Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Религии и мифологии"
33 Протестантизм в Росии
Протестантизм проникал в
Третьим заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли в Москве и других российских городах, какую-то часть превращали в крепостных. Особенно много пленных-протестантов было взято во время Ливонской войны (1558-1582). Иван Грозный специальным указом запретил продавать пленных и предписал отбирать из них тех, кто владеет каким-либо мастерством или искусством. Самым многочисленным пополнением числа протестантов в России были жители присоединенных к ней территорий в результате войн с Ливонией и Швецией.
В XIX в.
появляется новый источник формирования
той части населения России, которая
исповедует протестантизм. Это протестантские
объединения сектантского типа, тоже
западного происхождения, такие
как баптизм, евангельское христианство,
адвентизм, позднее – пятидесятничество.
Таким образом, будучи первоначально привнесенным
с Запада, протестантизм за четыре- четыре
с половиной столетия вполне укоренились
в нашей стране, имеет значительную количественно
и устойчивую базу приверженцев и, следовательно,
превратился в одну из традиционных религий
России – российский протестантизм.
36
Сунна
Сунна
(араб. — образ действий, поведение,
обыкновение), мусульманское (см. Ислам)
священное предание, изложенное в
рассказах (хадисах) о поступках и изречениях
Мухаммеда. Эти рассказы (подлинные и легендарные),
переданные от имени сподвижников Мухаммеда
и их учеников, как бы поясняют и дополняют
Коран. С. сложилась в 7—9 вв. Главная роль
в научном исследовании С. принадлежит
И. Гольдциеру и Х. Снук-Хюргронье, показавшим,
что подлинный материал, содержащийся
в С., характеризует процесс развития ислама
в 7—9 вв.
38 Ислам в России
Ислам
является второй по численности верующих
религией в Российской Федерации
после христианства.
По данным
переписи населения 2002 г. численность
традиционно мусульманских
Численность
мусульман продолжает расти за счёт
естественного прироста, особенно среди
народов Северного Кавказа, а также мусульман
становится больше за счет мигрантов,
главным образом, из стран Средней Азии
и Азербайджана. Вместе с сокращением
населения России это приводит к значительным
темпам увеличения доли мусульман в населении
РФ.
39 Основные направления и школы Ислама
Расхождение
течений в исламе началось при
Омейядах и продолжалось во времена
Аббасидов, когда учёные начали переводить
на арабский язык сочинения иранских
и древнегреческих учёных, анализировать
и интерпретировать эти труды с исламской
точки зрения.
Несмотря
на то, что ислам сплачивал людей
на основе общности религии, этноконфессиональные
противоречия в мусульманских странах
не исчезли. Данное обстоятельство нашло
отражение в разных течениях мусульманской
религии. Все различия между течениями
в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически
сводятся к вопросам правоприменения,
а не догматики. Ислам считается единой
религией всех мусульман, но между представителями
исламских течений существует ряд разногласий.
Имеются также значительные несовпадения
в принципах юридических решений, характере
праздников, в отношении к иноверцам.
Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).
[править]
Сунниты
Основная
статья: Сунниты
Сунниты
(от араб. أهل السنة ‘ахль ус-сунна
— люди сунны) считают законными
преемниками Мухаммеда первых четырёх
халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али
— а также признают, наряду с Кораном,
многочисленные предания (сунну) о пророке
Мухаммеде (два самых авторитетных для
них источника — сборники хадисов аль-Бухари
и Муслима). Сунниты следуют принципам
приверженности исламским ценностям,
зафиксированным в Священном Предании,
и идее руководящей роли мусульманской
общины в решении жизненно важных проблем.
Исторически в суннизме сложились четыре основных мазхаба (школы) в области канонического права — ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
[править]
Шииты
Основная
статья: Шииты
Шииты
от араб. شيعة шӣ‘а — приверженцы, партия)
— вторая по величине ветвь ислама. После
смерти пророка Мухаммеда сформировалась
группа мусульман, которые считали, что
власть в общине должна принадлежать исключительно
его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда,
и Али, его двоюродного брата). По мнению
шиитов, право на имамат (институт верховного
руководства общиной) было закреплено
за родом Али божественным установлением.Первоначально
эта группа являлась только политической
партией, а как самостоятельное религиозно-правовое
течение в исламе сформировалась позднее,
при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.
Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)
[править]
Хариджиты
Основная
статья: Хариджизм
Хариджизм
(от араб. خوارج х̮ава̄ридж — выступившие,
покинувшие) — религиозно-политическое
движение преимущественно радикального
толка. Возникло в период правления халифа
Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али,
недовольных результатом третейского
суда, объявили себя врагами как Али, так
и Муавии, и начали против них активные
диверсионные и военные действия.
В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
[править]
Суфизм
Основная
статья: Суфизм
Суфизм
(от араб. صوفية) (сулук, тазкиятун-нафс)
— направление в Исламе, включающее
представляющее из себя учение очищения
сердца от всего, помимо Бога — Пути познания
и достижения Аллаха. Суфизм опирается
на концепцию индивидуального достижения
связи человека с Богом, но на практике
он часто подразумевает существование
организаций (тарикатов, орденов), лидеры
которых имеют духовное преемство от учителей
древности. В ряде стран суфизм составляет
доминирующую часть исламской традиции,
однако в других странах или кругах отношение
к нему может быть неоднозначным. Оппоненты
нередко считают суфизм искажением ислама,
например, христианскими и индуистскими
традициями, а отдельные практики суфизма
даже объявляются противоречащими исламу:
например, почитание умерших учителей,
возведение им мавзолеев, молитвы на их
могилах, экстатические пляски суфиев
и концепция растворения суфия в Боге.
Однако все противоречащие Исламу обряды
отвергаются признанными учеными суфиями,
которые говорят о суфизме лишь как об
очищении сердца и воспитании искренности,
что необходимо каждому мусульманину.
Настоящий же суфизм обязательно должен
соответствовать Шариату.
40Национальные
религии и их
особенности
41
История возникновения
и распространения
иудаизма
Иудаизм
— это не просто религия еврейского
народа, а свод законов, регламентирующий
не только религиозную, этическую и
идеологическую, но и практически все
стороны жизни приверженцев этого учения.
Собственно иудаизм является Законом
с точки зрения иудеев.
Возникновение
иудаизма было революционным шагом
в развитии культуры человечества,
т.к. он был первой монотеистической
религией.
Предпосылками
появления иудаизма была так называемая
«Вера патриархов». Еврейская теология
считает Авраама родоначальником новой
веры.
После
внутриполитической стабилизации в
начале 20 века до н.э., позволившей Египту
восстановить контроль над Эрец-Исраэль
(территорией современного Израиля), на
которой наряду с кочевым, существовало
также оседлое земледельческое население;
во второй половине 18 века до н.э. Гиксосы,
захватив Сирию и Эрец-Исраэль, проникли
в Египет и около 1720 года до н.э. установили
контроль над большей его частью. Именно
эта эпоха отражена, по мнению современных
историков, в библейских сказаниях о патриархах
— прародителях еврейского народа.
Согласно
Библии, отец Авраама Терах проживал
со своим семейством за рекой Евфрат
и поклонялся иным богам. Бог повелел
Аврааму (впервые после изгнания Адама
Бог обращается к человеку) идти в Ханаан,
обещая сделать его потомство великим
народом, которому будет отдана земля
от реки Египетской до реки Евфрат. Через
некоторое время Бог скрепляет это обещание
заключением договора — завета. Авраам,
Исаак и Иаков (сын и внук Авраама) считаются
по еврейской традиции патриархами.
Согласно
Библии, когда Авраам со своим окружением
покинули долину Евфрата, что-то изменилось
в их духовной жизни. И началось формирование
новой системы религиозных представлений.
Имя Иакова было изменено на теофорное
Исраэль, символизируя начало новой духовной
жизни.
Содержательная
сторона религиозных