Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:20, контрольная работа
Жизнь и подвижничество Григория Паламы
I Житие святителя Григория Паламы…………………………………….. 3
II Паламитские споры…………………………………………………… 7
Заключение…………………………………………………………………22
Список используемых источников и литературы……………………… 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Курский
государственный
университет»
Факультет теологии и религиоведения
Специальность 031901 Теология
Специализация 020506 Православие и культура
Заочная форма обучения (5.5 лет обучения)
Кафедра
теологии и религиоведения
Контрольная работа на тему:
« Святитель Григорий
Палама и его
роль в « исихастских
спорах»
I Житие святителя Григория Паламы…………………………………….. 3
II Паламитские споры…………………………………………………… 7
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников и литературы………………………
23
Житие святителя Григория
паламы
Святитель
Григорий Палама, архиепископ Солунский,
родился в 1296 году в Малой Азии.
Наличие фамилии - Палама - указывает на
знатность его происхождения (простые
люди того времени различались лишь именами
и прозвищами). Он был родом из семьи беженцев
из Малой Азии. Отец его был сенатором
и очень набожным человеком. Сохранились
сведения, что он практиковал Иисусову
молитву и иногда даже во время заседаний
сената погружался в нее. Рассказывают,
что в одном таком случае император Андроник
II сказал: «Не беспокойте его, пусть молится».
Григорий
Палама получил образование в
Константинополе и завоевал репутацию
блестящего знатока Аристотеля. Этим опровергается
распространенное убеждение, что Восток
интересовался только Платоном, а Запад
- Аристотелем: по всей видимости, такого
четкого разграничения не существовало
[2].
Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328 гг.). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник Палеолог, известный меценат, принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Палама получил блестящее светское образование в Византии, которая в то время была подлинным центром просвещения. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Хотя будущий святитель и жил при дворе василевса, он любил подолгу беседовать с учеными афонскими монахами, время от времени приезжавшими в столицу. Его учителем богословия был митрополит Феолипт Филадельфийский, который пробудил в душе юноши интерес к исихии. Император хотел, чтобы его воспитанник посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318 г.) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.[1].
Сам Григорий вместе с двумя
своими братьями направился на
Афон - гористый, длинный и узкий
полуостров на севере
Таким
образом, Афон постепенно занял главенствующее
место и стал важным центром монашества
во всем православном мире. Афонское монашество
всегда носило многонациональный характер.
На полуострове были представлены все
православные народы: русский монастырь
св. Пантелеимона, грузинский Иверон, сербский
Хиландарь, болгарский Зографу, румынский
- Иоанна Предтечи. До XIII в. на Афоне был
и латинский монастырь для амальфитян
- его руины сохранились и сегодня.
В XIII в. Афон уже стал широко известным центром православного монашества. Он также был и важнейшим интеллектуальным центром православного мира, что и сегодня видно по богатству монастырских библиотек. Так что св. Григорий получил на Афоне не только духовное воспитание, но и глубокое интеллектуальное образование в патристике и других богословских предметах.
Вступив в братство Великой
Лавры св. Афанасия, где и провел
большую часть двух
После
преставления старца Никодима
инок Григорий проходил 8 лет свой
молитвенный подвиг под
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии (Веррии), удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В это время начинается его литературная деятельность, направленная на разъяснение его аскетического мировоззрения. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни [3].
Афон был также и центром исихазма. Само
название «исихазм» происходит от греческого
слова «исихия», что значит «тишина, молчание,
безмолвие». Православные мистики использовали
это слово для описания состояния сосредоточенности
и внутренней тишины, которая воцарится
в душе у победившего свои страсти человека
и поведет его через творение «умной молитвы»
к познанию Бога. Эта «умная», или «сердечная»,
молитва постепенно стала ассоциироваться
с постоянным повторением Иисусовой молитвы
и с определенными психосоматическими
упражнениями (такими, как принятие определенных
поз, регулировка дыхания и т.д.), помогающими
духовной сосредоточенности. Многие отшельники-исихасты
посвящали «умной молитве» всю свою жизнь.К
XIV в. традиция этой молитвы была знакома
не только отшельникам, но и широко распространена
в общежитийных монастырях и даже среди
мирян. Эта-традиция не являлась новшеством:
она восходила к первым египетским монахам
(конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.),
к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп.
Симеону Новому Богослову (948-1022).В более
поздние времена она связывалась с именем
преп. Никифора Исихаста (XIII в.) - итальянца,
обратившегося в Православие и ставшего
афонским монахом. Св. Никифор писал о
практических указаниях для молитвы. Основным
препятствием для молитвы является рассеяние:
падший человеческий дух привязан к внешним
объектам, не имеющим ничего общего с образом
Божиим в нас, поэтому первая задача молящегося
- «собирание ума», объединение своего
«я» в единое целое. Для достижения этого
можно пользоваться дыханием как постоянным
элементом нашего психосоматического
бытия:
«Ведомо тебе, что дыхание наше... есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться... Подобает же тебе при сем знать, что когда ум твой утвердится в сердце, то ему не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» и никогда не умолкать» (Преп. Никифор Исихаст, «О трезвении и хранении сердца» [5-249].
Очевидно,
что этот метод коренится в
ветхозаветном понимании крови
как обиталища души. Человек рассматривается
как нераздельное психофизическое
существо, в котором любое движение
души неизменно вызывает телесную реакцию.
Имеются и другие варианты этого метода,
но все они основаны на связи между дыханием
и молитвой, на объединении разума и сердца.
Согласованная с ритмом входов и выходов
молитва становится постоянной. Как уже
отмечалось, не следует думать, что метод
дыхания в молитве является нововведением
той эпохи. Он, по всей видимости, восходит
к древности и имеет параллели в различных
религиях. Уже упомянутый нами св. Иоанн
Лествичник учил, что имя Иисуса должно
прилепиться к дыханию говорящего. В XIV
в. исихазм связан с именами преп. Григория
Синайского, около 1330 г. основавшего монастырь
в болгарских горах и собравшего вокруг
себя множество учеников, ну и, конечно,
св. Григория Паламы, давшего исихазму
теоретическое обоснование. В 1335-1336 гг.
он несколько месяцев пробыл игуменом
Эсфигменского монастыря. Однако тамошние
монахи не выдержали его суровой дисциплины
и начали роптать, после чего св. Григорий
с облегчением сложил с себя игуменские
обязанности и вернулся в свой скит св.
Саввы. Вскоре после этого его ученик Акиндин
переслал ему несколько трактатов Варлаама.
С этого и началась история паламитских
споров.
В 1329
г. с юга Италии в Константинополь прибыл
ученый итальянский грек по имени Варлаам
Калабриец. Как говорится в свидетельствах
очевидцев, он прибыл на родину своих предков
«из приверженности истинной вере», и
у нас нет оснований подозревать искренность
его благочестия и стремления вернуться
к православным истокам. Другое дело, что
представления ученого калабрийца о родной
вере могли сильно отличаться от реальной
действительности.
Информация о работе Святитель Григорий Палама и его роль в « исихастских спорах»