Экономика Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:11, лекция

Описание

Дальний Восток является одним из немногих регионов России, который в силу ряда объективных причин как географического, так и экономического порядка имеет большие возможности для осуществления и расширения внешнеторгового сотрудничества. Однако, до начала 90-х годов само по себе наличие объективных предпосылок для активного включения региона в международное разделение труда не являлось достаточным условием, способным дать толчок динамичному развитию его внешней торговли, вследствие существующей в этот период жесткой системы централизованного планирования, в том числе в области внешнеэкономических связей, а также проводимой Центром политики по отношению к региону.

Работа состоит из  1 файл

ДВ.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района.

На них строятся малые  и средние рыболовные суда и ремонтируются  крупные. Развиваются отрасли машиностроения по производству и ремонту техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия этого профиля имеются во Владивостоке, Хабаровске и некоторых других городах.

Промышленность строительного  комплекса представлена цементными заводами в Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской области, заводами железобетонных конструкций и строительных деталей главным образом в крупных городах, предприятиями по производству стройматериалов.

Однако масштабы развития отрасли пока недостаточны. Особенно большое значение здесь приобретает создание крупных баз промышленности строительных материалов в связи с опережающими темпами программы жилищно-бытового строительства в целях значительного улучшения жизни населения района и закрепления притока новых переселенцев.

На северо-востоке Сахалина – от Охи до Катангли – добывается нефть.

Отсюда по двум нефтепроводам  она поступает на нефтеперерабатывающие  заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове  невелики и далеко не удовлетворяют  потребности района.

Поэтому много нефти  и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири. Успешно  решаются проблемы добычи нефти и  газа на шельфе острова Сахалин.

В перспективе на Дальнем Востоке  предстоит осваивать не только шельф  Сахалина, но и другие участки Охотского моря, в частности шельф Магаданского побережья и западного побережья Камчатки. Нефтеносные структуры обнаружены в Беринговом море. Высокую прогнозную оценку запасов углеводородного сырья имеет шельф арктических морей.

Для перспективного развития топливно-энергетического хозяйства района большое значение приобретает освоение Лено-Вилюйской газоносной провинции, природный газ которой уже поступает в Якутск. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком (в дополнение к действующему нефтепроводу) еще и газопроводом Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Основные электроэнергетические  мощности Дальнего Востока сосредоточены  в южной части района, где они  соединены в общую энергосистему. Энергоузлы северных территорий работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальных потребителей. Среди действующих электростанций преобладают ГЭС и ТЭЦ в южной части района.

Наиболее крупная ГЭС – Зейская (1,3 млн кВт). Осуществляется строительство самой крупной ГЭС в районе – Бурейской (2 млн кВт). Продолжается создание каскадов ГЭС на Вилюе и Колыме. На севере работает первая у нас АТЭЦ – Билибинская, а также Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке.

Перед народным хозяйством Дальнего Востока поставлена задача полностью  удовлетворять свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

5. Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит  сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем  Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района.

Вся посевная площадь Дальнего Востока  составляет почти 3 млн га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей – 35 %, под картофелем и овощами – 6 %-7%, под кормовыми – 15–20 %.

Дальний Восток – основной район  производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет местного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Дальневосточная тайга, главным образом горные районы, богата пушным и другим промысловым зверем.

Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине.

Организованы звероводческие фермы  по разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Транспорт и  экономические связи

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит  от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует  активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта. В  Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный.

На его долю приходится до 80 % перевозимых грузов.

В значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.

Плавание в суровых арктических  морях обеспечивается с помощью  ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной  магистралью и морским путем  вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически  круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям.

Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.

Крупнейшие порты этих морей  Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район  обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.

Для дальних перевозок есть несколько  крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет  дорога Невер – Алдан – Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт.

Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более  развита сеть автомобильных дорог  в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так  и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок).

Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.


Информация о работе Экономика Дальнего Востока