Шпаргалка по "Религии и мифологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Религии и мифологии"

Работа состоит из  1 файл

26 Основы христианского вероучения.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

42 Вероучение и культ  иудаизма

Вероучение 

Как уже  говорилось, иудаизм представляет собою скорее совокупность религиозных практик, которые могут осмысляться и обобщаться по-разному, нежели совокупность абстрактных идей и учений, воплощаемых конкретными общинами в своих практиках. Тем не менее в представлениях евреев о природе своих практик, т.е. в вероучениях можно выделить два полюса, которые удобно представить как различные интерпретации одного талмудического текста, описывающего начало цепочки традиции: 

 Моисей  получил Тору с Синая и передал  ее Иеошуа [Иисусу Навину], Йеошуа - старейшинам, старейшины - пророкам, а пророки передали ее мужам Великого Собрания (Авот 1:1). 

В этом тексте можно обратить внимание на различие глаголов получил и передал , и задаваться вопросами: что значит - получить Тору? , какая связь есть между тем, кто дает Тору, и тем, кто получает ее? и отсюда уже пытаться понять, что же такое Тора и составляющие ее заповеди. 

Можно, напротив, обращать внимание лишь на простой  смысл этого текста, утверждающий божественное происхождение Торы и  непрерывность ее передачи от Синая до наших дней, и тогда ответ на вопрос о сущности Торы и ее составе оказывется переданным (вместе с Торой) соответствующей институции или личности. 

Оба подхода  дополняют друг друга и не существуют обычно по отдельности, но в конкретных теологическизх системах один из них, как правило, доминирует. Доминирование первого подхода встречается редко, обычно связано с каббалистической традицией (слово каббала означает получение), и представлено с наибольшей полнотой в учении Махарала из Праги. Второй подход распространен гораздо шире, является основой идеологии современного ортодоксального иудаизма, наиболее полно был представлен в учении Маймонида. 

Такую же альтернативность и дополнительность можно усмотреть, например, в ключевых для еврейской мысли понятиях авода (служение) и двекут (букв.: прилепление, приклеивание [к Богу]). Служение подразумевает выполнение определенных предписанных Торой действий - мицвот (заповедей), обеспечивающих человеку связь с Богом и долю в будущем мире. В понятии двекут, напротив, акцент делается на связи с Богом, приводящей к исполнению заповедей, т.е. к такому состоянию, когда совершаемые человеком действия оказываются предписанным Торой служением. 

Особое, только евреям предписанное служение осмысляется как избранность, как выполнение священнических функций от имени всего человечества. Непризнание этой функции евреев другими народами осмысляется как изгнание. Понятие галут (изгнание) имеет чрезвычайно широкий смысл, далеко выходящий за рамки изгнания евреев из своей земли, утраты государства и т.п., поскольку вместе с евреями в изгнание из мира уходит Всевышний. Большое значение имеет учение о четырех изгнаниях, составляющих почти всю еврейскую историю, из которых три - вавилонское, персидское и эллинское - уже закончились, а четвертое - римское - длится до сих пор, и должно завершиться с приходом мессии избавлением, т.е. собиранием рассеянных повсюду евреев, восстановлением Храма и возвращением миру Божественного присутствия (см. подробнее Вы называетесь: Человек ).

культ 

Культ и обыденная жизнь общины трудно отделимы друг от друга. Уже само существование  еврейской общины, живущей одновременно по законам Торы и по законам страны изгнания, поддерживающей одновременно связь с Богом и связь с  окружающими народами, воспринимается как служение, как исправление мира, возвращение к выполнению священнических функций и приближение избавления. 

Стремления  к интеграции с окружающими народами и к сохранению своей отделенности (вообще говоря, не противоречащие друг другу) в разных общинах могут выступать в самых разных сочетаниях (как на уровне практики, так и на уровне идеологии), и одно из них может преобладать. 

Типичная  восточно-европейская община имела  выборное самоуправление (кагал), решения  которого имели статус религиозного закона. В крупных общинах существовали также профессиональные братства, формально объединенные особо тщательным соблюдением одной из заповедей (например, братство бердических извозчиков, изучающих Мишны ). 

Для нормального  существования общине были необходимы миква (бассейн для ритуальных омовений), синагога и свиток Торы в ней (братства также могли иметь свои синагоги), похоронное братство, шойхет (резник-еврей, забивающий скот в соответствии с Галахой), моэль (делающий обрезание), система благотворительности и пр. Все эти специфические, обусловленные законами.

Торы  потребности отделяли еврейскую  общину от ее соседей, с которыми она  поддерживала тесные экономические  и другие связи. 

43 Основные направления  иудаизма 

Основные  направления в  иудаизме. 

1. Ортодоксальный иудаизм. 

Государственная религия в Израиле. Ортодоксальный  иудаизм  отвергает  нововведения.  Его приверженцы строго соблюдают  предписания Торы и Талмуда. Внешние  признаки ортодоксального иудея - пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), усы и борода, широкополая шляпа, длиннополая верхняя одежда - лапсердак.  

2. Реформаторский иудаизм

Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале  XIX века. Сторонники его считают, что совокупность  обрядов  и ритуалов, налагаемых на верующего человека Талмудом,  являются исторически  преходящими и не выражают подлинного  духа религии. Главным принципом  реформаторского иудаизма стало библейское требование -  «люби  ближнего  как  самого  себя».   

На съезде сторонников реформации иудаизма, состоявшемся во Франкфурт-на-Майне в 1842 году, было принято заявление, в котором содержались основные постулаты нового направления:  

- признание  за религией Моисея возможности  бесконечного развития; 

- отрицание  догматического и практического авторитета Талмуда;  

- отказ  от ожидания Мессии, который бы  вернул евреев в Палестину; 

- признание  отечеством только той страны, которой принадлежим по рождению  и по гражданству. 

-  евреи  являются не народом, а религиозной  общиной.  

Радикальному  изменению подверглось  богослужение. Оно велось на немецком языке,  ритуальное облачение во время молитвы отменялось. Во всех  религиозных вопросах женщины  были уравнены в правах с мужчинами.

В наши дни сторонники этого направления  соблюдают лишь один из разделов талмудического права, относящийся к религиозным праздникам (Моэд). 

Наибольшего успеха реформизм добился в США,  куда  эмигрировали многие его идеологи. В настоящее  время  в  Америке  насчитывается  около миллиона  сторонников  реформаторского иудаизма, объединённых вокруг  800  синагог. 

3. Консервативный иудаизм.

Это направление  сформировалось  в   США.  Сторонники его признают основные принципы  ортодоксального иудаизма, но переняли ряд положений  реформистов.   В   их синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения  совершаются  на английском языке,  используется  орган. 

В  рамках  консервативного иудаизма в США  возникла  направление  конструктивистов.  Они  провозгласили принцип: «иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для  иудаизма». Религия ими рассматривается как часть культуры,  а  еврейские  обычаи  и  ритуалы - как национальная традиция. 

4. Каббала. 

Слово «каббала» означает «предание». Каббализм  основан на представлении о двух уровнях понимания Торы - открытого и скрытого (эзотерического). Истоки этого учения относят к I-II векам нашей эры.

В XIII веке раввин из Испании Моше де Леон опубликовал  главную книгу этого учении –  «Зогар» (Сияние). Она состоит из комментариев к Торе, которая рассматривается «как система символов». Постижение этих символов достигается не столько умом, сколько посредством мистической практики.

Известны  случаи утраты рассудка в результате такой практики. Поэтому уже с XVII века к ней допускались только женатые мужчины старше 40 лет, хорошо знающие Тору и Талмуд, имеющие не менее двух детей разного пола старше 13 лет.  

5. Хасидизм.

Ответвление ортодоксального иудаизма. Слово  хасид («благочестивый») уже в XII-XIII веках применялось европейскими  иудеями к тем единоверцам, кто считал, что самоотверженная любовь к Богу и ближним выше буквы Закона.

В отдельное  направление в иудаизме хасидизм сложился в XVIII веке на территории Польши и Украины. На первое место хасиды ставили молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям - цадикам (праведникам) как посредникам между верующими и Богом.  

6. Караимизм.

Талмуд  не был принят частью иудеев. Антиталмудическое  движение возглавил Анан бен-Давид, живший в VIII веке. Аргументы в защиту своих взглядов бен-Давид черпал не только из Танаха, но также из Евангелий и Корана.

Сторонники  Анан Бен-Давида отделились от иудеев и образовали религиозную группу, получившую название караимы. Считается, что это название происходит от слова  микра (чтение). Караимы отвергли святость Талмуда и настаивали на буквальном исполнении заповедей Торы.  

Этот  принцип  Анан Бен-Давида сформулировал  таким образом: «Тщательно ищите  в Торе и не опирайтесь на мое  мнение». Каждый караим должен изучать  Писание самостоятельно. Если его знания и совесть побуждают отвергнуть точку зрения авторитетов, он вправе сделать это.

Караимизм исповедует тюркоязычный этнос караимы (караи), представители которого на протяжении столетий проживают в  Крыму, а с конца XV века также в  Польше и Литве.  

7. Сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме) - еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец Израэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.

Основателем этого направления считается  Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. В 1896 году он опубликовал свою книгу «Еврейское государство», в которой изложил  идеологические основы сионизма. Уже  в следующем году Герцль руководил  первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО). 

8. Мессианский иудаизм - религиозное движение, последователи которого веруют, что Йешуа ха-Ноцри (Иисус из Назарета) является еврейским Мессией и Спасителем всего человечества, приход Которого был обещан пророками Танаха (Ветхого Завета).  

  Крымчаки

Крымчаки  – тюркоязычный этнос, сформировавшийся в Крыму в средние века. Этнические корни и этногенез его до сих  пор не имеют общепринятого научного объяснения. Исповедывают ортодоксальный иудаизм. В разговорном языке крымских татар крымчаков называли зюлюфлю чуфутлар (евреи с пейсами), а караимов - зюлюфсюз чуфутлар (евреи без пейсов). 

В XIV–XVI веках главным центром крымчаков  являлся город Кафа (ныне Феодосия). С  конца XVIII  века  большинство их проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда значительная часть переселилась в Симферополь.

Крымчаки  подверглись геноциду во время оккупации Крыма в 1941–42 гг. В настоящее время их общая численность  около 1,5 тыс. человек (из них 204 проживают в Крыму). Многие крымчакские семьи выехали в Израиль, где крымчаки на законодательном уровне объявлены частью еврейского народа. 

44Иудаизм  как национальная религия 

47 Характеристика нетрадиционных культов

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (иные наименования — Харе Кришна, Сознание Кришны, вайшнавизм) — религиозная секта неоиндуистской ориентации (см. Индуизм), осуществляющая свою миссионерскую деятельность в ареале европейской культуры. Создана в 1963 индийским мыслителем Шри Шримад А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896—1977). В СССР представители М. О. С. К. появились в 1971.

Информация о работе Шпаргалка по "Религии и мифологии"