Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:51, курсовая работа
Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет прислужником злых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил.
Введение
В
каждой науке есть
За время изучения
шаманизма, представления о
В результате изменения
Целью курсовой работы является углубленное изучение Якутского шаманизма.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.[11]
Глава 1. Общая характеристика шамана
Шаман в основном является защитником от злых сил. Если он станет прислужником злых духов, то его шаманом не назовешь. Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов. Долгое время шаманизм рассматривали очень узко, как религиозное мировоззрение коренных народов Сибири. Шаманизм всегда считался ранней формой религии, которая возникла в период разложения первобытнообщинного строя и впитала в себя более древние формы сознания. Это очень узкое объяснение шаманизма. А в действительности шаманизм является сложным феноменом культуры народов. Сложный комплекс многовековой духовной культуры народов: явления транса, медитации, поэзии, ритуальных обрядов, гипноза, магии, использование силы мысли и слова, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т, д. - образовали прочный фундамент шаманизма.
Личность
шамана оценивалась по-разному.
А камлание
рассматривали как
Кроме того,
вышло очень много газетных
статей, которые в целом искажают
настоящую суть шаманизма.
Согласно религиозному мировоззрению тюркоязычных народов Сибири, вселенная делилась на три мира, населенных людьми, животными, птицами и различными божествами и духами. Посредниками между частью сверхъестественных существ и людьми считались шаманы – люди, обладающие способностью «сноситься с духами и через них лечить больных, предсказывать будущее, помогать в промысле».
В связи с тем что религия сибирских тюрок сочетала в себе культы, возникшие в разное время и сохраняющие в определенной степени самостоятельность, шаманы могли общаться не ко всем божествам и духам. Здесь необходимо подчеркнуть, что к моменту присоединения Сибири к Русскому государству у всех тюрок Сибири шаманы сосредоточивали в своих руках право совершения наиболее значительных обрядов. Фактически шаманизм в период разложения патриархально-родовых отношений перестал в религию классовых обществ изучаемых нами народов.
Духи – покровители отдельных родов и племен отходили на второй план, забывались, уступая свое место новым общеэтническим божествам.
Возможно, шаманизм уже выступал в роли классовой религии в древних сибирских образованиях государственного типа. Но к XVII в. У тюркоязычных народов Сибири процесс превращения родо-племенного шаманизма в классовую религию не был завершен. К тому ж в XVII-XIX вв. под влиянием христианства (якуты, алтайцы, шорсы, хакасы, тофалары) и ломаизма (тувинцы и частично алтайцы(бурханизм)) эволюция шаманизма прекратилось. Свои позиции он сохранял, но претерпел определенные изменения. Так, дошаманские и шаманские воззрения в сознании верующих стали переплетаться с поверьями, относящимися к христианству или ломаизму.
Материалы по мифологию тюркоязычных сибирских народов свидетельствуют, что их шаманы могли выступать в роли посредников лишь с частью божеств-обитателей верхнего, среднего и нижнего миров, в существовании которых они верили. Особое место в их религиозном сознании занимало вера в духов-покровителей и духов-помощников шаманов. В связи с этим рассмотрим последовательно представление о божествах и духах трех миров и отдельно поверья о шаманских духах.
В прошлом якуты верили, что в среднем мире, помимо людей и животных, имелось огромное количество духов-хозяев гор рек, озер и т.п. Кроме них по земле блуждали абаасы, приносящие незначительные болезни.[1,15]
В
конце XVII - начале XVIII в. в европейской
печати впервые появляются
Участник
Северо-Восточной экспедиции
Особенно заметный вклад в изучении якутского шаманства внесли представители политссылки - Н.А.Виташевский, В.Ф.Трощанский, Э.К.Трощанский, Э. К. Пекарский, В.И.Ионов и др. Именно в это время среди ученых утверждается мнение об исцелительных свойствах некоторых шаманских сеансов на больных происходящих на почве гипнотического внушения. В.Л.Приклонский В.Ф.Трощанский, В.Е.Горинович и Н.А.Виташевский оформил тезис о связи шаманского ремесла с нервными болезнями, с двумя формами психической патологии человеческого организма близко соприкасающимися с гипнотическим состоянием субъекта "Шаман подражает или на самом деле впадает в состояние «мэнэрикэ» - таков был вывод Виташевского. Он имел ввиду состояние экстаза, основного составного ядра шаманства, магической техники, его мистики. Именно в конце XIX в. появились такие термины, как телепатия, ясновидение, проскопия, психокинез. Ученые решили, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие и объяснить психические явления, представляющие необыкновенными с научной точки зрения в рамках законов природы.
В начале XX в. выходит в Казани монография В.Ф.Трощанского "Эволюция черной веры (шаманства) у якутов". Автор достиг в исследовании изучаемой проблемы определенных успехов. Его работа становится третьим (после работ Д.Банзарова, В.М.Михайловского) монографическим исследованием в области шаманизма в тогдашней русской этнографической литературе. [4]
2.1.Получение шаманского дара
По мнению исследователей, болезнь будущих шаманов имела много общего с болезнями эмирячение и мэнэрийии – формами северной истерии, распространенными болезнями дореволюционных якутов.
Верующие якуты объясняли болезнь мэнэрийии как результат «вселения» в человека злого духа. По поверьям якутов, «шаманской» болезнью в основном страдали люди, имевшие предков-шаманов. Так, В.Л. Серошевскому сообщили: «В роду, где раз объявился шаман, он уже переводится; его эмэгэт (дух-покровитель) после смерти последнего старается преимущественно поселиться в кого-либо, принадлежащего к ага уса- роду покойника»
Приступы «шаманской» болезни якуты принимали за свидетельство того, что человек «предназначен» духами в шаманы, и излечиться от нее можно только став шаманов. В действительности же якутские шаманы и после прохождения обряда посвящения оставались больными людьми, так как приступы безумия возобновлялись, если они не проводили мистерии. Сеанс камлания приносил им облегчения приносил им облегчение, т.е. он, видимо, представлял собой управляемый истерический припадок. Об этом говорит то, что во время камлания действия шамана отличались от поступков рядового нервнобольного – они были осмысленнее.
Люди верили, что будущий шаман сходил с ума потому, что злые духи одного их трех миров похищали у него кут.
В целом религиозная интерпретация реальной болезни шаманов была весьма сложной. Общим в ней были вера в воспитание кут шамана на священном дереве; обучение ее духами разным способам шаманства; страдания кут во время ее обучения и зависимость «силы» шамана от того, в каком гнезде он был взращен –верхнем или нижнем. Считалось, что в «воспитании» будущего шамана принимали участие различные духи. При этом уже во время «обучения» кут предопределялось назначение шамана – будет ли он шаманом, приносящим людям только пользу, или станет шаманом «едуном», т.е. человеком, способным принести людям и пользу и вред. На добрых и злых шаманов делились и те, кто получал дар шаманства от духов верхнего мира, и те, кто от духов нижнего и среднего миров.[1,45]
2.2. Камлание шамана
Иногда шаман в начале камлания проводил обряд дьалбыйыы. Он водил над больным дьалбыыром -хворостиной, к концу которой были привязаны три, семь или девять пучков конских волос. Три пучка имел право прикреплять слабый шаман, семь- средний, девять- сильный. При размахивании дьалбыром шаманом произносили заклинания. По верованиям якутов, в это время они или узнавали причину болезни, или избавляли больного от преследования мелкого духа, причинившего ее. якутов каждое приглашение шамана обставлялось целым рядом правил и запретов. Так, в случае заболевания кого нибудь из числа членов семьи за ним посылали специального гонца. Шамана встречали как почетного гостя у коновязи, принимали поводья, помогали сойти с коня и т.д. еще до приезда шамана начиналась подготовка к предстоящему камланию. Хозяева приготовляли для угощения духов различные кусочки пищи в зависимости от «прихотей» сверхъестественных помощников данного шамана, о чем предупреждал он сам. Опытный человек тщательно прослушивал бубен. Его обычно называли кутуруксут