Религии Китая и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:05, реферат

Описание

Конфуцианство - одно из китайских учений, сыгравшее исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Вся внутренняя жизнь Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами разработанным им церемониалом и системой ценностей. Рациональное конфуцианское поведение определяло все существующие отношения, будь то отношения между простыми людьми или отношения на высшем уровне.

Содержание

Введение.............................................................................................2

Светские и религиозные аспекты конфуцианства.......................3

Даосская доктрина о бессмертии...................................................10

Мифо-религиозная традиция синтоизма......................................18

Литература........................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Философии религии.docx

— 63.01 Кб (Скачать документ)
 

     Содержание. 

Введение.............................................................................................2

Светские и религиозные  аспекты конфуцианства.......................3

Даосская доктрина о бессмертии...................................................10

Мифо-религиозная  традиция синтоизма......................................18

Литература........................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мария

Введение.

     Основными религиями в современном Китае  являются буддизм, даосизм, ислам, католичество и протестантство. Свобода вероисповедания  – долговременная политика китайского правительства. В Японии традиционно исповедуют синтоизм и буддизм.

     Конфуцианство - одно из китайских учений, сыгравшее исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Вся внутренняя жизнь Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами разработанным им церемониалом и системой ценностей. Рациональное конфуцианское поведение определяло все существующие отношения, будь то отношения между простыми людьми или отношения на высшем уровне.

     Конфуцианство — прежде всего учение о нравственности. Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца..

     Вторым  важнейшим направлением развития философской мысли в Китае был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, посредством логики (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении даосизма именно понятие пути — Дао — является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть слияние человека с природой, так как он является ее частью.

     Синтоизм - это религия, возникшая в раннефеодальной Японии из множества родоплеменных культов. Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками, якобы населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет, ставший впоследствии объектом поклонения, который называли синтай, что с японского означает тело бога. Священной книгой синтоизма является «Кодзики», однако церковных канонических книг в синто нет. В каждом храме есть свои мифы и обрядовые предписания, которые могут быть неизвестны в других храмах. В книге.

     «Кодзики» содержат основные идеи национализма, которые были возведены в ранг государственной религии: о превосходстве  японской нации, о божественном происхождении  императорской династии от основания  японского государства.

Светские  и религиозные  аспекты конфуцианства

 

     Само  слово «конфуцианство» – европейского происхождения. Его китайский эквивалент – «жу цзяо», означает «учение  благовоспитанных  людей», вследствие чего многие ученные прошлого века называли конфуцианство «религией ученных». Впрочем, сам вопрос о том, является ли конфуцианство религией, достаточно сложен. Конфуций не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же мы можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы можем служить божествам», «Почитай божества и духов, но отдаляйся от них» и т.п. На этом основании Конфуция называют агностиком, хотя это неверно. Конфуций был глубоко предан ценностям общества своего времени и не подвергал сомнению его верование и культы. Однако он, тем не менее, не считал их содержание связанным со своим философским учением и поэтому просто не говорил о нем. Поэтому вся проблематика, считающаяся религиозной, оказалась за пределами конфуцианского учения, посвященного по преимуществу этико-политическим вопросам. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

     И, тем не менее, мы имеем полное право  рассматривать конфуцианство наряду с другими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, влияние конфуцианства на все  китайское общество было настолько  глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного  Китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным, что пропуск  конфуцианства просто самым отрицательным  образом сказался бы на нашем понимании  духовной культуры Китая и ее идейных  истоков. Во-вторых, на протяжении более  чем двух тысячелетий (с рубежа II-I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религии в других культурах.

     Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением  древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями (даосизм, моизм, легизм и др.). Но после объединения  Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) это учение постепенно усилилось и на рубеже II и I вв. до н.э. стало государственной идеологией императорского Китая.

     Постепенно  складывается корпус канонических текстов  конфуцианства - так называемые «Пятиканоние» (у цзин) и «Четверокнижие» (сы шу). Первый свод тестов состоит, в основном, из памятников, созданных еще до Конфуция и воспринимавшиеся конфуциацами как свидетельство о нормах и установлениях идеальной древности в соответствие с установкой Конфуция на подражание древним образцам, выраженной им в знаменитой фразе: «Я передаю, а не создаю. Знаю древность и люблю ее». Именно в древности, во временна легендарных «совершенномудрых» государей Яо и Шуня или в эпоху ранних монархов царства Чжоу (XII-XI вв. до н.э.) искали конфуцианцы свой идеал совершенного общества, и именно на древность и неукоснительное следование традициям они ориентировались. «Четверокнижие» как канонический свод сформировалось значительно позднее «Пятикнижия» (в ХI-XII вв.), когда философы-неоконфуцианцы придали ряду древних текстов статус канонических авторитетов.

     В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов нравственного  личного самосовершенствования  и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним  образцам. Предполагалось, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной деятельности на государственном  поприще, которая в свою очередь  представляет собой цель нравственного  развития личности. Внутренние барьеры, не позволяющие человеку нарушать этические  и моральные нормы, совершать  преступления, Конфуций считал важнее простых юридических правил и  законов. Огромную роль здесь, как и  во всех отношениях возникающих в  государстве, играет ритуал. Так же для конфуцианства характерен панэтизм, то есть мораль и моральные нормы были единственным источником государства и права («правление, основанное на гуманности», жэнь чжэн).

     Государство мыслилось конфуцианствами как  аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный  глава клана или рода. Поскольку  традиционная китайская семья была жестоко иерархизирована, и в  ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, конфуцианская  доктрина также предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности. Эти нормы были выражены в так  называемых «пяти взаимоотношениях» (у лунь) – отношениях между государем  и подданными, между отцом и  детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой  и между друзьями. Поэтому конфуцианская  фраза о том, что «все люди –  братья» должна приниматься с  учетом того факта, что по-китайски нет слова «брат вообще», а  есть слова «старший брат» и «младший брат». И фраза, следовательно, имеет  вид «все люди как старшие и  младшие братья друг для друга»; а конфуцианская мораль предписывает младшему брату непременно слушаться старшего. Именно поэтому конфуцианцы активно выступили против учения философа Мо-цзы (V в. до н.э.) о «всеобщей любви»: она, с точки зрения конфуцианцев, противоестественна, ибо всегда люди будут любить своих близких больше, чем посторонних. Единственное, что может предпринять высоконравственный человек – это постепенно распространять отношения к близким на дальних, и таким образом, способствовать моральности и гармонии общества. Отметим также, что в системе « пяти отношений» только пятое (между друзьями) предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре предполагают подчинение одного субъекта отношений другому (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу).

     Важным  принципом конфуцианства является также учение об «исправлении имен» (чжен мин), согласно которому каждое имя (государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное происхождение человека должно определять характер его поведения.

     Идеальная личность конфуцианства называлась «благородным мужем» (цзюнь-цзы). «Благородным мужем» могло быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» – строгое  и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.

     Особенное место в конфуцианском учении занимает проблема природы человека. Если одни древние мыслители говорили о том, что природа человека нейтральна и в зависимости от обстоятельств  может проявлять себя и как  добрая, и как злая (Гаоцзы), то другие провозглашали принципы или абсолютной доброты человеческой природы (Мен-цзы) или ее абсолютного зла (Сюнь-цзы). Последний, например, утверждал, что  нравственное совершенствование, музыка, ритуал и высокая словесность (вэнь) нужны, прежде всего, в качестве средств, необходимых для обуздания злой природы человека. Так как она  в противном случае с необходимостью будет проявлять себя в безудержном эгоизме стремлении только к собственной выгоде. Конфуцианцы всегда считали, что стремлением к выгоде руководствуются только «низкие людишки» (сяо жень), тогда как «благородные мужи» действуют исключительно из чувства долга. Концепцией Сюнь-цзы воспользовались главные противники конфуцианцев – легисты, отвергающие идею морального государства, базирующегося на «гуманном правлении», как утопическую. В конечном итоге, учение Сюнь-цзы отошло на обочину развития конфцианской мысли и гораздо большую роль начало играть учение Мэн-цзы о доброте человеческой природы.

     Мэн-цзы  считал, что человек по своей природе  добр, и природа человека также  влечет к добру, как вода всегда стремиться течь вниз. Согласно его учению, природа  человека (син) изначально наделена всеми  нравственными совершенствами, и  их лишь надо реализовать или «высветлить» (мин) благодаря практике самосовершенствования. Природе человека внутренне присущи  так называемые «пять постоянств» (у чан), которые выражаются в пяти базовых категориях конфуцианской  этике: гуманность (жэнь), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи) и искренность (синь). Эти нравственные нормы абсолютны, самоотождествляемы и неизменны, однако, в разных ситуациях  и отношениях они проявляются  по-разному. Например, в отношении  государя к подданному гуманность проявляется  как милость (дэ), а в противоположном  случае – как преданность (чжун). Очень важной формой проявления гуманности конфуцианская традиция считала сыновнюю почтительность (сяо), лежавшую в основе всех семейных отношений между поколениями, что чрезвычайно существенным для конфуцианцев, считавших семью прообразом государства.

     Очень важную роль в конфуцианстве играло учение о «культуре, выраженной в  письменности» (вэнь). Наряду с музыкой, изящная словесность рассматривалась  как важнейший фактор нравственно  преобразующего воздействия на личность: литература несет в себе великий  Дао-Путь, - говорили конфуцианцы. Поэтому конфуцианцы активно занимались литературным творчеством, которое воспринималось в назидательно-дидактическом ключе.

     Именно  линия Мэн-цзы и совпадала с  ведущим направлением развития конфуцианского учения. В XI-XII вв. неоконфуцианцы онтологизировали и космологизировали категории конфуцианской этики, превратив их не только в основу человеческой природы, но и в каркас и корень мира, разработав теорию нравственного универсума, процессы которого определяются нравственным законом (ли).

     Весьма  большое значение для конфуцианства  имела и разработанная Мэн-цзы  так называемая «теория небесного  мандата» (тянь мин). Согласно ей, только нравственно совершенный человек  может получить от Неба, понимаемого  как безличная высшая сила, право  на управление народом в качестве монарха. Человек, лишенный таких нравственных качеств, но занимающийся, тем не менее, трон, объявляется Мэн-цзы узурпатором, который может и должен быть свергнут для того, чтобы престол был  передан истинному обладателю мандата. Эта замена правителей называется им «ге мин», «переменной мандата», - словом, которое в современном  китайском языке передает понятие  «революция». Разумеется, теория Мэн-цзы  чисто умозрительный характер и  обычно использовалась или для обоснования  легитимности вступления на престол  новой династии, или для осуждения  неудавшейся попытки замены правителя  по принципу «мятеж не может кончиться  удачей, в противном случае его  назовут иначе». И, тем не менее, теория «перемены мандата» часто вдохновляла конфуцианцев на участие в тех или иных народных движениях во имя восстановления справедливости и гуманного правления.

     Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный  им культ предков. Конфуцианство  отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков  во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертие их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу цзай) предки действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность – сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

Информация о работе Религии Китая и Японии