Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:52, контрольная работа
Целью данной работы является исследование «основ» славянской мифологии.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы мифологической картины мира восточных славян;
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры вдухов славян.
Введение……………………………………………………………………………….3
Общая характеристика славянской мифологии…………………………………….4
Модель Вселенной древних славян………………………………………………….6
Славянская мифология: вера в Богов и почитание Духов…………………………9
Пантеон божеств……………………………………………………………...11
Верав духов………………………………………………………………..….14
Заключение…………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………...16
Ссылки………………………………………………………………………………..17
Позднее, с принятием реформы
князя Владимира, Перун встал
во главе славянского Пантеона, считался
верховным божеством и
Наконец, еще одним важным мужским божеством можно назвать бога Велеса – древнейшего персонажа славянской мифологии, одного из главных божеств славянского пантеона – Велеса. Именуемый в «Слово о Полку игореве» как «скотий бог» - является покровителем скота (диких зверей и птиц, впоследствии – домашнего скота). Как отмечают исследователи его имя созвучно со словами «волос», «волосатый» - что подчеркивает его связь со зверьми. Существовали поверья, что сам Велес мог оборачиваться в облик медведя – хозяина Леса. В честь Велеса также рядились в звериные маски и тулупы на Святки и Масленицу – важные языческие праздники.
«Скотий Бог» - Велес, также считался богом богатства; он покровительствует благосостоянию и достатку в семье и во всем государстве. Примечательно – старинное название казны на Руси – скотница. Также Велес был покровителем купцов на Руси.
В целом, древнейшее значение этого божества связано с плодородием и плодовитостью; также Велес является олицетворением богатства племени. Очень часто Велес фигурирует, как Бог подземного Мира; наконец, еще одно значение этого божества – «бог мудрости», покровитель волхвов и сказителей на Руси.
Ключевыми фигурами среди женских божеств славянского пантеона являются образы богинь Макоши, Лады, Мораны и других. Макошь – богиня плодородия у славян. По одной из версий – это богиня Земли, само ее имя происходит от слова «матерь» (мать Сыра земля). Макошь – дарительница Жизни, подательница урожая. Примечательно, что корень «кошь», который имеется в имени Макоши, также встречается в словах «кошелек», «лукошко» и др. Кош – большая плетеная корзина, куда люди складывали главное богатство – урожай. А еще «кошем» называли жребий, судьбу, счастье. Макошь – это также богиня судьбы. По преданию, она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб: кому какая выпадет – Доля или Недоля.
Еще одним женским божеством является Лада – богиня красоты, любви, покровительница брака, семейного очага. Иногда именем Лады именуется одна из богинь-рожаниц. Это почтенная хозяйка, мать многочисленного семейства. С ее именем в русском языке связано не меньше слов и понятий, чем с Родом: «ладить», «ладины» - свадебный сговор и т. д. По предпанию, у нее также есть сын Лель – бог любви и юности. По другой версии, у нее дочь – Леля, младшая рожаница. С ее именем связаны такие слова как «лелеять», «лялька» и др.
Еще один центральный женский образ – богиня Морана (Морена, Мара). Это богиня смерти и зимы («мор», «морок», «мрак», «смерть», мороз»). Существование богини смерти и зимы способствует поддержания гармонии в природе. Славяне жили в «циклическом времени», согласно которому мир есть вечное чередование (подобно вращению колеса) жизни и смерти; в таком времени все идет своим чередом, подобно природным циклам, и нет начала или конца существования – мир пребывает в вечности. Так и человек после смерти продолжает свое существование в ином качестве и в ином мире – в мире «навьих духов», становясь покровителем своего племени.
4.2.Вера в духов
Второй уровень славянской
мифологии можно условно
К числу домашних духов можно отнести: домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.
К числу природных духов можно отнести таких духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.
Таким образом, в мифологической картине мира вся природа наделяется душой (анимизм), понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная. Русские люди сакрализовали огонь, воду; предания отмечают, что славяне говорили: «царица-водица», «воздух-господин», «огонь-батюшка, «земля-матушка». И по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных сил (небо, земля, солнце и т. д.)
5.Заключение
Славянская мифология как комплекс коллективных представлений древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой культуры древних славян (2 – 1 тыс. до н. э.) . Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.
Отмечая историю развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год – время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.
988 год – коренной перелом
в язычестве. Это время
Отмечая «характер», особенности
мифологических представлений восточных
славян, можно резюмировать следующее.
Славянами было выработано особое космоцентрическое
мировоззрение – был
Славяне рисовали картину живой вселенной, сравнивая ее с «поэтическими» образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Велес и др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана…). Сложилась народная традиция веры вдухов – природных существ.
Наконец, по своей сути славянское язычество есть почитание живой природы как все порождающей силы. Природа понималась как живой организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.
6.Литература:
1.Семенова М. Быт и верования древних славян. Спб.: «Азбука», 2000.
2.Лихачев Д. С. . «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1985.
3.Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1987.
4.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.. 1997
5.Васильченко Л. П. Природа
славян. Томск: Томский
6.Белякова Г. С. Славянская мифология, М. 1995.
Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2003
[1] М. Семенова Быт и верования древних славян. СПб.: 2000. С. 19
[2] М. Семенова Быт и верования древних славян. СПб.: 2000. С. 20.
[3] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская мифология»
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki. Статья: «Славянская мифология»
[5] См. Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян».
[6] См. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1985.
Информация о работе Общая характеристика славянской мифологии