Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:52, контрольная работа
Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры вдухов славян.
Введение……………………………………………………………………………….3
Общая характеристика славянской мифологии…………………………………….4
Модель Вселенной древних славян………………………………………………….6
Славянская мифология: вера в Богов и почитание Духов…………………………9
Пантеон божеств……………………………………………………………...11
Верав духов………………………………………………………………..….14
Заключение…………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………...16
Ссылки………………………………………………………………………………..17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «История Отечества и культуры»
Контрольная работа
По дисциплине «История культуры России»
На тему_______________________
______________________________
Выполнил:_____________________
Проверил:
Саратов - 2013
Содержание:
1.Введение
Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологическими сюжетами. Известны следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др., однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.
Достоверных сведений о славянской мифологии почти не сохранилось, так как в те времена у славян ещё не было своей письменности, письменность у славян появилась лишь в 9 веке вместе с христианством, когда славянские верования уже начали вытесняться новой религией. Тем не менее, из сохранившихся христианских источников, фольклора, народных традиций и археологических свидетельств можно приблизительно судить о славянской мифологии. По мнению исследователей, у славян не было храмов и развитого института жречества, а были капища и идолы под от открытым небом. Часть мифических существ славянской мифологии, домовые, водяные, лешие, русалки, драконы благополучно дожили до наших дней благодаря сказкам и преданиям. Сохранилась легенда об алатырь-камне, или бел-горюч камне, расположенном в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования, на нём сидит девица, исцеляющая раны, из-под него растекаются по всему миру целебные реки.
Тем не менее, сохранились отдельные сочинения византийских, западноевропейских, арабских, а также славянских средневековых авторов, которые могут быть использованы для реконструкции славянского язычества. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых носителем языческой культуры. Наконец, это письменные источники XV—XVII веков и фольклорные источники XVIII—XX веков, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе развернутые записи легенд, сказок, былин, заговоров, пословиц и поговорок, в которых сохранилась древняя языческая традиция, черты мифологического сознания.
Немаловажную роль в изучение
славянской мифологии играют сведения
раскопок культовых мест, находки
идолов, ритуальных предметов, украшений,
языческих символов, надписей с упоминанием
о языческих богах или
Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры вдухов славян.
2. Общая характеристика славянской мифологии
Мифология - комплекс представлений, универсально объясняющих мир и место человека в этом мире, запечатленных в образно-символической форме – мифе. Миф- это история народа, его верования, наконец, его душа, менталитет, сохраненные сакральные знания в форме преданий, сюжетов. Позднее миф трансформируется в сказки, легенды, - эстетически оформляющие архаичные предания.
Истоки славянской мифологии укоренены в древности, уходят в архаичные воззрения 1 тыс. до н. э. и более раннюю эпоху. Если обращаться к периодизации известного российского исследователя Б. А. Рыбакова – это археологиченские культуры прото- и правлавян ( 2-1 тыс. до н. э.). Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.
В среднем в науке подлинное
историческое развитие славянской мифологии
соотнесено с культурой Киевской
Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной
даты выделяется 980 год – время
языческой реформы князя
988 год – коренной перелом
в язычестве. Это время
Главный источник сведений
по раннеславянской мифологии —
средневековые хроники, анналы, написанные
европейскими и славянскими авторами,
поучения против язычества ("Слова")
и летописи. Ценные сведения содержатся
в сочинениях византийских писателей
(начиная с Прокопия, 6 в.) и географических
описаниях средневековых
Как уже было отмечено, славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. В данной связи можно выделить несколько смысловых уровней формирования славянской мифологии.
Самый древний пласт представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Возможно, уже в этот далекий период складывались образы бога грозы Перуна, бога скота и потустороннего мира Велеса, божества Неба-Отца (Сварог).
Общеиндоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Макошь), солнечное божество (Даждьбог), бог неба Сварог. На древность этих образов указывают ведические корни этих божеств: например «svarga» - небо. Исследователями отмечается общность европейских воззрений и общность языка, которые прослеживаются во многих именах божеств. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь. Существуют версии, что восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: например, мотив мирового древа.
Наконец, следующий пласт
– это период обособления восточных
славян в 1 тыс. н. э.. При разделении
праславянской общности стали формироваться
племенные верования славян. Также
при расселении восточнославянских
племён в VI—IX веках мифологии их
отдельных групп могли
Тем не менее, собственно восточнославянская мифология на протяжении многих веков сохранила свое первоначальное смысловое ядро практически в неизменном виде: одушевление природы, почитание великой оплодотворяющей силы, образ Матери Сырой Земли, идея вечности жизни, циклическая модель времени, пантеон ключевых божеств.
3. Модель Вселенной древних славян
Духовный мир древних славян формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с природой. С древности, создатели земледельческой культуры, славяне сформировали особое мировоззрение, отразившееся в мифах, основанное на почитании Природы. Как отмечал крупнейший исследователь Афанасьев, ключевой смысл славянской мифологии, мифологической картины мира славян – «обожание» Матери Природы - живой, справедливой, мудрой и всепорождающей силы. Славяне верили, что мир – живая система. Главная идея язычества заключалась в вере вечности жизни, культе плодородия. Отсюда формирование древнейшего образа Матери Сырой Земли. Мать Сыра Земля –ключевой архетип славянского народа. Подобные представления, а также любовь к Земле отчетливо прослеживается позднее в славянском эпосе, русских былинах: образность древних сказаний рисует Землю как прародительницу самого русского народа.
Почитание Природы, Земли тесно связано с почитанием древнейших богов – Рода и Рожаниц (для сравнения общность корней и смыслов в именах языческих богов - Рода и русском слове «род», «природа», «родители», «прародитель»). Академик Б. А. Рыбаков считает образ рода и рожаниц – самым древним в славянской мифологии. По сути, почитание всей природы как живой стихии есть отголоски первобытного анимизма.
Почитание Матери Сырой Земли
тесно связано с древнейшим почитанием
живительной влаги. Как показывают
археологические раскопки, в том
числе свидетельства
В целом, еще с глубокой
древности, славянами была освоена
сферическая структура
Согласно славянской мифологии, Вселенная представляет собой форму яйца. Это древнейший образ Мирового яйца, встречающийся также у многих народов мира; в славянских мифах это также мотив сотворения мира Уткой, которое снесла Мировое Яйцо – отголоски этого мифа можно обнаружить в русских народных сказках.
Из исследований славянской
древности М. Семеновой можно
почерпнуть, что в центре такого
яйца «подобно желтку, расположена
сама Земля». Более того, уже в
такой модели присутствует древнее
деление мира на ярусы: «нижняя, сподняя
сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых,
Ночная сторона… Чтобы попасть туда,
надо пересечь Океан-море,. Окружившее
Землю. Или прорыть колодец насквозь…»
Информация о работе Общая характеристика славянской мифологии