Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:48, автореферат
Целью данной работы является:
анализ основных тенденций глобализации, которые воздействуют на формирование региональных процессов и трансформацию региональной структуры мировой системы международных отношений;
анализ процесса регионализации в Южной Америке в соотношении с мировыми интеграционными процессами;
выявление целей сотрудничества стран МЕРКОСУР с соседними государствами и регионами, а также России;
определение места Аргентины в региональных интеграционных процессах и внешнеполитическая стратегия этой страны и России;
исследование принципов и основных направлений стратегии России в контексте трансформации мировой системы международных отношений после окончания холодной войны;
определение места и роли России в международных отношениях и интеграционных процессах;
определение перспективных направлений развития аргентино-российских связей.
Предпосылками для развития аргентино-российского сотрудничества можно рассматривать те множественные параллели в недавней истории Аргентины и России, которые имели в последнем десятилетии ХХ столетия. Это проблемы системного кризиса, смена режима и форм политической организации, открытия стран навстречу международному сообществу и поиск путей успешного вхождения в это сообщество в целях укрепления внутренних факторов власти, обеспечивая себе одновременно сильную переговорную позицию на региональном и субрегиональном уровнях для Аргентины и на мировом уровне для России.
В конце 90-х годов обе страны, помимо уже свершившихся изменений, столкнулись со сходными экономическими кризисами, вступившими в противоречие с некоторыми из недавних реформ. Само по себе это было продолжением все того же кризиса, вызванного изменением парадигм, наблюдавшимся в начале упомянутых процессов, которым следовало должным образом противостоять в контексте системных преобразований16.
Безусловно, что масштаб событий, произошедших в каждой из этих стран, не одинаков. Потрясения, означавшие конец СССР – уникальные по своему значению во второй половине ХХ века, мало что может сравниться по размаху с этим событием. С другой стороны, идеологические изменения, свершившиеся в России, также следует рассматривать как уникальный феномен, означающий для всего мира крушение одной эпохи и начало другой17.
Таким образом, можно констатировать, что упомянутые параллели развития сходятся в одной точке. Если эта точка будет достигнута, обе страны смогут выполнить задачи, которые, собственно, и подтолкнули их к реформам 90-х. Это значит, что Россия и Аргентина сумеют защитить свою национальную идентичность, обогатить свои производственные и социальные структуры и создать стратегическую ось, которая станет ключевой для достижения глобального благосостояния.
Первые доводы в пользу отмеченного выше можно представить таким образом. Во-первых, сценарий сотрудничества между обеими странами носит позитивный характер и не содержит ни одного конфликтного момента. Двусторонние отношения между странами на высшем уровне оценивались как важные и приоритетные18. Результаты состоявшихся переговоров свидетельствуют о том, что Россия расценивает Аргентину как одну из ведущих стран региона и как «дверь», обеспечивающую доступ в Меркосур. В то же время ценность же России для аргентинской стороны определяется дополняемостью ее экономики по отношению к Аргентине, а также важной ролью, которую Россия может играть в Большой Восьмерке и среди развитых государств в связи с ее особым положением страны с восходящей экономикой, но со значительным политическим весом, дающим о себе знать на международной арене и на различных многосторонних форумах.
Общий контекст развития отношений между Меркосур и Россией обнадеживает, если только он будет выстраиваться в соответствии с теми декларациями обеих сторон, которые были сделаны в 2005 году в Москве в ходе встреч на высшем уровне во время визита Президента Комиссии Постоянных Представителей Меркосур (CRPM).
