Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:26, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть символические значения птиц в мифологических представлениях и проследить, как эти значения выражены в современной культуре, составить общую характеристику символических значений птиц, выделить основные мотивы символики.
Вторая часть работы – это попытка проследить отражение и влияние мифологической символики птиц в современной культуре, а именно – в рок-поэзии.
Введение стр. 3
Глава 1. Общая характеристика символики птиц стр. 4
Глава 2. Значение образов некоторых птиц стр. 10
2.1. Ворон стр. 10
2.2. Орёл стр. 11
2.3. Петух стр. 12
2.4. Голубь стр. 13
2.5. Аист, журавль. стр. 13
Глава 3. Отражение мифологических представлений
о птицах в русской рок-поэзии стр. 15
Заключение стр. 20
Список литературы стр. 21
Образы птиц в поэзии Константина Кинчева
В стихах Кинчева, полных устремления к Солнцу, образ птиц встречается нередко. Как и у Шевчука, выделяются как вид только вóроны. Можно выделить несколько основных значений этих символов:
«Чую гибель»
(видна и связь ворона с войной):
Кто-то бьётся в поле,
Кто-то в грязь лицом.
Случай правит пулей,
Ворон - мертвецом.
«Сумерки»:
Думы мои – сумерки,
Думы – пролёт окна,
Душу мою мутную
Вылакали почти до дна.
Что ж, Пейте, гуляйе, вороны.
Нынче ваш день,
Нынче тело да на все четыре стороны
Отпускает тень.
«Дурак»:
Как-то раз по весне ранней
Поманила пожар-птица
По дорогам земли дурня
К солнцу тропы искать.
«Жар бог шуга»:
Лысые поляны, да топи в лесах, -
Это пляшет по пням весна.
/…/
Жги меня, жги! А я тебе отплачу
Пламень-песнею.
Эй, птицы, синицы, снегири, да клесты,
Зачинайте заутреню!
Душа – это птица, её едят.
Мою жуют уже тридцать лет!
«Душа»:
По погосту, в белый дым, мутная душа гуляла,
Вьюгой выла на луну, волокла крыла.
А ей подняться от земли Духа не хватало,
Больно ноша у души тяжела была.
«Солнце за нас»:
Пока земля не заставит нас спать,
Мы будем босиком танцевать по углям
И всё же летать.
«Солнцеворот»:
Видеть птиц, слышать птиц, вместе с ними лететь,
До высокой звезды песни светлые петь.
5. Символом птицы Кинчев
«Красное на чёрном»:
По ошибке - Конечно нет! -
Награждают сердцами птиц
Тех, кто помнит дорогу наверх
И стремится броситься вниз?
Эта же идея почти теми же средствами выражена в песне «Камикадзе»:
Словом, вином и хлебом
Благословили пост
Тех, кто на взлёте падению выстроил храм
Пальцы коснутся солнца,
Пепел коснётся трав
В час, когда птицы сердцами сольются с землёй.
Где разорвана связь между солнцем и птицей рукой обезьяны,/…/
Где молчание подобно топоту табуна, а под копытами – воля,
Где закат высекает позолоченный мост между небом и болью,
Где пророки беспечны и легковерны, как зеркала,
Где сортир почитают за храм – там иду я.
Я поднимаю глаза, я смотрю наверх.
Моя песня – раненый стерх.
Как говорилось выше, стерх – это белый журавль, сегодня он записан в красную книгу. Это чистая, божья птица в христианстве связана с душой праведного человека или образом Иисуса Христа. Обидеть эту птицу – тяжкий грех. Можно предположить, что всё описанное в песне - метафорическое перечисление бед, обрушивающихся на людей, страну из-за того, что рука «обезьяны» разорвала связь между «птицей и солнцем» (между душой и Богом(?)) – это наказание за то, что ранили стерха, наказание за потерю веры в Бога.
Заключение
В этой работе я постаралась отразить основные мифологические и народные представления, связанные с символикой птиц на основе исследований А.В. Гуры и А.Н. Афанасьева. Выделены следующие характеристики, метафорические значения:
Разделение птиц на чистых и нечистых (по аналогии хищный-безвредный); разделение на символизирующих мужские или женские персонажи; противопоставление птиц гадам как обитателям нижней пространственной среды; хтонизм некоторых птиц; связь птиц с календарным циклом; олицетворение души; связь со смертью; функция вестника; участие в метафорическом поле «птица – явление природы, стихия» как олицетворения света, ветра, грозовой или снежной тучи.
Во второй главе приведены характеристики образных значений некоторых птиц: чистых (голубь, журавль, аист), нечистых (ворон) и имеющих амбивалентную характеристику (орёл, петух).
В последней части работы я постаралась проследить, как мифологические представления о птицах проявляются в современной культуре на примере творчества рок-поэтов Юрия Шевчука, Александра Башлачёва и Константина Кинчева. Анализ некоторых песен позволил выделить основные мотивы, связанные в стихах этих поэтов с птицами: перекличика значений образов птиц современных текстов и народных представлений выявилась очень отчётливо. Отчасти причина в том, что поэты сознательно связывали свои песни с «корневой», исконной символикой. Именно поэтому русская рок-поэзия «замешана» на мифологии, древних символах, народной культуре.
Однако это не единственная причина. Наша жизнь в современном мире сохраняет тесные связи с древностью, и эти связи, нити между «сегодня» и «вчера» будут видны, если в своих полётах мы будем «держаться корней».
Список литературы
Ресурсы Интернета:
philosophy.ru/ library/ls/totem.html
1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Т.1. - М.: Индрик, 1994. - С. 488 – 551.
2 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 1997. - С. 527-732.
3 Никитина О.Э. Образы птиц в рок-поэзии Б.Гребенщикова: Комментированный указатель // Русская рок-позия: текст и контекст: сб. научн. трудов. - Тверь: Тверской государственный университет, 1998 г. - С. 114-125.
4 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – С. 526
5 Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М.: Лабиринт, 1998 – С. 14, 44, 106.
6 Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. – С. 442.
7 Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – СПб.:Азбука-классика, 2004. – с. 195.
8 Славянская мифология: словарь-справочник. – С. 99, 110.
9
Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. - www.philosophy.ru/library/ls/
10 Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. - М.: Локид-Пресс, 2003. – С. 385.
11 Славянская мифология: словарь-справочник. – М. Линор & Совершенство, 1998. – С. 97.
12 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – С. 531.
13 Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия. - М.: Локид-Пресс, 2003. – С. 85.
14 Гура А.В. там же, С. 570.
15 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – С. 527
16 Белова О.В. Славянский бестиарий. - М.:Индрик, 2001.
17 Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. – С. 385.
18 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - с. 517-517.
19 Фрезер Дж.Дж. Фольклор в ветхом завете. – М.:Политиздат.
20 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – с. 488.
21 Афанасьев А.Н., там же. - С. 491.
22 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – с. 500.
23 Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. – С. 385.
24 Белова О.В. Славянский бестиарий. – с. 285.
25 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - С. 494-495.
26 Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – с. 195.
27 Символы, знаки, эмблемы. – с. 85.
28 Никитина О.Э. Образы птиц в рок-поэзии Б.Гребенщикова – С. 114.
29 Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – с. 117.
30 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции
31 Белова О.В. Славянский бестиарий
32 Гура А.В. Там же, С. 610.
33 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – С. 610-612.
34 Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – С. 236.
35 Символы, знаки, эмблемы. – С. 351.
36 Белова О.В. Славянский бестиарий.
37 Бушкевич С.П. Петух // Славянская мифология: энциклопедический словарь.
38 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции, Фрезер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете.
39 Белова О.В. Славянский бестиарий.
40 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции – С. 613-617.
41 Гура А.В. Аист // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - С. 29-31.
42 Белова О.В. Славянский бестиарий. – С. 239.
43 Никитина О.Э. Образы птиц в рок-поэзии Б.Гребенщикова: Комментированный указатель // Русская рок-позия: текст и контекст: сб. научн. трудов. - Тверь: Тверской государственный университет, 1998 г. - С. 114
44 Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. – с. 231-235.
Информация о работе Символика птиц в системе мифологических представлений