Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:11, лекция
Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. Однако, до начала 90-х годов само по себе наличие объективных предпосылок для активного включения региона в международное разделение труда не являлось достаточным условием, способным дать толчок динамичному развитию его внешней торговли, вследствие существующей в этот период жесткой системы централизованного планирования, в том числе в области внешнеэкономических связей, а также проводимой Центром политики по отношению к региону.
В дальнейшем, начиная с 1995г, наступил переломный момент в формировании внешнеторгового режима в стране, направленный, с одной стороны, на ликвидацию существующей ранее непоследовательной и недостаточно эффективной системы административного регулирования внешнеэкономической деятельностью, с другой -необходимостью выполнения требований международных финансовых организаций по либерализации этой системы с целью получения западных кредитов В результате было сведено до минимума количество инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, что в конечном счете направлено на приближение отечественного и внешнеторгового законодательства к нормам и правилам, установленным ГАПЛВТО.
Определенные
изменения произошли и в
Увеличение объемов внешней торговли происходило на фоне диверсификации ее географической структуры, прежде всего за счет активизации торговли с такими странами, как США, Вьетнам, Германия, бывшие советские республики .
Региональная структура экспорта в этот период характеризовалась ярко выраженной сырьевой направленностью. Несмотря на то, что номенклатура экспорта региона включает более 100 товарных позиций, около 80% объема экспортных поставок приходилось лишь на 3 из них.
Таким образом, за годы реформы в товарной структуре экспорта, при сохранении и даже некотором усилении его сырьевой направленности, в поставках на внешние рынки отдельных товарных групп наблюдались различные тенденции - от сокращения экспорта до его роста и наоборот (табл 2)
Таблица 2 Товарная структура экспорта Дальнего Востока, в [2]
1991г |
1992г |
1993г |
1994г |
1995г | |
Экспорт, всего, в т ч |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Машины, оборудование, транспортные средства |
1,9 |
13,2 |
10,4 |
2,0 |
7,7 |
Топливо, минеральное сырье, металлы, втч |
21,8 |
20,4 |
27,3 |
28,8 |
22,6 |
уголь |
13,0 |
9,2 |
7,0 |
9,4 |
8,9 |
нефть и нефтепродукты |
3,8 |
4,1 |
6,1 |
6,0 |
5,5 |
черные металлы |
1,5 |
3,5 |
12,8 |
7,4 |
2,4 |
цветные металлы |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
3,8 |
4,8 |
Химические товары, втч |
6,9 |
7,3 |
2,5 |
U |
1,5 |
удобрения |
5,1 |
4,9 |
0,5 |
0,1 |
. |
Строительные материалы |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
03 |
0,1 |
Сырье и продукты его переработки, втч |
21,7 |
12,4 |
21,0 |
19,7 |
17,2 |
лесотовары |
13,3 |
11,0 |
20,6 |
19,2 |
16,6 |
целлюлоза |
0,6 |
1,1 |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
Пищевкусовые товары, втч |
46,2 |
40,8 |
33,6 |
43,7 |
46,6 |
рыбо продукция |
45,2 |
30,9 |
33,4 |
40А |
46,3 |
Промышленные товары народного потребления |
0,6 |
0,5 |
3,4 |
0,2 |
0,1 |
Прочие, включая услуги материального характера |
0,8 |
3,5 |
1,5 |
4,1 |
4,2 |
В отличие от структуры экспорта, структура импорта в пореформенный период отличалась наибольшей стабильностью Основу импорта региона традиционно составляют товары потребительского спроса (главным образом продукты питания) Проводимые государством по отношению к импорту товаров потребительского спроса жесткие меры, направленные на защиту отечественных производителей не оказали сдерживающего воздействия на рост их закупок в регионе. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, продолжающийся спад производства в отраслях, производящих данные виды продукции. Только за период 1994-1995гг падение производства в этих отраслях на Дальнем Востоке составило 15%. По отдельным территориям региона этот показатель варьируется между 35 и 5%. Наряду с этим, доля импорта товаров потребительского спроса в розничном товарообороте региона стала возрастать и достигла в 1995г 35%. По отдельным территориям Дальнего Востока она колеблется от 14 до 60%. Во-вторых, высокие транспортные тарифы, низкая конкурентоспособность отечественной продукции поддерживают высокий спрос на импортные товары. В-третьих, стабильный спрос на импортные товары потребительского спроса, главным образом продукты питания, обеспечивают высокую рентабельность внешнеторговых операций, несмотря на высокий уровень таможенных платежей.
В целом современная структура
импорта Дальнего Востока, формирование
которой проходило в условиях
резкого падения объемов
Таким образом, анализ развития внешней торговли Дальнего Востока в период реформы позволяет сделать вывод, что несмотря на резкие изменения, происходившие под воздействием различных факторов в ее динамике, отраслевой и географической структуре, в отличие от других секторов экономики региона, она была в наименьшей степени затронута общим кризисом Более того, в современных условиях ее роль в экономике Дальнего Востока стала заметно возрастать, подтверждением чего является устойчивый рост показателей, характеризующих значение внешней торговли для экономики региона В частности - доли экспорта в промышленном производстве региона, внешнеторгового сальдо, выручки от экспорта на душу населения (табл 3)
[3]Таблица 3
Динамика показателей, характеризующих значение внешней торговли в экономике региона:
1992г |
1993г |
1994г |
1995г | |
Доля экспорта в промышленном производстве, % |
9,5 | |
12,8 |
14,7 |
L 23,5 |
Внешнеторговое сальдо, млн долл |
+349,5 |
+857,3 |
+960,7 |
+673,4 |
Валютные поступления от экспорта на душу населения, млн долл |
191,6 |
259,3 |
206,8 |
319,3 |
Для оценки влияния
внешней торговли на объемы промышленного
производства Дальнего Востока был
использован метод сопоставлени
Результаты проведенных расчетов подтверждают, как и ожидалось, высокую степень зависимости объемов производства промышленной продукции от экспорта.
Так, если индекс реального физического объема промышленного производства Дальнего Востока в 1995г по сравнению с 1991г. составил 47%, то аналогичный показатель, рассчитанный по фиксированной экспортной квоте, составил 39%. Сравнение данных показателей представляет возможность сделать вывод, что, в случае замораживания экспорта в период реформы на уровне 1991 г, объем производства промышленной продукции Дальнего Востока сократился бы по сравнению с реальным на 8 процентных пункта
Результаты аналогичных
расчетов, проведенных в разрезе административно-
[4]
Таблица 4
Соотношение индексов
физического объема промышленного
производства административно-
Индекс реального объема промышленного производства |
Индекс объема промышленного производства, рассчитанного по фиксированной экспортной квоте |
Сальдо | |
Приморский край |
58 |
45 |
13 |
Хабаровский край |
34 |
28 |
6 |
Амурская область |
49 |
49 |
- |
Сахалинская область |
55 |
42 |
13 |
Камчатская область |
52 |
40 |
12 |
Магаданская область |
63 |
61 |
2 |
Республика Саха |
77 |
57 |
20 |
Сравнение объемов производства по отдельным видам продукции, составляющих основу экспорта Дальнего Востока в 1991 и 1995гг с аналогичными показателями, рассчитанными при условии, если бы регион не осуществлял внешнюю торговлю (такое допущение, конечно, не реально, но вполне теоретически оправдано), представило возможность судить, насколько значительна роль экспорта в их производстве. В частности, при условии отсутствия экспорта, и прежде всего для такой продукции, как нефть, деловая древесина, рыба и морепродукты, индексы падения их производства могли бы составить гораздо большую величину, по нефти падение производства могло бы увеличиться на 9 пунктов, по лесу, рыбопродукции и углю соответственно на 13, 10 и 5 пункта. В данном случае экспорт сыграл роль своеобразного компенсатора кризисных явлений, сложившихся в соответствующих отраслях промышленности, как впрочем и экономики региона в целом.