В третьей главе исследования отмечаются ключевые моменты отношений Аргентины и России в контексте формата «Россия – МЕРКОСУР». Подчеркивается, что в современных обстоятельствах Аргентина сохранит про-Меркосуровскую позицию, способствующую защите ее пока еще сохранившихся природных и людских ресурсов и собственной промышленности. Слабые стороны субрегиональных альянсов, обнажившиеся после Встречи на высшем уровне в Мар-дель-Плата, позволяют Аргентине по-прежнему проводить политику дружбы и сотрудничества со странами субрегиона, с партнерами по МЕРКОСУР и с США, одновременно поддерживая прагматичные отношения с Венесуэлой. Последнее делается во имя развития выгодной торговли и инвестиций и получения доходов от развития сотрудничества с этой страной в области энергетики. Но поскольку исторически Аргентина поддерживала отношения со странами вне региона, прежде всего с Европой и, в меньшей степени, с Россией и другими странами СНГ, в теперешних условиях ей придется усиливать именно эту тенденцию, если только она хочет уравновесить имеющиеся минусы. Недовольство, возникшее в отношениях с некоторыми европейскими странами из-за действий обеих сторон во время приватизации государственных предприятий в 90-х годах, а также последующий кризис 2002 года, заставляют Аргентину расширять международные связи. Таким образом, как по причинам историческим, геополитическим и коммерческим, так и в силу традиционно хороших взаимоотношений Россия выступает как партнер, который может вновь сыграть важную роль в истории Аргентины. Россия, в свою очередь, может надеяться на то, что Аргентина послужит ей инструментом укрепления отношений со странами Южного Конуса.
В то же время необходимо отметить и те факторы, которые не способствуют развитию отношений сторон. Ни Аргентина, ни Россия не являются пока друг для друга приоритетными внешнеэкономическими партнерами. Более того, развитие отношений между МЕРКОСУР и Россией хотя и характеризующееся значительным ростом внешнеторговых потоков, претерпело отклонение в сторону интенсификации и увеличения потока отношений между Россией и Бразилией, вылившегося в создание так называемого «стратегического союза». Синхронно с этим происходит ослабление МЕРКОСУР и в этой связи ослабевает потенциал развития отношений этого блока и России.
Несмотря на то, что отношения между Меркосур и Россией характеризуются высокой взаимодополняемостью, очевидно, что стороны недостаточно знают друг друга и испытывают дефицит информации, что мешает повысить эффективность указанной взаимодополняемости19. Но при этом сценарий сотрудничества между обеими странами в целом носит позитивный характер.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются ряд рекомендаций. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Формирование интеграционных группировок в Латинской Америке было вызвано, как региональными политическими причинами, так и процессами глобализации. После окончания холодной войны практически все латиноамериканские страны начали искать пути, которые позволили бы им активизировать кооперацию с соседними государствами и расширить внерегиональные связи.
Новые позитивные тенденции проявились и в области укрепления международной безопасности. Формируется принципиально новый тип латиноамериканской безопасности, основанный — в отличие от классического военно-политического типа — на взаимной экономической заинтересованности, гибкой дипломатии и разнообразных механизмах достижения сотрудничества и согласия. В настоящее время процессы глобализации опережают развитие региональной интеграции, но и, тем самым, стимулируют его. Практически все континентальные эпицентры развития имеют тенденцию к превращению в интеграционные блоки. Причем в Латинской Америке утверждается горизонтальная модель интеграции, а не иерархическая, ориентированная на определенный центр силы. На этой основе была создана такая субрегиональная группировка, как МЕРКОСУР.
В
обозримой перспективе
Для стран МЕРКОСУР, и прежде всего для Аргентины, именно Россия могла бы быть примером, как государство, которое стремится максимально сохранить самостоятельность в проведении внешней политики, характеризующейся, прежде всего, прагматизмом при соблюдении национальных интересов, международным сотрудничеством в борьбе с межнациональной преступностью, стремлением к мировому многополярному равновесию и ростом уважения к соблюдению норм международного права, как способу обеспечить мирную сбалансированность интересов блоков и стран.
В таком контексте видно, как Россия пытается создавать и защищать сферы влияния после потерь, понесенных в результате развала СССР. Эта задача является тем более срочной, принимая во внимание последующее наступление Запада и установление его военного присутствия на Кавказе и в Средней Азии. Кроме того, нельзя забывать о вхождении стран Балтии в ЕС и НАТО, возможное вступление в НАТО Грузии и Украины, а также об интересах Евросоюза в Молдавии. В этих обстоятельствах утрата Россией влияния на ближайшее окружение должна была бы быть отчасти компенсирована благодаря разработке новых интеграционных проектов и направлений технического, торгового и политического сотрудничества.
