Шпаргалка по "Религии и мифологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Религии и мифологии"

Работа состоит из  1 файл

26 Основы христианского вероучения.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

33 Протестантизм в  Росии

       Протестантизм проникал в Россию  и укоренялся в ней различными  путями. Первоначально это были  купцы – преимущественно из северогерманских городов, а также из Швеции, Дании, немного позднее из Англии и Голландии. Другим источником появления протестантов в России было приглашение на службу специалистов из западных стран. Великий князь Василий Иванович (1524-1533) специально поручал своим нарочным агентам выискивать в западных странах мастеров, «умельцев» и «знатцев» и пригашать их на государеву службу. В эти годы в Москву прибыло немало лекарей, аптекарей, торговых людей, художников, мастеров разных ремесел. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. В царствование Ивана IV Грозного было приглашено много медиков, цирюльников, художников, ювелиров, «пушкарников»,  «искателей злату и серебру» и других специалистов. К гражданским специалистам вскоре добавились и пригашаемые из-за рубежа военные, которые должны были обучать русское войско западному военному искусству. В царствование Федора Иоанновича в русских войсках служили уже 5 000 немцев. Большое число немецких ремесленников и техников вызвал в Москву Борис Годунов, оказывавший особое покровительство протестантам, бежавшим в Россию из стран Западной Европы, спасаясь от религиозных войн. Всячески покровительствовали иностранным специалистам Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676), приближая их ко двору и определяя на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало уже до 18 000 протестантов. Еще более активно политику привлечения в Россию специалистов высокой квалификации в основном из протестантских стран Европы проводил Петр I. Он приглашал ученых – физиков, химиков, математиков, корабелов, разведчиков руд, горнозаводчиков, мореходов, военачальников. При нем и его преемниках многие иностранцы-протестанты заняли видные посты в гражданском управлении, в армии, в Академии Наук, вошли в состав высшей российской знати. Этот источник появления протестантов в России сыграл более существенную роль в формировании собственно протестантской части ее населения , поскольку многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, частью принимая православие, частью сохраняя свою веру и образуя костяк протестантских общин.

Третьим заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли в Москве и других российских городах, какую-то часть превращали в крепостных. Особенно много пленных-протестантов было взято во время Ливонской войны (1558-1582). Иван Грозный специальным указом запретил продавать пленных и предписал отбирать из них тех, кто владеет каким-либо мастерством или искусством.  Самым многочисленным пополнением числа протестантов в России были жители присоединенных к ней территорий в результате войн с Ливонией и Швецией.

В XIX в. появляется новый источник формирования той части населения России, которая  исповедует протестантизм. Это протестантские объединения сектантского типа, тоже западного происхождения, такие  как баптизм, евангельское христианство, адвентизм, позднее – пятидесятничество. Таким образом, будучи первоначально привнесенным с Запада, протестантизм за четыре- четыре с половиной столетия вполне укоренились в нашей стране, имеет значительную количественно и устойчивую базу приверженцев и, следовательно, превратился в одну из традиционных религий России – российский протестантизм. 

36 Сунна 

Сунна (араб. — образ действий, поведение, обыкновение), мусульманское (см. Ислам) священное предание, изложенное в  рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда. Эти рассказы (подлинные и легендарные), переданные от имени сподвижников Мухаммеда и их учеников, как бы поясняют и дополняют Коран. С. сложилась в 7—9 вв. Главная роль в научном исследовании С. принадлежит И. Гольдциеру и Х. Снук-Хюргронье, показавшим, что подлинный материал, содержащийся в С., характеризует процесс развития ислама в 7—9 вв. 

38 Ислам в России

Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации  после христианства. 

По данным переписи населения 2002 г. численность  традиционно мусульманских народов  в России составило около 14,5 млн  чел. — около 10 % населения страны. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части  РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (63 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %). При этом следует иметь в виду, что при переписи вопрос о вероисповедании не задавался и что не все «этнические мусульмане» фактически исповедуют ислам. Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, прежде всего православного христианства.[1] В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек.  

Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Вместе с сокращением населения России это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ. 

39 Основные направления  и школы Ислама

Расхождение течений в исламе началось при  Омейядах и продолжалось во времена  Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих учёных, анализировать  и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения. 

Несмотря  на то, что ислам сплачивал людей  на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах  не исчезли. Данное обстоятельство нашло  отражение в разных течениях мусульманской  религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам. 

Согласно  большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

[править]

Сунниты

Основная  статья: Сунниты 

Сунниты (от араб. أهل السنة‎‎ ‘ахль ус-сунна  — люди сунны) считают законными  преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем. 

Исторически в суннизме сложились четыре основных мазхаба (школы) в области канонического права — ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

[править]

Шииты

Основная  статья: Шииты 

Шииты от араб. شيعة‎‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением.Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке. 

Шииты традиционно делятся на две большие  группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

[править]

Хариджиты

Основная  статья: Хариджизм 

Хариджизм (от араб. خوارج‎‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия. 

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

[править]

Суфизм

Основная  статья: Суфизм 

Суфизм (от араб. صوفية‎‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в Исламе, включающее представляющее из себя учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Однако все противоречащие Исламу обряды отвергаются признанными учеными суфиями, которые говорят о суфизме лишь как об очищении сердца и воспитании искренности, что необходимо каждому мусульманину. Настоящий же суфизм обязательно должен соответствовать Шариату. 

40Национальные  религии и их  особенности 

41 История возникновения  и распространения  иудаизма 

Иудаизм — это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и  идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. Собственно иудаизм является Законом с точки зрения иудеев. 
 

Возникновение иудаизма было революционным шагом  в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией. 

Предпосылками появления иудаизма была так называемая «Вера патриархов». Еврейская теология считает Авраама родоначальником новой веры. 

После внутриполитической стабилизации в  начале 20 века до н.э., позволившей Египту восстановить контроль над Эрец-Исраэль (территорией современного Израиля), на которой наряду с кочевым, существовало также оседлое земледельческое население; во второй половине 18 века до н.э. Гиксосы, захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли в Египет и около 1720 года до н.э. установили контроль над большей его частью. Именно эта эпоха отражена, по мнению современных историков, в библейских сказаниях о патриархах — прародителях еврейского народа. 

Согласно  Библии, отец Авраама Терах проживал со своим семейством за рекой Евфрат и поклонялся иным богам. Бог повелел Аврааму (впервые после изгнания Адама Бог обращается к человеку) идти в Ханаан, обещая сделать его потомство великим народом, которому будет отдана земля от реки Египетской до реки Евфрат. Через некоторое время Бог скрепляет это обещание заключением договора — завета. Авраам, Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются по еврейской традиции патриархами. 

Согласно  Библии, когда Авраам со своим окружением покинули долину Евфрата, что-то изменилось в их духовной жизни. И началось формирование новой системы религиозных представлений. Имя Иакова было изменено на теофорное Исраэль, символизируя начало новой духовной жизни. 

Содержательная  сторона религиозных представлений  эпохи патриархов может быть восстановлена  лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали (пусть подспудно) существование различных божественных наименований. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной». 

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии"