Общая характеристика славянской мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:52, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры вдухов славян.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Общая характеристика славянской мифологии…………………………………….4
Модель Вселенной древних славян………………………………………………….6
Славянская мифология: вера в Богов и почитание Духов…………………………9
Пантеон божеств……………………………………………………………...11
Верав духов………………………………………………………………..….14
Заключение…………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………...16
Ссылки………………………………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

История Культуры Росии.docx

— 44.59 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Саратовский государственный  технический университет имени  Гагарина Ю.А.»

Кафедра «История Отечества  и культуры»

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «История культуры России»

 

На тему______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:________________________

                                                                          Факультет:________________________

                                                                             Курс:____________________________

                                                                          Специальность:____________________

                                                                          Шифр:___________________________

                                                                           Ф.И.О.:___________________________

                         Проверил:

                                                                             _________________________________

                                                                                               _________________________________________

                                                                                                    ____________________________________________

 

 

 

 

 

Саратов - 2013

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………………….3
  2. Общая характеристика славянской мифологии…………………………………….4
  3. Модель Вселенной древних славян………………………………………………….6
  4. Славянская мифология: вера в Богов и почитание Духов…………………………9
    1. Пантеон божеств……………………………………………………………...11
    2. Верав духов………………………………………………………………..….14
  5. Заключение…………………………………………………………………………..15
  6. Литература…………………………………………………………………………...16
  7. Ссылки………………………………………………………………………………..17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Изучение славянской мифологии  представляет собой увлекательный  процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история  народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. К  сожалению, до наших дней не дошли  подлинные произведения с мифологическими  сюжетами. Известны следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова  книга» и др., однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.

Достоверных сведений о славянской мифологии почти не сохранилось, так как в те времена у славян ещё не было своей письменности, письменность у славян появилась  лишь в 9 веке вместе с христианством, когда славянские верования уже  начали вытесняться новой религией. Тем не менее, из сохранившихся христианских источников, фольклора, народных традиций и археологических свидетельств можно приблизительно судить о славянской мифологии. По мнению исследователей, у славян не было храмов и развитого  института жречества, а были капища и идолы под от открытым небом. Часть мифических существ славянской мифологии, домовые, водяные, лешие, русалки, драконы благополучно дожили до наших  дней благодаря сказкам и преданиям. Сохранилась легенда об алатырь-камне, или бел-горюч камне, расположенном  в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит  мировое дерево или трон мирового царствования, на нём сидит девица, исцеляющая раны, из-под него растекаются  по всему миру целебные реки.

Тем не менее, сохранились отдельные сочинения византийских, западноевропейских, арабских, а также славянских средневековых авторов, которые могут быть использованы для реконструкции славянского язычества. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых носителем языческой культуры. Наконец, это письменные источники XV—XVII веков и фольклорные источники XVIII—XX веков, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе развернутые записи легенд, сказок, былин, заговоров, пословиц и поговорок, в которых сохранилась древняя языческая традиция, черты мифологического сознания.

Немаловажную роль в изучение славянской мифологии играют сведения раскопок культовых мест, находки  идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием  о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли такие  исследователи, как Л. Нидерле, А. Н. Лявданский, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков.

Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.

Ключевые задачи:

1)Рассмотреть историческое  развитие славянской мифологии;

2)Представить основы мифологической  картины мира восточных славян;

3)Представить пантеон  языческих божеств и основы  веры вдухов славян.

 

 

 

2. Общая характеристика славянской мифологии

Мифология - комплекс представлений, универсально объясняющих мир и  место человека в этом мире, запечатленных  в образно-символической форме  – мифе. Миф- это история народа, его верования, наконец, его душа, менталитет, сохраненные сакральные знания в форме преданий, сюжетов. Позднее миф трансформируется в  сказки, легенды, - эстетически оформляющие  архаичные предания.

Истоки славянской мифологии  укоренены в древности, уходят в  архаичные воззрения 1 тыс. до н. э. и  более раннюю эпоху. Если обращаться к периодизации известного российского  исследователя Б. А. Рыбакова – это  археологиченские культуры прото- и  правлавян ( 2-1 тыс. до н. э.). Это время  развития общеиндоевропейских и  затем собственно славянских воззрений  на природу, формирование древних языческих  культов.

В среднем в науке подлинное  историческое развитие славянской мифологии  соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной  даты выделяется 980 год – время  языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение  ее в государственную религию.

988 год – коренной перелом  в язычестве. Это время принятия  христианства на Руси. Собственно  славянская мифология, с ее  героями и сюжетами подвергалась  гонениям. Происходило вытеснение  мифологических персонажей библейскими  героями. Однако язычество и  вера в родных богов и богинь  сохранялась на генетическом  уровне в памяти народа. Более  того, поклонения богам и богиням сохранялись в народных верованиях вплоть до XX века и, отчасти, остаются живы в памяти народа по сей день.

Главный источник сведений по раннеславянской мифологии —  средневековые хроники, анналы, написанные европейскими и славянскими авторами, поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. VI—X-XIII веков: Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный, Лев Диакон; Баварский Географ, ТитмарМерзебургский, аль-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Русте. Среди славянских авторов можно  отметить следующих: Козьма Пражский (с его «Чешской хроникой») и южнославянские источники XI—XV веков: летописи, поучения и наставления против язычников (Кирилл Туровский, Кирик Новгородец и другие) и вставки в переводную литературу, в том числе в апокрифы. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры — анонимным песнотворцем.

Как уже было отмечено, славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения  древних славян из индоевропейской  общности народов во II—I тысячелетии  до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. В данной связи можно выделить несколько  смысловых уровней формирования славянской мифологии.

Самый древний пласт представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о  небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие  верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В  это время было выработано характерное  для многих индоевропейских народов  аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании  богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Возможно, уже в этот далекий период складывались образы бога грозы Перуна, бога скота и потустороннего мира Велеса, божества Неба-Отца (Сварог).

Общеиндоевропейскими по сути являются такие образы, как  Мать Сыра-Земля, связанная с ней  богиня ткачества и прядения (Макошь), солнечное божество (Даждьбог), бог  неба Сварог. На древность этих образов  указывают ведические корни этих божеств: например «svarga» - небо. Исследователями  отмечается общность европейских воззрений  и общность языка, которые прослеживаются во многих именах божеств. Некоторые  исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда  и Дажьбог, а также Маха и Макошь. Существуют версии, что восточные  славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского  происхождения — Хорс, Семаргл  и др.

Очень близки были верования  славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской  мифологией: например, мотив мирового древа.

Наконец, следующий пласт  – это период обособления восточных  славян в 1 тыс. н. э.. При разделении праславянской общности стали формироваться  племенные верования славян. Также  при расселении восточнославянских племён в VI—IX веках мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий соседних народов.

Тем не менее, собственно восточнославянская мифология на протяжении многих веков  сохранила свое первоначальное смысловое  ядро практически в неизменном виде: одушевление природы, почитание  великой оплодотворяющей силы, образ  Матери Сырой Земли, идея вечности жизни, циклическая модель времени, пантеон  ключевых божеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Модель Вселенной древних славян

Духовный мир древних  славян формировался в процессе непрерывных  взаимоотношений с природой. С  древности, создатели земледельческой  культуры, славяне сформировали особое мировоззрение, отразившееся в мифах, основанное на почитании Природы. Как  отмечал крупнейший исследователь  Афанасьев, ключевой смысл славянской мифологии, мифологической картины  мира славян – «обожание» Матери Природы - живой, справедливой, мудрой и всепорождающей силы. Славяне верили, что мир  – живая система. Главная идея язычества заключалась в вере вечности жизни, культе плодородия. Отсюда формирование древнейшего образа Матери Сырой Земли. Мать Сыра Земля –ключевой  архетип славянского народа. Подобные представления, а также любовь к  Земле отчетливо прослеживается позднее в славянском эпосе, русских  былинах: образность древних сказаний рисует Землю как прародительницу  самого русского народа.

Почитание Природы, Земли  тесно связано с почитанием древнейших богов – Рода и Рожаниц (для  сравнения общность корней и смыслов  в именах языческих богов - Рода и  русском слове «род», «природа», «родители», «прародитель»). Академик Б. А. Рыбаков считает образ рода и рожаниц – самым древним  в славянской мифологии. По сути, почитание всей природы как живой стихии есть отголоски первобытного анимизма.

Почитание Матери Сырой Земли  тесно связано с древнейшим почитанием живительной влаги. Как показывают археологические раскопки, в том  числе свидетельства трипольской  культуры, еще далекие предки славян верили в существование девяти /семи небес, на высшем уровне которых хранятся запасы дождевой воды – «в хлябях небесных».

В целом, еще с глубокой древности, славянами была освоена  сферическая структура Вселенной. Это не только вера в существование  девяти небес, но и разделение мира на ярусы, формирование целой картины  земного и небесного мироустройства.

Согласно славянской мифологии, Вселенная представляет собой форму  яйца. Это древнейший образ Мирового яйца, встречающийся также у многих народов мира; в славянских мифах  это также мотив сотворения мира Уткой, которое снесла Мировое Яйцо – отголоски этого мифа можно  обнаружить в русских народных сказках.

Из исследований славянской древности М. Семеновой можно  почерпнуть, что в центре такого яйца «подобно желтку, расположена  сама Земля». Более того, уже в  такой модели присутствует древнее  деление мира на ярусы: «нижняя, сподняя  сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная сторона… Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море,. Окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь…»[1]

Информация о работе Общая характеристика славянской мифологии