Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие и исследование новейших тенденций в развитии регионализации, как составляющий процесс глобализации, изучение геополитической, культурной и экономической регионализации.
Достижение данной цели предопределило решение следующих задач:
• Изучить понятие и сущность регионализации, а так же глобализации;
• Привести характеристику геополитической, культурной и экономической регионализации;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы понятия регионализации………………….5
1.1.Понятие и сущность регионализации…………………………………….5
1.2.Характеристика геополитической, культурной и экономической регионализации……………………………………………………………………9
Глава2.Регионализация как составляющий процесс глобализации………15
2.1.Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей…………………………………………………15
2.2.Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений……………………………………………………………………...27
2.3.Участие России в геополитической, культурной и экономической регионализации…………………………………………………………………..28
Глава 3. Проблемы регионализации и пути их решения……………………...38
3.1. Проблемы регионализации в мире и пути их решения…………………..38
3.2. Проблемы регионализации России и пути их решения…………………..42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...50
Региональные группировки существуют в Африке, однако их роль в международной политике и международном разделении труда незначительна.
2.2. Понятие международной
экономической интеграции и интеграционных
объединений
Регионализация является
базой для международной
Интеграционным объединением на
Из понятий международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили либо к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке), либо к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), либо вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего по политическим мотивам и развалившийся сразу же после распада СССР).
Процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.
В интеграционных объединениях
активно могут участвовать
2.3. Участие России в геополитической, культурной и экономической регионализации
Усиливается поляризация мирового экономического пространства. Кроме мировых экономических сверхдержав (США и Японии), выделяются «Большая семерка Севера» (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия и Канада) и «Большая семерка Юга» (Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика, Южная Корея, Таиланд). Это деление исключительно условно. Так, например, Китай может с полным правом претендовать на присоединение к «семерке Севера», тогда как Россия номинально участвует в этом политическом институте, именуемой иногда «восьмеркой». По основным макроэкономическим показателям Россия уступает даже «семерке Юга».
Как результат глобализации и регионализации современного мира формируются интерполисы рубежной коммуникативности или мировые города. Это международные центры-метрополии с реальным преференциальным режимом по аналогии с древнегреческими полисами или средневековыми вольными городами являются носителями ускоренной оборачиваемости финансового, промышленного и торгового капитала (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и другие). На основе использования самых современных информационных и коммуникационных технологий интерполисы сконцентрировали огромные капиталы и ноу-хау, здесь принимаются важнейшие экономические решения. В ХХ1 веке интерполисы по аналогии со средневековыми вольными городами, возможно, будут управлять миром.
В биполярном мире экономические
связи между капиталистическими и социалистическими
странами были ограничены. В значительной степени из-за
замкнутой социалистической экономики
не получили развития трасконтинентальные
торговые связи между Западом и Востоком.
Образцом закрытого регионализма стал
ушедший в историю Совет экономической
взаимопомощи социалистических стран
с «опорой на собственные силы».
После распада советского геополитического
пространства проявились тенденции к
созданию новых межгосударственных образований.
Получило развитие субрегиональное сотрудничество
между государствами, принадлежавшим
к разным экономическим системам (Совет
государств Балтийского моря, Черноморское
экономическое сотрудничество и др.).
Содружество независимых государств (СНГ) занимает исключительно скромное место в глобальной экономике, на его долю приходится всего лишь 2 % мирового экспорта. Относительная живучесть СНГ в 90-е годы была вызвана не только стремлением к интеграции, но и возможностями потреблять российские энергетические и другие ресурсы по ценам ниже мировых или в долг, а расплачиваться бартером продуктами питания (хлебом, сахаром, маслом) по ценам выше мировых. В Содружестве широкое распространение получило подворовывание российских энергетических ресурсов одностороннее, обоюдовыгодное, или в обмен на политическую лояльность.
В марте 1992 года в Копенгагене на Конференции министров иностранных дел был учрежден Совет государств Балтийского моря (СГБМ),объединивший приморские страны региона. Основная задача Совета заключается в координации и содействии развития международного сотрудничества по укреплению демократических институтов; в области экономики, науки и техники, энергетики, транспорта и телекоммуникаций; в гуманитарных вопросах; охране окружающей среды; в области культуры, образования, информации и туризма. В1998 году был основан еврорегион «Балтия», объединивший приморские административные единицы Польши, Литвы, Латвии, России, Дании и Швеции. Основные усилия еврорегиона направлены на развитие совместных проектов в области морского транспорта и развития небольших портов, немоторизованного туризма, национальных парков, реконструкции территорий бывших военных баз.
Особые перспективы мирохозяйственной
интеграции связывались с формированием Черноморского района экономического
сотрудничества. Идея эта не нова, еще в начале 80-х годов
нами была теоретически обоснована новая
форма субрегионального сотрудничества
– международный морской экономический
(эколого-экономический) район. При его
выделении доминировала экологическая
целостность, требующая совместных, в
том числе экономических, усилий по сохранению
природной среды. Черноморье расположено
в геополитическом центре Евразии на пересечении
коммуникаций «из варяг в греки» и запад
- восток, включая Дунайско-Черноморский
путь. Крупнейшая концентрация торговых
портов в Восточной Европе, относительно
развитая инфраструктура, близость европейского
и ближневосточного рынков создавали
предпосылки для мирохозяйственной интеграции.
После распада советского геополитического
пространства Турция выступила с политической
инициативой создания Черноморского района
экономического сотрудничества. Это было
обусловлено стремлением стать региональной
державой и возрастающей деловой активностью.
В борьбе за черноморскую торговлю стал
лидировать Стамбул, к которому перешли
посреднические функции Бейрута — бывшего
торгового и финансового центра Ближнего
Востока. Турция могла претендовать на
роль коммуникационного моста между Европой
и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
На международной встрече на высшем уровне в 1992 году были обсуждены пути субрегиональной интеграции и подписана Декларация о Черноморском экономическом сотрудничестве. В 90-е годы создаются Ассамблея черноморских государств, Черноморский банк торговли и развития (Салоники), международные центры по энергетике (Варна) и поддержки предпринимательства (Бухарест), другие организации субрегионального сотрудничества. Были достигнуты договоренности об упрощении визового режима, унификации таможенных и налоговых правил, о сотрудничестве в области торговли и промышленности, транспорта и связи, науки и техники, туризма и экологии, сельского хозяйства и других сферах. Среды крупномасштабных совместных проектов выделены: создание транспортного коридора вокруг Черного моря и его интеграция с трансевропейскими коммуникациями, формирование объединенной энергетической системы, модернизация портов и создание телекоммуникаций.
Однако субрегиональная
интеграция стран, длительное время находившихся
в разных геоэкономических пространствах, начала испытывать серьезные трудности.
Между странами-участниками ЧЭС не сложились
предпосылки для формирования регионального
рынка на основе разделения труда. Геополитическая
обстановка в Черноморье, финансово-экономические
кризисы, особенно в России и Турции, сдерживают
международное сотрудничество по реализации
совместных проектов. Товарооборот между
черноморскими странами незначителен,
за исключением России с Украиной и Молдовой,
испытывающих энергетическую зависимость.
Украина объявила стратегическими партнерами
все причерноморские страны, в которых
таковой не воспринимается. Основной и
незначительный внешнеторговый оборот
с этими странами приходится на товары
ширпотреба.
Большинство стран-участниц ЧЭС декларируют
намерения о вступлении в Страны-участницы
ЧЭС приняли решение о создании зоны свободной
торговли, которая рассматривается Евросоюзом
как основа для генеральной репетиции
перед вступлением в ЕС. Очевидно, что
в ближайшем будущем эти интеграционные
тенденции не получат должного развития.
Особый интерес представляют
процессы регионализации в условиях самого
протяженного государства мира. Открытие
российской экономики обнажило многие
слабые стороны её мирохозяйственной
интеграции. Экономика страны оказалась
неконкурентоспособной в изменившихся условиях.
Сравнительные экономические преимущества,
унаследованные от Советского Союза, в
значительной степени утрачены. Для улучшения
финансового положения страны и наращивания
конкурентоспособности необходимы крупные
иностранные инвестиции и меры по сокращению
оттока за рубеж отечественного капитала.
Академик Дмитрий Львов отмечает роль России как геотранспортного
коридора между Европой и Азией, обеспечивающего
самую короткую и эффективную транспортную,
инфраструктурную и информационную связь
между главными экономическими и политическими
центрами мира. Россия лидирует в мире
по природно-ресурсному потенциалу, а
ежегодный поток доходов от его использования
превышает 60 – 80 миллиардов долларов.
Однако геоэкономические преимущества
России не удается эффективно реализовать.
В условиях либерализации особенно противоречиво влияние внешних факторов на региональное развитие. Леонид Вардомский, внесший значительный вклад в развитие геоэкономики, обосновал концепцию «энергетики» регионализма. В отличие от глобализма, в основном опирающегося на технологическую и культурную унификацию, регионализм реализуется через историческую и географическую близость и стремление соседних стран сохранить свою культурную идентичность. Так, например, приграничный регионализм смягчает неравномерность хозяйственного развития в условиях глобализации. Приграничное сотрудничество, наряду с региональным и субрегиональным, играет исключительно важное значение для трансграничного движения людей, товаров и информации. От того, как материальные и трудовые ресурсы и условия страны и регионов дополняются трансграничными потоками капитала, товаров, технологий и информации, зависит энергетика регионального развития.
Региональное развитие Вардомский определят применительно к России как изменение территориальной структуры хозяйства в соответствии с научно-техническим прогрессом, возрастающей мобильностью факторов производства и конкуренцией, растущими социальными и экологическими требованиями. Неравномерность регионального развития проявляется в факторах территориального разделения труда, социально-экономической пространственной дифференциации, территориальной структуре хозяйства и конкурентоспособности региональных условий хозяйствования. В результате пространственной дифференциации условий хозяйствования выделяются лидирующие и отстающие, богатые и бедные районы. Лидирующие и богатые районы часто выступают в качестве генераторов экономического и культурного развития.
Внешнеэкономическая либерализация в России имела «шоковый» характер и осуществлялась по схемам международных финансовых институтов, отработанных на многих развивающихся странах. Отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, сопровождаемая не всегда продуманными решениями, привела к значительным потерям для государственного бюджета. Либерализация сопровождалась отсутствие государственного валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Новые границы России, не имеющие таможенного прикрытия, способствовали развитию контрабанды. Большая разница между внутренними и мировыми ценами потребовала введение экспортных пошлин.
В отношении иностранных инвестиций возобладал унифицированный подход к экономическим агентам, действующим на территории России. В результате были отменены многие налоговые и таможенные льготы, предусмотренные союзным законодательством и компенсирующие высокие риски предпринимательской деятельности. Отмена льгот вызвала ориентацию зарубежных инвесторов преимущественно на высокодоходные и некапиталоемкие проекты. Одновременно иностранные инвесторы получили оперативный простор для деятельности на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг. Этому способствовали денежный дефицит и слабость российских банков, введение режима конвертируемости рубля по текущим валютным операциям и другие причины.
Информация о работе Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона