РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание

. Объектом темы контрольной работы есть различные группы в обществе и государстве, которые вырабатыва¬ют на территории СНГ свое отношение к тому, где должна проходить граница сферы влияния Церкви, по мере накопления практического опыта взаимодействия с духовенством и верующими. Предметом контрольной работы есть новый баланс в отношениях РПЦ, государства и общества на территории СНГ и современное состояние РПЦ в СНГ.

Содержание

Введение 2
1. РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства 4
2. Положение РПЦ в странах СНГ и Балтии 5
2.1. Украина 7
2.2. Белоруссия 9
2.3. Молдова 13
2.4. Закавказье / Южный Кавказ 16
2.5. Центральная Азия 18
2.6. Страны Балтии 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

заказ 4259 РПЦ.docx

— 60.64 Кб (Скачать документ)

2.6. Страны Балтии

Ситуация в странах  Балтии в наибольшей степени отягощена для РПЦ «советским наследством». В этот период местное население во многом справедливо рассматривало Церковь как оружие оккупантов, а часть священников считала необходимым прикладывать усилия для русификации и советизации Прибалтики. Положение Церкви в Прибалтике было значительно лучше, чем на территории остальной части Советского Союза, – она имела большую свободу действий, меньше ощущала репрессии. После распада СССР положение Церкви существенно изменилось. Во-первых, по большей части она оказалась предоставленной сама себе. Не имея более особых отношений с государством (а в Эстонии и вовсе конфликтуя) и не получая (насколько известно) дотаций из МП, она вынуждена была строить свою политику, исходя из внутренних резервов и реальных потребностей верующих. Основная работа Церкви свелась к поддержанию инфраструктуры, сложившейся к моменту распада СССР. Одновременно пришлось прикладывать серьезные усилия для удержания русскоязычной паствы.

Со временем в Латвии, которая подверглась наиболее серьезной русификации из всех стран Балтии, противоречия между разноязыкими православными были сняты.

Количество приходов РПЦ  в Латвии – наибольшее в регионе. В декабре 1992 г. для сохранения влияния МП в стране Рижская епархия была преобразована в автономную Латвийскую православную церковь

Латвийская ПЦ также известна благодаря череде финансовых скандалов, связанных в основном с деятельностью ООО «Фонд Латвийской православной церкви», чьим руководителем и владельцем стал бывший уполномоченный по делам религий при Совете министров Латвийской СССР А Ищенко. В распоряжение этого фонда во второй половине 1990-х годов была передана вся собственность Латвийской ПЦ11.

Православная община Литвы  невелика по сравнению с латвийской и эстонской. Степень русификации Литвы в царское и советское время была значительно меньше, чем в других странах Балтии. Доля этнических русских и белорусов в стране невысокая, и они разделены в религиозном отношении на православных, старообрядцев и протестантов

Деятельность приходов РПЦ  в Эстонии в 1990-е гг. протекала весьма драматично по сравнению с другими государствами Балтии. На момент обретения Эстонией независимости церковная инфраструктура в стране была весьма неравномерна. В городах находились крупные русскоязычные приходы, в сельской местности и местечках – мелкие, со служением на эстонском языке. Этнические русские в основном выступали против независимости страны, этнические эстонцы – за нее.

Преемственность в конфликте  существует и на персональном уровне.

Количество приходов ЭПЦ  МП на ноябрь 2003 г. составляет 31 и увеличилось по сравнению с 1996 г. на два. По официальным оценкам, она имеет вторую по количеству верующих общину после евангелической Церкви, с большим отрывом лидируя по этому показателю и перед другой православной Церковью, и уж тем более перед многочисленными более мелкими религиозными группами. Однако по числу зарегистрированных приходов она занимает лишь пятое место, пропуская вперед не только лютеран и альтернативных православных, но и баптистов и пятидесятников.

 

Заключение

С момента обретения Церковью реальной независимости от власти партийно-государственного аппарата прошло уже несколько лет. Начиная с XVII в. Церковь никогда не имела такой свободы в принятии решений и выборе путей развития. Двадцать лет – достаточный период для того, чтобы Церковь разрешила некоторые проблемы и определила основные тенденции своего развития на ближайшие десятилетия. Имевшееся в начале 1990-х гг. широкое поле для возможной деятельности Церкви за истекший период обрело некоторые границы. РПЦ по многим (но далеко не всем) направлениям выработала «кредит доверия». Она расширяла свою сферу влияния до тех пор, пока не столкнулась с сопротивлением других групп общества, тех, чьи интересы вошли в противоречие с желаниями Церкви.

В идейном отношении в  РПЦ за десятилетие произошли  серьезные изменения. Церковь окончательно отказалась от идеи модернизации и  адаптации к условиям постиндустриального общества, хотя и эффективно использует некоторые его механизмы. Фундаменталисты и консерваторы во внутрицерковной дискуссии одержали окончательную победу над либералами, воспользовавшись стремлением воцерковленных к самоизоляции и их страхом перед современным миром. Соответственно в течение десятилетия консервативные и фундаменталистские приоритеты в жизни Церкви (храмостроительство, сглаживание исполнения традиционных обрядов) все более подавляли либеральные (катехизацию, просветительскую и диаконическую деятельность). Для Церкви (и особенно ее иерархии) фактический разрыв с либералами не кажется значительным. Духовенство надеется на свои связи с государственными органами, которые, как оно полагает, должны влиять на отношение к Церкви «простого народа».

Отношения Церкви с государством претерпели особенно значительные изменения. После периода относительной свободы, принесшего РПЦ большое количество проблем, Церковь после 1993 г. с готовностью «задружила» с государством (как федеральными, так и местными властями), обменяв свою полную самостоятельность (в том числе возможность критики положения дел в стране) на покровительство и финансовую помощь (в Украине такая «дружба» началась в 1996 г., в Белоруссии – в 1995 г.). Теплые отношения с государством достигли своего пика в 1997–1998 гг. и завершились в России принятием новой редакции Закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль РПЦ. Однако с 1999 г. отношения с федеральной властью начали ухудшаться, и в настоящее время власти упорно отказывают Церкви в реализации всех ее требований по принципиальным вопросам (реституция, ограничение свободы совести, введение обязательного православного образования в школах). Хотя некоторые непринципиальные пожелания Церкви все же удовлетворяются (депортация части иностранных миссионеров, льготы в «земельном вопросе»), часть федеральных ведомств, некоторые депутаты парламента и руководители местных органов власти еще демонстрируют свое благоволение к РПЦ, но тенденция «отката» в отношениях Церкви и государства в настоящее время все более заметна.

 

Список использованной литературы

  1. Амвросий (Юрасов), архимандрит. Монастырь. Иваново: Свято-Введенский женский монастырь, 2010. – 331 с.
  2. Артемьев АИ, Колесников Л.Ф. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 31.
  3. Борисов Александр, иерей. Побелевшие нивы: Размышления о Русской православной церкви. М.: Лига – Фолиант, 2009. – 264 с.
  4. Верховский А.М. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001. М.: Центр «Сова», 2009. – 165 с.
  5. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001.
  6. Митрохин  Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы, "Новое литературное обозрение". Москва, 2006. – 372 с.
  7. Митрохин Н. Русская православная церковь и греко-католики на Западной Украине // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 381 – 393.
  8. Русская православная церковь на рубеже веков: Юбилейный Архиерейский собор Московской Патриархии. СПб.: Царское дело, 2011. – 130 с.
  9. Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной церкви // Pro et Contra. Т. 6. № 4. М., 2011. С. 118-135.
  10. Сафонов С. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект. Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М., 2010. №1. С. 43 - 56
  11. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 2009. – 569 с.

1 Борисов Александр, иерей. Побелевшие нивы: Размышления о Рус¬ской православной церкви. М.: Лига – Фолиант, 2009. – с. 121 - 122

2 Борисов Александр, иерей. Побелевшие нивы: Размышления о Русской православной церкви. М.: Лига – Фолиант, 2009. – с. 124 - 125

3 Митрохин  Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы, "Новое литературное обозрение". Москва, 2006. – с. 308 – 309

4 Митрохин  Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы, "Новое литературное обозрение". Москва, 2006. – с. 312 - 313

5 Обобщающей работой по истории религиозных конфессий в Белоруссии (включая советский период) является: Канфесii на Беларусi (канец XVII–XX ст.) / Наук ред. У.I. Навицкi. Miнск ВП «Экаперспектива», 2008.- с. 89 – 90

6 Обобщающей работой по истории религиозных конфессий в Белоруссии (включая советский период) является: Канфесii на Беларусi (канец XVII–XX ст.) / Наук ред. У.I. Навицкi. Miнск ВП «Экаперспектива», 2008.- с. 90 – 91

7 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 2009. – с. 437 – 438

8 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 2009. – с. 439 – 440

9 Сафонов С. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект. Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М., 2010. №1. С. 48 – 49

10 Сафонов С. Русская православная церковь в конце XX в.: террито¬риальный аспект. Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М., 2010. №1. С. 54 – 55

11 Комаров Е. Кооператив «Духовныя услугi». Латвийская православная церковь приватизирована бывшим уполномоченным // Новые известия. 2009. – с.111 – 112

 


Информация о работе РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства