожденный считался не вполне оформившимся человеком, и потому ему не надевали рубашку. Только по достижении 5-6 месяцев с ростом выжившего младенца (показатели младенческой смертности были довольно высоки) его одевали в подобие рубашки без застежек. Отличительной чертой рубашки младенца являлась отсутствие воротника, который был элементом костюма людей других возрастных категорий. Представления о «промежуточном» положении новорожденного связаны с воззрениями о том, что смерть младенца считается «выкупом жизни», т.е. заменой кого-либо из здравствующих в роду.

Вслед за младенческим возрастом  наступал детский. Возрастным рубежом  является обряд первого отрезания  волос у ребенка, совершавшийся  дядей по матери (в настоящее время данный обряд проводится при достижении года).

Полноценная одежда у детей появилась в быту кочевника только тогда, когда возникла необходимость помощи в домашних делах со стороны выросших детей, а с 8-10 лет мальчикам полагался костюм мужского типа. С 10 лет ребенка запрягают в работу и заставляют пасти баранов, костюм его все еще скромен, но чес мальчик больше подрастает, тем одежда его становится полнее и полнее, на нем, кроме рубашки и шальваров, появляются сапоги и бешмет. Девочки лет до 6 ходят тоже без церемонии и без ничего: щеголяют в одних шальварах и рубашонке, коротенькой до пояса. Становясь старше, они получают право носить бешмет, застегиваемый петельками на пуговки от шеи до талии.

По достижении возраста, в котором разрешалось вступать в брак, юноши облачались в мужской  костюм, в который входили: рубаха (киилг), щтаны (шалвр), жилет (камзол), распашного типа короткий халат (бешмет), распашной халат (лавшг), зимняя одежда разного покроя.

Рубаха (киилг) имела распашной крой, большой воротник, длинные и широкие рукава, но небольшую длину.

Штаны или брюки (шалвр) калмыки шили из холста (для нижних штанов) или ткани «нанка» (более плотная ткань – для верхних штанов) темного, обычно синего цвета. Крой традиционных брюк простой: два куска ткани соединялись с использованием ластовицы; в подшитый верхний край вдевался плоский шнур из той же ткани. Зимние брюки изготавливались из кожи либо овчины, часто с использованием обоих материалов.   

 Камзол – узкий  жилет, украшенный по воротнику-стойке  и груди вышивкой, наложением  цветных шнуров или позументом – использовался в праздничном костюме. Ношение этого предмета одежды способствовало фиксации запахнутой нижней рубахи, а также сохранению тепла, но главное – это наличие декоративной отделки, которая оставалась открытой при надевании поверх камзола основного костюма мужчины-калмыка – бешмета. Данный вид одежды характерен для костюма молодого мужчины, так как старики не носили узкий бешмет, а облачались в широкий халат, который лишь запахивали или застегивали у пояса.

Бешмет –  короткий халат с узкой верхней частью калмыки надевали под длинную одежду распашного типа, но данный вид костюма имел и самостоятельное значение. Главной особенностью бешмета являлась приталенная верхняя часть и широкий рукав, пришитый по прямой линии у плеча со сборками, образующими большой объем в части предплечья. В локтевой части рукав сужался; длина его превосходила длину руки, вследствие чего образовывались многочисленные поперечные сборки. Маленький воротник-стойка позволял видеть украшенный воротник камзола и широкий отложной воротник рубахи. Верхние борта кроились со скосом от воротника до линии талии, где сходились под острым углом, открывая вышивку камзола. По линии соединения подола имелось также много сборок, и нижняя часть бешмета имела подкладку. Застегивался бешмет на талии шелковыми петлями на пуговицы.

Крой рукавов и нижней части мужского бешмета, наличие  в костюме вышивки с обеих  сторон от застежки в камзоле, являющемся как бы дополнением к бешмету, - общие черты с костюмом замужних женщин. Отличительной чертой бешмета являлись отрезной по талии крой, приталенный силуэт верхней части, что находит соответствие в отдельных видах одежды тюркских народов Южной Сибири. Такие же детали, как присутствие в верхней части кармана либо отделки позументом – эти детали калмыцкого мужского костюма можно считать позаимствованными у соседних народов.

Информация о работе Материальная и духовная культура калмыцкого этноса