Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа
. Объектом темы контрольной работы есть различные группы в обществе и государстве, которые вырабатыва¬ют на территории СНГ свое отношение к тому, где должна проходить граница сферы влияния Церкви, по мере накопления практического опыта взаимодействия с духовенством и верующими. Предметом контрольной работы есть новый баланс в отношениях РПЦ, государства и общества на территории СНГ и современное состояние РПЦ в СНГ.
Введение 2
1. РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства 4
2. Положение РПЦ в странах СНГ и Балтии 5
2.1. Украина 7
2.2. Белоруссия 9
2.3. Молдова 13
2.4. Закавказье / Южный Кавказ 16
2.5. Центральная Азия 18
2.6. Страны Балтии 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 2
1. РПЦ на
конфессиональной карте
2. Положение РПЦ в странах СНГ и Балтии 5
2.1. Украина 7
2.2. Белоруссия 9
2.3. Молдова 13
2.4. Закавказье / Южный Кавказ 16
2.5. Центральная Азия 18
2.6. Страны Балтии 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Религиозные организации являются одной из древнейших форм человеческой общности. Адаптировавшись к новым видам социальных связей, они весьма востребованы и в наши дни. Лишь очень малая часть из шестимиллиардного населения нашей планеты видит себя вне рамок любых религиозных организаций, значительная часть относится к ним индифферентно, будучи «номинальными» верующими, остальные в той или иной степени участвуют в их деятельности. Масштабные репрессии советского государства против Российской православной Церкви в 1918–1964 гг. стали одним из эпизодов перераспределения социальных функций. Люди, совершившие переворот 1917 г. и создавшие СССР, искренне считали, что единственной полезной социальной структурой является государство, а все остальные должны быть либо уничтожены, либо перейти под его полный контроль.К 1991 г. грандиозный общественный эксперимент закончился. К числу институтов, восстановления которых ожидает общество, относится и Русская православная церковь (далее РПЦ). Она является самой крупной религиозной организацией на постсоветском пространстве и унаследовала почти всю православную инфраструктуру (главным образом здания храмов и монастырские комплексы), созданную за тысячелетие, прошедшее с крещения Руси. В советский период РПЦ была лишена большей части собственности и подверглась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение десятков тысяч священников и монашествующих и сотен тысяч активных прихожан. Лишь после признания Церковью легитимности советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. Ее социальные функции были радикально усечены. Фактически Церкви была разрешена лишь мистическая (совершение литургии, таинств), отчасти психологическая (утешение) и крайне ограниченная экономическая деятельность.
В начале 1990-х гг. Церковь очутилась
в новой ситуации. Она получила свободу
и возможности для самостоятельной деятельности.
На религиозной карте огромной страны
с некогда преимущественно православным
населением (не менее 10% которого до революции
принадлежало к старообрядческим Церквям)
имелась россыпь островков – приходов
и епархий РПЦ. Церкви как организации
предстояло восстановить контакт с огромными
массами людей, отчасти слабый и прерванный
на десятилетия, отчасти никогда не существовавший.
Для РПЦ задача облегчалась тем, что большая
часть населения распадающегося СССР
доверяла ей и надеялась, что Церковь сделает
«для всех» что-то хорошее.
Итак, тема контрольной работы и на сегодня актуальна. Объектом темы контрольной работы есть различные группы в обществе и государстве, которые вырабатывают на территории СНГ свое отношение к тому, где должна проходить граница сферы влияния Церкви, по мере накопления практического опыта взаимодействия с духовенством и верующими. Предметом контрольной работы есть новый баланс в отношениях РПЦ, государства и общества на территории СНГ и современное состояние РПЦ в СНГ.
Сторонники РПЦ абсолютно уверены в своем численном превосходстве на постсоветском пространстве, делая исключение для «неправославных» стран Балтии, Закавказья и Центральной Азии. Несомненно, религиозные конкуренты РПЦ раздроблены, лишь девять религий и конфессий (мусульмане, баптисты, пятидесятники, УГКЦ, УПЦ КП, РКЦ, УАПЦ, АСД, Свидетели Иеговы) насчитывают на постсоветском пространстве в сумме более тысячи общин, и притом часть этих конфессий не является централизованными организациями.
В действительности РПЦ по численности зарегистрированных общин устойчиво доминирует (то есть имеет больше 50% от общего количества) лишь в некоторых частях территории бывшего СССР. В первую очередь это Центральная Россия, Центральная Украина, Белоруссия (за исключением Гродненской области) и Молдова. В Центральной Азии и Азербайджане РПЦ проигрывает не только исламским организациям, но и протестантским. Например, в Узбекистане на 47 зарегистрированных общин пресвитериан, основанных южнокорейскими проповедниками, приходится 32 прихода РПЦ. РПЦ устойчиво доминирует как минимум в 46 регионах России1.
