Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:05, реферат
Конфуцианство - одно из китайских учений, сыгравшее исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Вся внутренняя жизнь Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами разработанным им церемониалом и системой ценностей. Рациональное конфуцианское поведение определяло все существующие отношения, будь то отношения между простыми людьми или отношения на высшем уровне.
Введение.............................................................................................2
Светские и религиозные аспекты конфуцианства.......................3
Даосская доктрина о бессмертии...................................................10
Мифо-религиозная традиция синтоизма......................................18
Литература........................................................................................25
Содержание.
Введение......................
Светские и религиозные
аспекты конфуцианства.........
Даосская доктрина
о бессмертии..................
Мифо-религиозная
традиция синтоизма.....................
Литература....................
Мария
Основными религиями в современном Китае являются буддизм, даосизм, ислам, католичество и протестантство. Свобода вероисповедания – долговременная политика китайского правительства. В Японии традиционно исповедуют синтоизм и буддизм.
Конфуцианство - одно из китайских учений, сыгравшее исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Вся внутренняя жизнь Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами разработанным им церемониалом и системой ценностей. Рациональное конфуцианское поведение определяло все существующие отношения, будь то отношения между простыми людьми или отношения на высшем уровне.
Конфуцианство — прежде всего учение о нравственности. Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца..
Вторым важнейшим направлением развития философской мысли в Китае был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти начала постигаются не рациональным путем, посредством логики (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении даосизма именно понятие пути — Дао — является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть слияние человека с природой, так как он является ее частью.
Синтоизм - это религия, возникшая в раннефеодальной Японии из множества родоплеменных культов. Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками, якобы населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет, ставший впоследствии объектом поклонения, который называли синтай, что с японского означает тело бога. Священной книгой синтоизма является «Кодзики», однако церковных канонических книг в синто нет. В каждом храме есть свои мифы и обрядовые предписания, которые могут быть неизвестны в других храмах. В книге.
«Кодзики» содержат основные идеи национализма, которые были возведены в ранг государственной религии: о превосходстве японской нации, о божественном происхождении императорской династии от основания японского государства.
Само
слово «конфуцианство» –
И,
тем не менее, мы имеем полное право
рассматривать конфуцианство
Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями (даосизм, моизм, легизм и др.). Но после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) это учение постепенно усилилось и на рубеже II и I вв. до н.э. стало государственной идеологией императорского Китая.
Постепенно складывается корпус канонических текстов конфуцианства - так называемые «Пятиканоние» (у цзин) и «Четверокнижие» (сы шу). Первый свод тестов состоит, в основном, из памятников, созданных еще до Конфуция и воспринимавшиеся конфуциацами как свидетельство о нормах и установлениях идеальной древности в соответствие с установкой Конфуция на подражание древним образцам, выраженной им в знаменитой фразе: «Я передаю, а не создаю. Знаю древность и люблю ее». Именно в древности, во временна легендарных «совершенномудрых» государей Яо и Шуня или в эпоху ранних монархов царства Чжоу (XII-XI вв. до н.э.) искали конфуцианцы свой идеал совершенного общества, и именно на древность и неукоснительное следование традициям они ориентировались. «Четверокнижие» как канонический свод сформировалось значительно позднее «Пятикнижия» (в ХI-XII вв.), когда философы-неоконфуцианцы придали ряду древних текстов статус канонических авторитетов.
В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов нравственного личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам. Предполагалось, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной деятельности на государственном поприще, которая в свою очередь представляет собой цель нравственного развития личности. Внутренние барьеры, не позволяющие человеку нарушать этические и моральные нормы, совершать преступления, Конфуций считал важнее простых юридических правил и законов. Огромную роль здесь, как и во всех отношениях возникающих в государстве, играет ритуал. Так же для конфуцианства характерен панэтизм, то есть мораль и моральные нормы были единственным источником государства и права («правление, основанное на гуманности», жэнь чжэн).
Государство
мыслилось конфуцианствами как
аналог большой патриархальной семьи,
в которой император должен играть
ту же роль, что и полновластный
глава клана или рода. Поскольку
традиционная китайская семья была
жестоко иерархизирована, и в
ней господствовал принцип
Важным
принципом конфуцианства
Идеальная личность конфуцианства называлась «благородным мужем» (цзюнь-цзы). «Благородным мужем» могло быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» – строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.
Особенное место в конфуцианском учении занимает проблема природы человека. Если одни древние мыслители говорили о том, что природа человека нейтральна и в зависимости от обстоятельств может проявлять себя и как добрая, и как злая (Гаоцзы), то другие провозглашали принципы или абсолютной доброты человеческой природы (Мен-цзы) или ее абсолютного зла (Сюнь-цзы). Последний, например, утверждал, что нравственное совершенствование, музыка, ритуал и высокая словесность (вэнь) нужны, прежде всего, в качестве средств, необходимых для обуздания злой природы человека. Так как она в противном случае с необходимостью будет проявлять себя в безудержном эгоизме стремлении только к собственной выгоде. Конфуцианцы всегда считали, что стремлением к выгоде руководствуются только «низкие людишки» (сяо жень), тогда как «благородные мужи» действуют исключительно из чувства долга. Концепцией Сюнь-цзы воспользовались главные противники конфуцианцев – легисты, отвергающие идею морального государства, базирующегося на «гуманном правлении», как утопическую. В конечном итоге, учение Сюнь-цзы отошло на обочину развития конфцианской мысли и гораздо большую роль начало играть учение Мэн-цзы о доброте человеческой природы.
Мэн-цзы считал, что человек по своей природе добр, и природа человека также влечет к добру, как вода всегда стремиться течь вниз. Согласно его учению, природа человека (син) изначально наделена всеми нравственными совершенствами, и их лишь надо реализовать или «высветлить» (мин) благодаря практике самосовершенствования. Природе человека внутренне присущи так называемые «пять постоянств» (у чан), которые выражаются в пяти базовых категориях конфуцианской этике: гуманность (жэнь), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи) и искренность (синь). Эти нравственные нормы абсолютны, самоотождествляемы и неизменны, однако, в разных ситуациях и отношениях они проявляются по-разному. Например, в отношении государя к подданному гуманность проявляется как милость (дэ), а в противоположном случае – как преданность (чжун). Очень важной формой проявления гуманности конфуцианская традиция считала сыновнюю почтительность (сяо), лежавшую в основе всех семейных отношений между поколениями, что чрезвычайно существенным для конфуцианцев, считавших семью прообразом государства.
Очень
важную роль в конфуцианстве играло
учение о «культуре, выраженной в
письменности» (вэнь). Наряду с музыкой,
изящная словесность
Именно линия Мэн-цзы и совпадала с ведущим направлением развития конфуцианского учения. В XI-XII вв. неоконфуцианцы онтологизировали и космологизировали категории конфуцианской этики, превратив их не только в основу человеческой природы, но и в каркас и корень мира, разработав теорию нравственного универсума, процессы которого определяются нравственным законом (ли).
Весьма
большое значение для конфуцианства
имела и разработанная Мэн-цзы
так называемая «теория небесного
мандата» (тянь мин). Согласно ей, только
нравственно совершенный
Большую
роль играл в конфуцианстве