Символика птиц в системе мифологических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:26, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть символические значения птиц в мифологических представлениях и проследить, как эти значения выражены в современной культуре, составить общую характеристику символических значений птиц, выделить основные мотивы символики.
Вторая часть работы – это попытка проследить отражение и влияние мифологической символики птиц в современной культуре, а именно – в рок-поэзии.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Общая характеристика символики птиц стр. 4
Глава 2. Значение образов некоторых птиц стр. 10
2.1. Ворон стр. 10
2.2. Орёл стр. 11
2.3. Петух стр. 12
2.4. Голубь стр. 13
2.5. Аист, журавль. стр. 13
Глава 3. Отражение мифологических представлений
о птицах в русской рок-поэзии стр. 15
Заключение стр. 20
Список литературы стр. 21

Работа состоит из  1 файл

Мифологическая орнитология1.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)


Северо-Западный институт печати

Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символика птиц в системе мифологических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

Содержание

 

 

 

 

 

Введение  стр. 3

Глава 1. Общая характеристика символики птиц стр. 4

Глава 2. Значение образов некоторых  птиц  стр. 10

2.1. Ворон стр. 10

2.2. Орёл стр. 11

2.3. Петух стр. 12

2.4. Голубь стр. 13

2.5. Аист, журавль. стр. 13

Глава 3. Отражение мифологических представлений 
о птицах в русской рок-поэзии  стр. 15

Заключение стр. 20

Список литературы стр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель этой работы – рассмотреть  символические значения птиц в мифологических представлениях и проследить, как  эти значения выражены в современной  культуре. Основные источники - это  книги «Поэтические представления славян о природе» А.Н. Афанасьева1 и «Символика животных в славянской народной традиции» А.В. Гуры2. Эти работы позволяют составить общую характеристику символических значений птиц, выделить основные мотивы символики. Кроме этих исследований, для изучения символики птиц  использовались словари символов,  словари и энциклопедии славянской мифологии.

Вторая часть работы – это  попытка проследить отражение и  влияние мифологической символики  птиц в современной культуре, а  именно – в рок-поэзии. Рок-поэзия часто обращается к фольклорным мотивам и мифологическим сюжетам, к культурным корням. Так символы древней культуры проявляются и отражаются в современности, приобретая новые контексты, выступая в новых  значениях, вступая во взаимодействие с реалиями сегодняшнего дня. Как это происходит, мы попытаемся рассмотреть на примере нескольких стихотворений/текстов песен А.Башлачёва, К.Кинчева Ю.Шевчука.

Рок-поэзия ещё мало изучена, но в  сборнике трудов Тверского государственного университета «Русская рок-поэзия: текст и контекст», есть комментированный указатель О.Э. Никитиной «Образы птиц в рок-поэзии Бориса Гребенщикова»3, составленный на материале мифологических представлений о птицах. В статье этого указателя сначала приводятся символические значения той или иной птицы, актуализированные в творчестве Б.Г., а потом приводятся примеры из песен, подтверждающие  указанные значения.

В данной работе по книгам А.В. Гуры, А.Н. Афанасьева и др. рассматривается  общая характеристика символики  птиц (основные признаки и значения и образы, которые птицы олицетворяют в мифологии), символика некоторых конкретных видов (ворон, аист (журавль), петух, орёл и др.).  И на основе этих сведений выделяются мотивы, актуализированные в рок-поэзии.

 

Глава 1. Общая характеристика символики птиц

 

Птиц выделяют в особую группу на основании двух отличительных признаков: сферы обитания (локуса) – небо, воздух, и вида (модуса) передвижения – «летать». Часть птиц обладает как дополнительным одним из отличительных признаков  рыб – «плавать». Таким образом, птицы – это летающие в воздухе существа, они представлены в народной культуре как собирательно (в однородном или разнородном множестве), так и индивидуально (единично). Многим птицам, например, аисту, кукушке, ворону, ястребу, присуще разнообразие функций и символических значений. Наряду с этим  большое количество птиц почти не находит отражения в мифологических представлениях, и роль их ограничивается в основном фольклорными текстами. Можно выделить несколько характеристик, функций и метафорических полей, которые присущи символу птицы. 

 

1.1. Чистые и нечистые птицы.  У птиц отчётливо выделяется  оппозиция чистый (святой, добрый) – нечистый (дьявольский, злой)4. Это разделение – одно из самых важных для определения символики птиц, оно охватывает бóльшую часть всех птиц  и в основном совпадает с противопоставлением безвредный – хищный.  К нечистым относятся различные птицы, главным образом хищные и вредоносные: все вóроны, сорока, коршун, ястреб и ночные хищники (сова, сыч, филин) и др. Нечистым птицам народные представления приписывали хтонические признаки (см.  п. 1.5).

К чистым причисляют голубя, ласточку, жаворонка, клеста, аиста журавля, лебедя, отчасти дрозда и чайку. Наносить вред чистым птицам считалось большим  грехом. Разорившего гнездо такой птицы, ранившего или убившего её ждало несчастье, например, пожар (о связи птиц с огнём см. п. 1.9.1). 