Если представить, что в какой-то момент вся эта масса неофициальных групп и общин будет зарегистрирована, то на религиозной карте России и других государств СНГ с точки зрения статистики могут произойти значительные изменения. РПЦ останется крупнейшей централизованной религиозной организацией, однако (в масштабах СНГ) может проиграть по суммарному числу общин не только мусульманам (лидирующим в «неофициальном зачете» за счет Центральной Азии), но и протестантам.
Сами священники РПЦ хорошо
знают об этой проблеме. На страницах
периодики РПЦ наряду с систематическими
призывами «положить конец
В Украине, где статистика
учитывает и
Приходы Церкви в России составляют менее половины от общего количества принадлежащих к ней общин. Остальные распределены неравномерно. Примерно две трети из них находятся в Украине, еще более чем по тысяче приходов находится в Белоруссии и Молдове, остальные дисперсно разбросаны по всему миру.
РПЦ считает страны СНГ и Балтии своей канонической территорией. Однако желаемая РПЦ модель сотрудничества с государством и обществом, при которой власть предоставляет Церкви особый статус и подавляет конкурентов на религиозном пространстве, а общество (или, во всяком случае, этнические славяне) составляет единую массу православных (или потенциально православных) людей, наблюдается далеко не везде. Наиболее близки к этой модели Молдова, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. В других странах СНГ наблюдается более толерантное отношение к религиозной свободе со стороны государства. Кроме того, исторические особенности, приведшие к формированию значительных групп «неправославного», в понимании РПЦ, славянского населения, оказывают свое влияние на формирование отношений общества с РПЦ. Примерами таких стран являются Украина, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан и с рядом оговорок Таджикистан. Особая ситуация в странах Балтии, придерживающихся стандартов ЕС в сфере свободы совести, и потому в них РПЦ и не пытается претендовать на особый статус.
Вторая существенная особенность православия в странах СНГ и Балтии касается государств, расположенных вдоль западной границы бывшего СССР. Православные общины веками существовали там, испытывая минимальное влияние «московского православия». Более того, 15% от общего количества всех общин Церкви (в Молдове, Западной Украине, Западной Белоруссии) находятся в ее составе исторически весьма короткий период – около 60 лет. При этом они представляют собой те самые традиционные религиозные общины, охватывающие большую часть населения данной местности, на которые привыкла ориентироваться РПЦ, но которые практически отсутствуют в других странах и регионах ее существования. Однако высокий уровень религиозной культуры этих общин опирается на многовековые традиции, существенно отличающиеся от образцов, принятых в Центральной России. Разница в языке служения, обрядах, особенностях церковного пения и взаимоотношений с иерархией накладывается на политические воззрения прихожан и рядовых клириков, не все из которых ностальгируют по временам Российской империи или последним годам сталинского правления, что характерно для промосковски настроенного духовенства2.
Пока российская пресса (как
светская, так и православная), равно
как и академические
Украинская православная
церковь в составе Московского
Патриархата (УПЦ МП) объединяет приходы
РПЦ в Украине и имеет
Украина является религиозным
центром для всего
Вместе с тем в этом
регионе с развитой промышленностью
низок уровень религиозной
Региональные особенности религиозной жизни являются причиной того, что положение УПЦ МП в Украине ухудшается с востока на запад. Однако в период перестройки выяснилось, что большинство этих приходов не желают подчиняться Москве.
Тот факт, что крупнейшая
конфессия в Украине имеет
формального руководителя в Москве,
вызывает раздражение у украинской
общественно-политической элиты, стремящейся
доказать полную независимость нового
государства от России. Радикальная
попытка разрешить это
Приходы РПЦ в этой стране с 1989 г. стали подчиняться Белорусскому экзархату (второе официальное наименование – Белорусская православная церковь (БПЦ) во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым). 1270 приходов экзархата объединены в 10 епархий. Разделение приходов на 10 епархий означает, что четыре области республики поделены церковными властями надвое (8 епархий), а две остались под управлением одного архиерея (столичная Минская и маленькая Могилевская). Собрание глав епархий образует управляющий орган экзархата – Священный Синод.
Религиозность населения и распространенность православия в Белоруссии увеличиваются с запада на восток Граничащие с Польшей Гродненская и Брестская области и западные части Минской и Витебской областей были оккупированы СССР в 1939 г. и стали подконтрольны влиянию советской пропаганды только в начале 1950-х гг. Поэтому в них сохранилось большое число людей, поддерживающих высокий уровень религиозной культуры. Там же находятся наиболее крупные приходы и других традиционных для Белоруссии конфессий – католиков и протестантов5. Вся остальная территория республики (соответственно восточная половина Минской и Витебской, Гомельская и Могилевская области) с начала 1920-х гг. была подвержена мощнейшему идеологическому давлению и массовым репрессиям.
Информация о работе РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства