Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:57, реферат
Так как моя работа основывалась на исследованиях авторитетных научных деятелей, то моей задачей было изучить и попытаться объединить в своей работе их точки зрения по исследуемому явлению. Как оказалось, эти точки зрения во многом противоречат друг другу, но общим было то, что этап развития восточнославянского язычества, когда был создана первая государственная религия, “пантеон Владимира”, выделялся как особый во всех изученных мною работах.
Введение.
Сущность, понятие язычества и вопрос периодизации.
Развитие язычества в следующие этапы:
1.Поклонение упырям, демонам,берегиням. Культ Рода и Рожаниц.
2.Культ Перуна. Пантеон Владимира.
Заключение.
Необъятный пантеон
Особняком стоит классификация космогонического (астрального) пантеона языческих богов. Здесь персонажи подразделяются по законам астрономии. Сторонники такого подхода полагают, что источником боготворчества у русичей были только знания о годовом цикле погоды, жизни растений и животных, о природных катаклизмах в связи с расположением небесных светил. Картины звездного неба лишь символизировали богов.
Видимо космогонический
Тем не менее, вероятно, что космогонические знания использовались волхвами, “облакопрогонителями, ведунами, кудесниками. Этим самобытным русским народным жреческим сословием. Они отличались от жрецов Запада и Востока отсутствием строгой соподчиненности, записанной обязательной ритуальностью, не имели строгой системы поборов. Личность жреца-славянина, её качества были главным мерилом его общественного положения и признания. Это соответствовало ментальности восточных славян, в отличие от прочих этносов.
Общее число языческих персонажей исследователям точно не известно и достигает не менее 400 названий и имён. При этом следует иметь ввиду, что каждый объект неоднократно трансформировался, изменял свое назначение и имя, функции, привносился извне, уходил в небытие. Поэтому весьма интересно изучать даже один персонаж во временном изменении его образа. Такие исследование проводились и приносили всё новые знания о процессе мифо- и боготворчества славян-язычников.
Несмотря на тысячелетнее господство православия, языческие верования сохранились как подсознательные элементы в нашем общерусском менталитете и выражаются в фольклоре, символике народного прикладного искусства, языке, в сказах и сказках, в обрядности, в суевериях, в преднамеренно или бессознательно продолжающемся процессе мифотворчества. Отсюда и уверенность в том, что столь архаичная тематика, как язычество древней Руси будет и впредь в поле зрения исследователей.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.
2. Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.
3. Велесова книга. М., 1995.
4. Гальковский Н.М. Борьба
христианства с остатками
5. Геродот. История.
6. Глинка Г.А. Древняя религия славян., Митава, 1804.
7. Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. 1984.
8. Иванов.В.В Реконструкция
индоевропейских слов и
9. Мифы народов мира., М., 1997., Т. 2. С. 450 - 456.
10. Коринфский.А.А. НароднаяРусь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.
11. Кривошеев.Ю.В. Религия
восточных славян накануне
12. Петрухин В.Я О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции ународов мира. М. 1979. С. 3-16.
13. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.
14. Повести древних лет. Л., 1984.
15. Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.; Л., 1950.
16. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. собр.М.Забылиным. М., 1880.(репринтное издание).
17. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.
18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
20. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
21. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
22. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала XX вв. М., 1957.
23. Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. С. 482-488. 1980.
24. Топоров В.Н. Первобытные
25. Топоров В.Н. Из
славянской языческой
26. Фрезер Дж. Золотая ветвь.
27. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
28. Фроянов И.Я. О языческих “переживаниях” в Верхнем Поволжье второй половины XI в. // Русский Север. Л., 1986.
29. Фроянов И.Я. Об историческом значении “крещении Руси”. // Генезис развития феодализма в России. Л., 1987.
1 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1994, с. 146 – 147.
3 Топоров.В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.
4 Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
С. 127 – 130.
5 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. С. 51 .
6 Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.; Л., 1950. С. 101.
7 Повести древних лет. Л., 1984. С. 67-68.
8 В.О. Ключевский, Е.В. Аничков, Н.В. Румянцев.
9 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Л., 1988. С. 14-16.
10 Кайсаров С.А. Славянская и российская мифология. \\ Мифы древних славян. Велесова книга., 1993., с. 74.
11 Глинка Г.А. Древняя религия славян. \\ Мифы древних славян. Велесова книга., 1993., с. 128.
12 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Л., 1988. С. 16.
13 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Л., 1988. С. 16.
14 Фроянов И.Я. Об историческом значении “крещении Руси”. // Генезис развития феодализма в России. Л., 1987.
15 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1994, с. 770 – 772.
16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М., 1994, с. 768 –769.
17 Одной из первых жертв новому пантеону языческих богов был намечен юноша-варяг, и это было облачено в форму изъявления высшей воли: жребий пал на варяга-христианина.