Однако это противопоставление, - отмечает А.В. Гура, - совсем не сказывается, например, на символике перепёлки, сокола, куропатки и др. Некоторые птицы (например, орёл, дятел, щегол, скворец, синица, гусь) вовлекаются в это противопоставление спорадически, в отдельных локальных традициях. Например, в русских сказках сокол может  проявляться как чистая птица, воплощение волшебного жениха, а может фигурировать как вариант змея или Кощея Бессмертного (злого, нечистого персонажа), похитителя невесты5.

 

1.2. Мужская и женская символика.  Часто в мифологических представлениях  птицы разделяются на мужские и женские персонажи. Например, сокол олицетворяет смелого мужчину6. Волшебный жених может превращаться в птицу. У китайцев небесный петух является предком Ян, мужского начала вселенной7. Чаще всего образы птиц означают персонажа-женщину: считается, что кукушка – это безутешная вдова или невеста, у которой убили жениха. Женской символикой наделяют чайку: в одной северорусской легенде чайкой становится дочь, проклятая отцом. В сказках лебедь – воплощение невесты (а в христианской традиции лебедь – это символ Девы Марии); можно здесь упомянуть и чудесных райских птиц с головами женщин: Алконоста и Сирина8.

 

1.3. Птицы соотносятся с верхней пространственной средой, они обитают на  ветвях и верхушке мирового древа. С этими представлениями К.Леви-Стросс в работе «Тотемизм сегодня» связывает то, что в племени нуэр близнецов называют «одним человеком» и «птицами»: близнецы – проявление божественных сил,  "божественные дети", и, поскольку небо - божественное местопребывание, о них можно также сказать "люди сверху". Они противопоставляются обычным людям ("людям снизу"). Близнецы уподоблены птицам, поскольку птицы тоже - "сверху". Но относительно птиц люди – ниже, поэтому, будучи «выше» людей, близнецы относительно птиц «снизу». Но такое же различение применимо и к птицам, поскольку некоторые виды летают ниже и не так хорошо, как другие. По представлениям этого племени птицы родственны богу и имеют три уровня «иерархии»: «дети бога» (высший уровень), «племянники бога» и «дети благородных» (низший уровень). Являясь низшими среди птиц, близнецы выражают в представлениях племени связь между людьми, птицами и богом9

 

1.4. Птицы и гады. Птицы как  обитатели верхней пространственной сферы противостоят гадам как обитателям нижнего мира. По африканским легендам, птица, воплощение жизненной силы,  борется со змеёй, символизирующей смерть и разрушение. В Китае один из стилей единоборства У-Шу называется «схватка журавля и змеи»10.

Немало фактов из народных представлений  свидетельствуют о близости птиц и гадов. По поверьям, ласточки и лягушки (или жаворонки, воробьи и мыши) способны превращаться друг в друга; встречаются представления о летающих гадах – змее и черепахе, некоторые птицы прячутся зимой в землю. Словарь-справочник славянской мифологии рассматривает птиц и змей в одном разделе «Огненные змеи и птицы». Во вступлении к разделу такое объединение объяснено тем, что и змеи, и птицы – это мифические представители бурь и гроз11.

 

1.5. Хтонизм птиц. Некоторым птицам (чёрные вóроны, ночные совы и  др.) присущ хтонизм – признак, характерный в первую очередь гадам. Хтонизм воронов проявляется в их связи с подземным миром: считается, что вороны знают, где спрятаны подземные сокровища12. По поверьям славян, вóроны связаны с адом: эти птицы – души умерших грешников или воплощение сатаны13. Совы тоже считаются хранителями подземных богатств и их происхождение связывают с чёртом14.

 

1.6. Птицы тесно связаны с календарным циклом, которому подчинена хозяйственная деятельность человека. Это связано с периодической сезонной сменой места обитания птиц. Своим прилётом они возвещают приход весны, а отлёт тех или иных птиц связывается с наступлением осени. В славянской мифологии считается, что на зиму птицы улетают в «Вырей» - земной рай, тёплые страны.  Некоторые птицы, например, ласточка, на зиму умирают и рождаются весной. Поведение птиц, связанное с сезонными перелётами – один из факторов, организующих структуру народного календаря, и не случайно птицы часто фигурируют в обрядах, связанных с календарным циклом. По поведению птиц предсказывали погоду (это соотносится с функцией птицы – вестник и метафорой птицы - стихии, см. п. 1.8, 1.9).  

 

1.7. Метафора птица – душа. Птицы  часто выступают в народных  представлениях как образы душ. Например, есть быличка о том, как ходячий покойник доставал изо рта у спящих людей их душу – белую блестящую  птичку15. Воплощением души часто был голубь (в Смоленской губ. верят, что душа из человека вылетает сизым голубем). Есть поверья, что вороны и другие нечистые птицы -  это воплощение душ грешников; в христианской традиции с ласточкой связаны души  грешников, обращающиеся к молитве16. Некоторые исследователи считают, что образ христианских ангелов исходит из соотнесения птиц с человеческой душой17. Однако А.Н. Афанасьев связывает образ ангелов с представлениями о стихиях: стихии язычники представляли птицами (см. п. 1.9.).

 

1.8. Функция птицы – вестник.  Хищные птицы предвещали войны,  беды, смерть, пожары. Это значение  А.Н. Афанасьев считает следствием  того, что хищных птиц считали  символами гроз, т.е. небесных  битв, считали птиц хранителями  небесного огня (молний). Птицы считались вестниками богов: в «Илиаде», Зевс посылал своих орлов в знак того исхода, который должна была иметь грядущая битва. Два вещих ворона были посланниками скандинавского бога Одина, они собирали известия о свершившихся в мире событиях. Один – бог-громовержец, «отец побед». По указанию Эдды, стая воронов, следовавшая за войском, сулила победу. Однако другие памятники, например, «Слово о полку Игореве», соединяют ворона с предвестием военной неудачи18. Зловещий характер ворона связывали с цветом его перьев. Легенды о Великом потопе у разных народов упоминают ворона, которого Ной выпустил из ковчега, чтобы узнать, спала ли вода. Ворон не вернулся, и за это Господь наказал его – сделал из белого, каким, по легенде ворон был изначально, чёрным. Выпущенный после ворона голубь (чистая птица, добрый вестник) вернулся с зелёной ветвью в клюве19. В христианстве в образе голубя изображается Святой Дух в качестве вестника Бога-Отца.

1.9. Метафора птицы – стихии. Это метафорическое поле одно  из самых широких и интересных. Все индоевропейские народы мифически олицетворяют в образах птиц явления природы. А.Н. Афанасьев связывает это олицетворение  понятием о быстроте20.  Афанасьев пишет, что предания арийских народов единогласно свидетельствуют: птица принималась некогда за общепонятный поэтический образ облака (грозовой тучи), молний, огня, солнечного света, ветров. Этим стихиям были приписаны свойства птиц, особенно тех, «которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полёта и силою удара»21, а с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Более того, фантазия создала баснословных птиц, олицетворявших небесные грозы и бури.

1.9.1. Птицы – вестники непогоды (метафора тучи, облака, ветра, молнии). Хищные птицы (соколы, вороны и др.) считались вестниками богов-громвержцев. Греки и римляне считали орла носителем молний Зевса. Олицетворением тучи со сверкающими молниями считалась сова (как тёмная, ночная птица со сверкающими глазами). Вихри, бури, ветры олицетворялись орлом. В народе существовало множество примет, по которым крик птиц соотносится с непогодой. По многим мифологическим представлениям снег – это перья белых птиц («на небе гусей щиплют), так выражалась связь птиц со снежной тучей22. В нордической традиции считалось, что ветер рождается взмахами крыльев мифической птицы23.

Баснословные птицы Стратим  и Алконост откладывают свои яйца в море. Алконост усмиряет морскую  стихию на время, когда высиживает яйца, а Стратим, наоборот, связан с морскими бурями («Стратим всем потопам мати»)24.

1.9.2. Огонь. По древнеарийскому  мифу, огонь был низведён на  землю в виде падающей с  неба молнии. Народная фантазия  этот миф связала с различными  птицами, в образе которых олицетворялась  летучая молния. Индусы верили, что  искры небесного пламени принесены соколом, немцы и славяне связывали огонь с аистом и дятлом. Отсюда, вероятно, пошло поверье, что обиженный человеком аист приносит пожар. Красный цвет перьев петуха тоже ассоциировался в народных представлениях с огнём25.

1.9.4. Солнечный свет. Поэтическое выражение света в образе птиц тоже связано с быстротой: быстрый, как свет. Отсюда и выражение Свет ясен-сокол. Связь солнца с птицей прослеживается у множества народов: у китайцев существует небесный петух («птица рассвета»), поющий три раза в день: когда восходит солнце, когда оно в зените, когда оно заходит26. Индусы ведаической эпохи олицетворяли солнце в образе сокола. Славяне – в образе белого лебедя.

 

Этот, безусловно, не исчерпывающий  список значений и функций птиц, позволяет проследить основные направления мифологических и народных представлений о птицах. Определяющими характеристиками можно считать чистоту/нечистоту, связь со стихиями (огнём, грозой, светом и др.), связь с верхним уровнем Древа Жизни и богами, функции вестника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристики некоторых птиц

 

2.1. Ворон. Эту птицу в славянской мифологии и в славянских народных представлениях относят к нечистым и зловещим, она противопоставляется чистым птицам, в особенности голубю. Ворон считается вещей птицей, он живёт сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов. В былинах даёт советы героям, в сказках указывает зарытый клад. Ворон – это символ греха с одной стороны и мудрости с другой27.

Информация о работе Символика птиц в системе мифологических представлений