Все предпринимаемые Россией шаги, направленные на защиту пространства, входящего в сферу ее национальных интересов, вполне совместимы с политикой сближения со странами Латинской Америки, в том числе с Бразилией, Венесуэлой и Аргентиной21. Торгово-экономические интересы и потребности требуют и дальше следовать той же логике, а, следовательно, политика будет развиваться в том же направлении, а Россия постарается направить свои действии на поиски достижения равенства, по пути уважения следующей триады, продиктованной необходимостью интеграции или исключения из международного сообщества в условиях после завершения холодной войны: уважение прав человека, вхождение в зоны свободной торговли и установление демократии как формы правления.
Ожидается, что в таком контексте Россия будет продолжать развивать прагматичную дипломатию, одновременно укрепляя внутренний фундамент своего национального влияния и силы. Делать это необходимо, если Россия хочет иметь более прочную системную поддержку для развития внешней политики, направленной на развитие сбалансированного по интересам мультиполярного мира.
Успехи России в преодолении негативных последствий внутреннего кризиса и положительная внешняя политика привлекает внимание целого ряда латиноамериканских стран, и они готовы развивать сотрудничество с Россией.
Перспективы, открываемые как перед Россией, так и перед МЕРКОСУР вполне возможно осуществить при посредничестве Аргентины22. Во-первых, этому способствует позиция, занимаемая страной в южном блоке. То есть, исторически сложилось, что «про-Меркосуровская» политика этой страны является большим преимуществом, от которого, как было сказано в первой главе этой работы, зависит ее устойчивое развитие. В то же время добиться этого можно в случае вхождения в блок актора, обладающего значительным весом, который, будучи членом МЕРОКОСУР, позволит ему развиваться как блоку. Во-вторых, очевидна целесообразность для России союза с самим МЕРКОСУР как значимого международного и регионального актор, обладающего собственным весом и выступающим вместе с Россией за многополярный миропорядок.
Взаимодополняемость аргентинской и российской экономики может позволить не только укрепить Меркосур, но и, что особенно важно, создать геоэкономическую и геополитическую ось, через которую с севера на юг и с юга на север пройдет воображаемая диагональ. Эта диагональ позволит осуществлять контроль критических мировых ресурсов, т.е. природных ресурсов, обладающих большей или меньшей добавленной стоимостью, т.е. продовольственных и энергозапасов. Такая ось возможна только на основе сотрудничества или ассоциации, подразумевающей некие программные действия на самых разных фронтах, среди которых особенно важна реформа многосторонних финансовых учреждений и, главное, пересмотр правил игры в области внешней торговли. Без решительных совместных действий на обоих фронтах, стратегический союз обречен приносить лишь немногочисленные, быстро портящиеся плоды.
Торговые отношения с самыми традиционными партнерами Аргентины имеют весьма ограниченные возможности развития в сравнении с не задействованными перспективами сотрудничества с Россией. Общие парадигмы развития России и Аргентины создают поле для партнерства.
Это особенно справедливо для сотрудничества в энергетическом секторе23. При этом не принимается во внимание возможность сотрудничества двух стран в обрабатывающей промышленности, если только направить туда ресурсы и создать некий узел, который позволит обеим странам обогатить свою производственную структуру и сделать решительный скачок в направлении более комплексного и сбалансированного развития их экономик. Масштабное использование экономики на основе более тесной ассоциации между МЕРОКОСУР и Россией вкупе с собственными производственными возможностями обеих стран и взаимодополняемостью их производственных систем, помноженные на целевую поддержку со стороны государства, позволят развивать новые производственные и экспортные возможности. В заключении рассматриваются и другие возможные направления аргентино-российского сотрудничества. Однако, все позитивные перспективы, которые могло бы открыть такое сотрудничество, наталкиваются на дефицит необходимой информации и недостаточное реальное использование указанного потенциала.
Отсутствие черных пятен или конфликтных вопросов в повестке дня двустороннего сотрудничества Аргентины и России есть стимул для серьезного изучения путей подъема на более высокий уровень поверхностных взаимоотношений сегодняшнего дня.
В этом смысле здоровая торгово-экономическая интеграция МЕРКОСУР и России не только устранит перекосы, привнесенные политикой Венесуэлы и Бразилии, но и позволит взять более прагматичный курс, больше соответствующий проводимой Аргентиной политике, ориентированной на торговлю. Все это, в свою очередь, позволит блоку частично вернуть международное доверие, которым он пользовался в 90-х годах, до начала бразильской девальвации.