Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения ( на примере ислама, христианства и буддизма).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности отношений каждой религии к браку, семье, разводу, и регулированию деторождения, а так же попытаться дать полню картину этих отношений.
Задачи:
рассмотреть каждую в отдельности религию, ее отношение к браку, семье, разводу и контролированию деторождения;
рассмотреть методы, которыми пользуются религии по отношению к контролированию деторождения, созданию браков, разводу;
сделать выводы, обозначить свою точку зрения относительно данного вопроса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения (на примере ислама, христианства, буддизма) 5
1.2.Христианство 17
1.3.Буддизм 25
Глава II. Особенности демографии стран ислама и христианства. 28
Заключение 36
Библиография 38
Литература 38
Приложения 39

Работа состоит из  1 файл

готова курсовая по демографии.docx

— 268.77 Кб (Скачать документ)

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда  им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это  допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и  не переходить их. Всевышний Аллах  сказал: "Кто переходит границы  Аллаха, тот обидел самого себя". 9Он также сказал: "А если кто переступает границы Аллаха, тот - неправедный".10

Порядок развода у мусульман

Поскольку развод в мусульманстве - это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1.Необходимость соблюдения  периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость. 

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как  вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может  вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует  обязывать их к сроку, какой считаете вы.11

Существуют следующие  сроки, в течение которых женщина  после развода не имеет права  выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет  менструаций; 

время до рождения ребенка, если она беременна. 

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в  брак) в том случае, если он до этого  давал ей развод дважды. Имеется  в виду следующая ситуация: муж  дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод - двукратен: после него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием.12

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается  она ему, пока не выйдет она за другого  мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются  в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения  Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим.13

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который  дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: "Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой". 

"Как это?" - спросила  жена. 

"Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится  завершение положенного срока,  я возвращу тебя. Затем дам  развод и снова возвращу до  истечения срока". Женщина рассказала  об этом Посланнику Аллаха (мир  ему и благословение Аллаха), а  Аллах Всевышний ниспослал следующее: "Развод - двукратен...", ограничив  число разводов до трех раз,  что оградило женщин от произвола их мужей

Если муж развелся со своей  женой, то он не имеет права потребовать  назад подарки, данные ей как свадебный  дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные  подарки независимо от того, насколько  дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" 14

Если инициатива развода  исходит со стороны жены, то она  должна вернуть свадебные подарки  своему мужу. Возвращение свадебных  даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы". 15

Однажды женщина пришла к  Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?" И она сказала: "Да". Пророк (приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжение брака

В некоторых случаях, мусульманка  желала бы сохранять брак, но вынуждена  требовать развода по основательным  причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний  ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем  супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак. 

Иными словами, в Исламе женщине  предлагается некое равноправие: она  может прекратить брак посредством  процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды. 

Контроль за деторождением

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых  и создается семья. Этот событие  вызывает:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают  богослужение, стремясь родить ребенка  для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после  смерти родителей;

г) заступничество ребенка  за родителей, если ребенок умер еще  в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.[см Приложение№1]

Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам  не считал аборт на ранних стадиях  беременности убийством. Долгое время  доминировала вера в "позднее очеловечивание", т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт  не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь. Все исламские  теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает "одушевление" плода, был и остается предметом  серьезных споров. Представители  различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные - от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).16

 

 

 

 

 

1.2.Христианство

Брак и семья

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская  измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену  языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении  перед своей общиной. По христианскому  учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается  навсегда Муж в христианской семье  – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского  учения, имеющим непосредственное отношение  к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении  выше, чем брак. Соотношение и  взаимосвязь брака и безбрачия  в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной  телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому –  «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна  и непредосудительна, поскольку  муж и жена взаимно принадлежат  телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов  это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что  в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное  отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание  большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». 17То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

В христианстве довольно много  противоречий: брак и монашество в  равной степени могут быть названы  высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие  – максимально различны по способу  выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Христианство характеризуется также особой —  не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом  верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая  во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия  и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое  к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая  в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния  оценивает девственность; брак рассматривается  как вынужденная уступка влечениям  плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для  христианина является сохранение целомудрия.

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для  христианина; он только терпим по снисходительности  к человеческой слабости. Мужчина  или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой. Свобода выбора и решения - это  первое условие истинного христианского  брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными18, а виновный мужчина подвергается отлучению19 так же как и уступившая ему женщина20. Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком21.

Официальным условием церковного брака является союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения  Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов22  запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями. "Смешанные" браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Правило, принятое некоторыми православными епархиями, - требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии.

 Развод

Упоминание о возможности  развода можно найти в Новом  Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую  измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»23. В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму. Но правильно ли заявить, что "Православная Церковь допускает развод"? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

1) Брак - это таинство, заключающееся  в священническом благословении  членов Тела Церкви; как любое  таинство, брак относится к вечной  жизни в Царстве Божием и,  следовательно, не прерывается  со смертью одного из супругов, а создает между ними, если  они того пожелают и если  это дано им (Мф. 19, 11), - вечную связь.

2) Как таинство, брак - не  магическое действие, а дар благодати.  Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить  о благодати брака, когда они  еще не готовы принять ее  или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь  допускает, что благодать могла  быть "не воспринята", и позволяет  расторжение брака и второй брак.24 Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве - по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Православная церковь  расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ  принято разрешать развод по следующим  причинам кроме прелюбодеяния: отпадение  супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность  к брачному сожитию, наступившую  до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание  проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к  наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.[см Приложение №2]

Информация о работе Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения ( на примере ислама, христианства и буддизма).