Если позитивное влияние внешней торговли в процессе реформы на такие макроэкономические показатели, как объемы промышленного производства региона является очевидным, то на уровне отдельных предприятий участие их во внешней торговле в настоящее время не выглядит бесспорно выигрышным. Авалю прибыли и рентабельности производства экспортной продукции- угля, круглого леса, пиломатериалов и нефти - показал, что на начальном этапе реформы экспорт указанных видов продукции, несмотря на наличие довольно высоких экспортных пошлин, приносил предприятиям довольно высокую прибыль, так как существовавшая в этот период значительная разница между мировыми и внутренними ценами делала экспорт наиболее предпочтительным по сравнению с реализацией на внутреннем рынке (так, рентабельность производства угля, поставляемого на экспорт, превышало данный показатель при реализации указанной продукции на внутренний рынок почти в 5 раз) Однако в дальнейшем, по мере увеличения затрат на производство продукции и роста транспортных тарифов, рентабельность экспорта стала резко падать В частности, уровень рентабельности производства для предприятий-экспортеров угля сократился в 1995г по сравнению с предыдущим с 50 до 7,6%, круглого леса - с 56,5 до 36,8%, пиломатериалов - с 22,7 до 8,8%. В дальнейшем, в 1996г., несмотря на отмену экспортных пошлин, данная тенденция стала приобретать устойчивый характер. Тем не менее снижение эффективности экспорта не вызвало сокращение физического его объема, более того, в 1995-1996гг наблюдался заметный рост экспорта практически по всем основным видам традиционно поставляемой на внешний рынок предприятиями региона продукции.
Кажущаяся на первый взгляд абсурдная ситуация объясняется лишь одним - вынужденным характером экспорта. В условиях сокращения внутреннего спроса, взаимных неплатежей экспорт для многих предприятий стал практически единственным фактором, обеспечивающим стабильность их деятельности. Поэтому даже при снижении эффективности производства экспортируемой продукции предприятия стремились любым способом сохранить, а при возможности и увеличить объемы экспорта. Так вследствие более низких затрат на производство некоторых видов продукции, составляющих основу экспорта Дальнего Востока, сложившихся в других регионах страны, дальневосточные предприятия стали активно осуществлять их реэкспорт, что говорит об усилении зависимости экономики предприятий от масштабов их внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, анализ основных показателей, определяющих значение внешней торговли для экономики Дальнего Востока, а также качественных и полученных в результате расчетов количественных оценок, свидетельствующих о влиянии внешней торговли как на экономику региона в целом, так и его отдельных предприятий, позволяет сделать вывод не только о все возрастающей роли внешней торговли, которую она стала играть в период экономической реформы, но и о значительных ее потенциальных возможностях.
Третья глава посвящена
обоснованию перспективных
В современных условиях, когда регион в силу объективных причин вынужден ставить и решать задачу перехода к режиму функционирования, основанному на саморазвитии, основной целью перспективного развития внешней торговли Дальнего Востока является, по: мнению автора, содействие оздоровлению и развитию региональной экономики, превращение ее в важнейший фактор экономического роста региона. Исходным пунктом при разработке основных направлений развития внешней торговли явилось положение о том, что политика в области внешней торговли должна быть тесно увязана с задачами экономического развития региона. Очевидно, что для Дальнего Востока наиболее приемлемой могла бы стать модель развития региональной экономики с преимущественной ориентацией на экспорт.
В этой связи основным принципом экспортной политики Дальнего Востока является всемерное содействие экспорту с целью форсированного его наращивания, что может создать в перспективе мощный источник финансирования развития региона. При этом экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей внешних рынков.
Ориентация первоначально на формирование сырьевой структуры экспорта Дальнего Востока является вполне оправданной, поскольку наращивание экспорта сырьевых ресурсов в обозримой перспективе фактически является единственной возможностью для получения необходимых финансовых ресурсов не только для решения задач структурной модернизации региональной экономики, но и для выживания самого региона. Поэтому содействие наращиванию экспортного потенциала в экспортоориентированных отраслях (рыбной, лесной, топливной) должно быть возведено в ранг приоритетных направлений региональной политики.