Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:26, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть символические значения птиц в мифологических представлениях и проследить, как эти значения выражены в современной культуре, составить общую характеристику символических значений птиц, выделить основные мотивы символики.
Вторая часть работы – это попытка проследить отражение и влияние мифологической символики птиц в современной культуре, а именно – в рок-поэзии.
Введение стр. 3
Глава 1. Общая характеристика символики птиц стр. 4
Глава 2. Значение образов некоторых птиц стр. 10
2.1. Ворон стр. 10
2.2. Орёл стр. 11
2.3. Петух стр. 12
2.4. Голубь стр. 13
2.5. Аист, журавль. стр. 13
Глава 3. Отражение мифологических представлений
о птицах в русской рок-поэзии стр. 15
Заключение стр. 20
Список литературы стр. 21
Эту птицу народные представления связывают с дьяволом. Считается, что вороны чёрные из-за того, что их создал дьявол, что чёрт может принимать образ ворона или вороны. Души злых людей, колдунов представляют в виде чёрных воронов и ворон.
Воронов считают посредниками между мирами живых и мёртвых, что отражено в сказках, в славянской и скандинавской мифологии28, по другим представлениям – вороны вестники смерти или поражения в войне.
Знания о подземных силах, связь с царством мёртвых и дьяволом позволяют наделять ворона хтоническими свойствами. Древние арабские свидетельства сохранили изображение славянского идола, извлекающего останки из могил, под левой ногой у него изображены вороны, под правой – муравьи29.
Многие сказки показывают связь между вороном и волком. Причина этой связи, вероятно, в общих для волков и воронов качествах: хищность, кровожадность, разбой, связь с тёмными силами. Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева30.
В христианстве ворон символизирует твёрдого в вере человека. Супружеская верность воронов символизирует брак Христа и Церкви31.
2.2. Орёл. Южные славяне наделяли орла медиаторскими функциями: считали, что он осуществляет связь между верхним и нижним миром, свободно взлетает на небеса и проникает в преисподнюю. То есть ему присущи свойства как чистых, так и нечистых птиц32. С одной стороны – это особо почитаемая божья птица, с другой стороны его наделяют свойствами, характерными коршуну и ястребу (хищничество, питание падалью). Как коршун и ястреб, для орла есть ограничения в питье воды. В период безлунья вода превращается для него в кровь в наказание за то, что не исполнил веление Бога – не выкопал источник. По некоторым версиям, орёл выполнил поручение, но его оклеветала лиса или сорока33.
Орёл – общепринятый царь птиц и владыка небес. Он символизирует божественность, храбрость, величие и власть. В античной мифологии орёл считался посланником Зевса, у славян - Перуна. Считается, что повелевает небесными силами, является предводителем градовых туч. С тучами и грозой орла связывает быстрота и стремительность его полёта. Также есть поверья, что орёл может отвести грозу, чтобы спасти урожай.
Орлу в мифологических представлениях приписывается долголетие. Он живёт дольше всех птиц и обладает способностью омоложения. Когда наступает старость, Орёл улетает на край света, купается в озере живой воды, и к нему возвращается молодость. По другим версиям он купается в Иордане или каждые десять лет поднимается к солнцу, потом падает и трижды окунается в море. Способность омоложения связывает орла с мифической птицей Фениксом34. Это свойство повлияло ещё и на то, что орёл стал символизировать в христианстве Воскресение и Вознесение Христа, Крещение (как переход к новой жизни). С обозначением Вознесения связывают высказывание Аристотеля о том, что орёл может прямо смотреть на восходящее солнце35.
В системе символов, связанных с небом и солнцем орёл используется очень широко: в египетский иероглифике буква А, означающая начало, солнечное тепло дня была представлена орлом. В древней Сирии орёл с человеческим лицом символизировал поклонение солнцу, у египтян и греков символ орла был посвящен солнцу.
В аллегорических сюжетах орёл является атрибутом Гордыни, одного из семи смертных грехов, и одного из пяти чувств – зрения. Из четырёх добродетелей орёл знаменует правосудие. В символе орла реализуется противопоставление птиц гадам: орёл со змеёй в клюве символизирует победу Христа над Сатаной36.
2.3. Петух. В народных верованиях славян Петух – это вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в тоже время наделяемая демоническими свойствами. Он символизирует плодородие, является одним из атрибутов свадебного обряда. Петуха наделяют свойствами опекуна хозяйства, его называли «хозяином»; считалось, что без него не будет водиться скот.
Южные славяне предпочитали заводить петухов чёрного цвета («белый петух – черный хозяин»), западные и восточные славяне, наоборот, белого: считали, что он приносит в дом счастье, считали, что в доме, где чёрный петух, часто ссорятся супруги. Красный петух связан в народе с представлениями о пожаре: если петух умрёт, если кричит и бьётся в окно – будет пожар.
Петуха также считали вестником дня, связывали с солнечным светом (в п. 1.9.4. говорилось о представлениях китайцев о небесном петухе). Своим криком петух возвещал наступление дня. Считалось, что после того, как прокричит петух, можно не бояться нечистой силы, он отгоняет её своим пением. Однако всем славянам известно поверье о петухах, поющих не вовремя. Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть, заманивают на улицу, чтобы причинить зло человеку. Крик петуха в полдень или на вечерней заре сулит перемену погоды или предрекает смерть, также неурочное петушиное пение предвещает получение новостей.
С петухами связаны демонические представления: украинцы считают, что есть демонический петух-царёк, который начинает петь ещё в яйце, становится самым сильным в округе, первым поёт в полночь. В Сербии верят, что такой петух, когда приближается гроза, оставляет своё тело и идёт бороться с халами – душами самоубийц, которые водят тучи37.
2.4. Голубь. Это чистая, святая, божья птица (подобно ласточке, жаворонку, соловью, аисту и др.). Как воплощение добра и кротости он противостоит хищным, чёрным птицам и нечистым животным.
Представление о голубе как о святой птице восходит к христианской традиции: в виде голубя Святой Дух сошёл с небес во время крещения Иисуса (Мф 3; Лк 3, 22; Ин 1, 32). Легенды о голубе отражают библейские мотивы: он участвует в сотворении мира (до отделения воды от земли «Бог был голубем»), он возвестил Ною во время потопа о том, что вода спала38. С легендой о голубе во время Великого Потопа связано то, что голубь с зелёной ветвью в клюве символизирует мир.
С голубем связывают абсолютную чистоту души, он символизирует христиан, покорно терпящих гонения. Красный голубь символизирует Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, искупающего грехи человечества39.
Время по явления перелётного голубя было приурочено к восьмой неделе после Рождества, крик дикого голубя весной связывали с началом сева.
С чистотой голубя связан запрет убивать этих птиц, причинять им вред, употреблять в пищу. Нарушение этих запретов считается грехом и влечёт за собой наказания: смерть детей, запустение дома, неблагополучие скота.
Голубю соответствует любовно-
2.5. Журавль, аист. Эти птицы, которых тоже считают чистыми, наделяются обычно одними и теми же свойствами. Они особо почитаемы в народе. Аисты и журавли выступают в роли охранителей и очистителей земли от гадов, змей, жаб, насекомых и нечистой силы.
Легенда связывает происхождение аиста с человеком: Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить в море. Человек из любопытства развязал мешок, и гады расползлись по земле. За это Бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Аистов часто называют человеческими именами: Иван, Василь, Яша, Адам. Болгары считают, что аист каждый год совершает паломничество в Святую Землю. В Польше считают, что на зиму аисты улетают за море, где обращаются в людей.
Считается, что аисты приносят детей. Это поверье особенно распространено у западных славян. А.В. Гура считает, что представления об отношении аистов к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва.
Если аист поселился на крыше дома, это считают добрым знаком, а если аист избегает какой-то дом, этот дом считают проклятым. Считается, что аисты оберегают от пожара, сулят обогащение. Нарушение запрета наносить вред аистам, разорять их гнёзда - это тяжкий грех. Расплатой за него может быть пожар: аист мстит обидчику, приносит в клюве головню или уголь и сбрасывает на крышу дома. С огнём связывают красный цвет лап и клюва у аиста. Наказания за вред, причиненный аисту, связывают и с метеорологией: считают, что будет засуха, наводнение, ураган41.
Белый журавль стерх – обозначает человека, не забывающего молиться в церкви, любящего ближних и заботящегося о неимущих, а также символизирует Иисуса Христа, объединяющего человеческое и Божественное начало42.
Глава 3. Отражение мифологических представлений о птицах
в русской рок-поэзии
Поэты русского рока часто обращаются к мифологии, народным поверьям, - словом, стремятся к «корням» в своём творчестве. Александр Башлачёв считал, что русский рок должен брать свои музыкальные формы не от западных образцов, а от русской песни, частушки. Использование исконных представлений – это характерная черта для многих рок-поэтов.
Интересно проявляются в их творчестве символы и значения, связанные с птицами. Например, в песнях Бориса Гребенщикова периода «Русского альбома» и альбома «Кострома mon amour» часто упоминаются мифические и существующие в реальности птицы. О.Никитина, автор комментированного указателя образов птиц в поэзии Гребенщикова, пишет в предисловии: «В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано отличное от других архетипическое значение, т.е. для поэзии БГ нехарактерно постоянство значений птичьих образов. В ряде случаев значение восходит непосредственно к мифологическим традициям; часто значение переосмыслено и его авторская интерпретация играет важную роль для понимания образа птицы»43.
Действительно, часто рок-поэты обращаются к мифические образам, используют образы птиц в соответствии с народными представлениями, и очень часто переосмысливают символику, связанную с птицами. Так Виктор Цой в песне «Кукушка» использует поверье, что кукушка своим пением предсказывает, сколько лет человеку осталось жить, поёт:
Песен ещё ненаписанных сколько
Скажи, кукушка? Пропой,
В городе мне жить, или на выселках,
Камнем лежать или гореть звездой?
Кроме конкретных видов птиц в рок-поэзии часто встречается образ птицы как таковой (обычно он означает душу или женщину). Конечно, нельзя связывать происхождения стиля рок-музыки с мифической птицей Рок (Рух)44, но, может быть, эта могущественная судьбоносная птица и повлияла на развитие Рока?..
Образы птиц в поэзии Юрия Шевчука
Основное значение образа птиц у Шевчука восходит к метафорическому обозначению души человека. В его творчестве актуализированы такие значения:
Все эти значения выражены в песне «Ворóны»:
Меня отпевали в громадине храма,
Была я невеста, прекрасная дама.
/…/
Земля, застонав, превращалась в могилу…
Я бросилась в небо за лёгкой синицей,
Теперь я на воле, я белая птица.
Взлетев, на прощанье кружась над родными,
Смеялась я, горя их не понимая.
Символика этой песни полностью соответствует народным представлениям о том, что душа после смерти вылетает птицей. Невинная и отпетая душа соотносится с чистотой, а значит, выражается символом белой птицы.
Первую строчку песни «Ворóны» «На небе вороны, под небом монахи…» и само название песни можно объяснить представлениями о воронах, летающих над кладбищем, как о символе смерти. Возможна трактовка этого образа «вороны – грешные люди», оставшиеся на земле, не очистившиеся (люди, которые «не веря, смотрели на тело»).
В песне «Храм» участвуют всё те же кладбищенские вороны. Старухи сравниваются с воронами, вороны – с «заморскими кенгуру», и это способствует ощущению светопреставления, демонизма, царящего вокруг храма:
На холодном сыром на хмельном ветру
Царь стоит белокаменный.
А вокруг чёрными воронами
Старухи свет дырявят поклонами.
А вороны заморскими кенгуру
Пляшут на раскидистых лапах крестов,
А кресты золочёными девами
Кряхтят под топорами молодцов.
В песне «Ветер» у Шевчук наделяет ветер крыльями и функциями полёта:
Что нам ветер да на это ответит,
Несущийся мимо, да сломавший крыло.
Образы птиц в поэзии Александра Башлачёва
Очень ярко у Башлачёва выражен образ петуха в песне «Дым коромыслом». В мрачной, лихорадочной песне с жёстким, ломающим строчку по середине ритмом, петух выступает в функции охранителя от нечисти, извещающего своим криком начало дня:
И дырявые вёдра
Заводят песни
О святой воде и о своих болезнях,
Но – слава Богу! – всё это исчезнет
С первым криком петуха.
Но несмотря на такую, казалось бы, добрую символику, петух только добавляет демонизм атмосфере песни. И уже неясно, что он предвещает своим криком – доброе или худое…
Дым. Дым коромыслом!
Музыкант по-прежнему слеп,
Снайпер всё так же глух.
Дым. Дым коромыслом!
Дай Бог нам понять
Всё, что споёт петух.
Возможно, петух в этой песне кричит в неурочное время, и день ещё далеко. На «сбой во времени» указывают последние строчки:
Сорви паутину! Здесь что-то нечисто!
Но штыками в спину – колючие числа.
И рёв моторов в буксующем календаре.
В другой песне образ красного петуха, символизирующий огонь и пожар, переносится на жар-птицу. И здесь тоже птица связана с понятием времени.
Красной жар-птицей,
Салютуя маузером лающим,
Время жгло страницы,
Едва касаясь их пером пылающим.
Информация о работе Символика птиц в системе мифологических представлений