Лесной и лесопромышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: ЛПК России: ресурсная база, особенности и размещения.
Задачи:
- определить значение ЛПК для экономики РФ;
- рассмотреть отраслевую структуру ЛПК;
- изучить и анализировать состояние ЛПК;
- выявить проблемы развития ЛПК.

Содержание

Введение...................................................................................................2
Глава 1. Место и роль лесной лесоперерабатывающей
промышленности в н/х РФ.....................................................................4
1.1. История развития отраслей.............................................................4
1.2. Место и роль.....................................................................................7
1.3. Крупнейшие лесопромышленные комплексы РФ.
География размещение отраслей.........................................................10
Глава 2.Анализ и характеристика состояния лесной и
лесоперерабатывающей промышленности.........................................13
2.1. Экономическая оценка лесных
ресурсов по регионам России...............................................................13
2.2. Финансовое состояние отраслей...................................................20
2.3. Общие проблемы ЛПК...................................................................22
Глава3.Основные проблемы лесной и лесоперерабатывающей промышленности...................................................................................24
3.1. Охрана лесных ресурсов и проведение
лесовосстановительных работ............................................................. 24
3.2. Охрана лесных ресурсов в правовом контексте..........................32
3.3. Возможные пути выходи из упадка лесной и
лесоперерабатывающей промышленности.
Перспективы ЛПК РФ...........................................................................36
Заключение..............................................................................................44
Список используемой литературы........................................................46

Работа состоит из  1 файл

Глава1.docx

— 247.04 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СТАТЬЯ 99. ЛК РФ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

1. Лица, виновные в  нарушении лесного  законодательства, несут  административную, уголовную  ответственность  в порядке, установленном  законодательством  Российской Федерации. 2. Привлечение к  ответственности  за нарушение лесного  законодательства  не освобождает  виновных лиц от  обязанности устранить  выявленное нарушение  и возместить причиненный  этими лицами вред.  

СТАТЬЯ 100. ЛК РФ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

1. Лица, причинившие  вред лесам, возмещают  его добровольно  или в судебном  порядке. 2. Таксы  и методики исчисления  размера вреда,  причиненного лесам  вследствие нарушения  лесного законодательства, утверждаются Правительством  Российской Федерации. 
 
 
 
 

3.3. Возможные пути  выхода из упадка  лесной и лесоперерабатывающей  промышленности. Перспективы  лесной и лесоперерабатывающей  промышленности в  РФ.  

Пути  выхода из кризиса:

· Введение выдачи сертификатов на продукцию собственного производства, относящуюся к стратегически  важным лесосырьевым товарам, предприятиям с иностранными инвестициями. По данным лесопромышленного комплекса, совместные предприятия производят значительно меньше продукции, чем ее реализуют через свою сеть, оставляя тем самым промышленность без сырья.

· Стимулирование первоочередной оплаты сырья лесозаготовительным  предприятиям за счет предоплат за продукцию, бюджетных ссуд и других средств с целью увеличения производства деловой древесины.

· Выделение  льготных кредитов для создания межсезонных  запасов древесины и завоза продуктов  питания и горючесмазочных материалов в отдаленные районы.

· Снижение налогов для предприятий лесопромышленного  комплекса с учетом устранения множественности  выплат за пользование лесными ресурсами, освобождения от налога на добавленную  стоимость лесосплавных и лесоперевалочных предприятий лесопромышленного  комплекса, получающих древесину по сплавным путям и осуществляющих завоз производственных материалов в навигационный период, в том  числе в районы Крайнего Севера и  приравненные к ним местности.

· Установление дифференцированных норм платежей, кредитов (бюджетных ссуд) под межсезонные  производственные запасы древесины, расчетов с бюджетами различных уровней  в зависимости от удаленности  предприятий, в том числе сплавных, от транспортных путей и потребителей лесобумажной продукции.

   Для улучшения работы предприятий  лесной промышленности нужно  решить вопросы государственной  поддержки инвестиционных проектов  развития лесопромышленного комплекса,  проведения общеотраслевых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,  улучшения социальной базы лесопромышленных  предприятий, выделения бюджетных  ссуд для создания межсезонных  производственных запасов, а также  средств на выплаты коэффициентов  и надбавок за работу в районах  Крайнего    Севера и приравненных  к ним местностях, покрытия затрат  на содержание и частичное  возмещение расходов по содержанию  объектов социально-культурного  и жилищно-коммунального назначения, находящихся на балансе лесопромышленных  предприятий, в основном являющихся  градообразующими.

   Следует решить вопрос о централизации  до 50% таможенных пошлин по реализации  экспортной продукции лесопромышленного  комплекса для развития экспортного  потенциала и на этой основе  создания новых рабочих мест.

   Федеральная программа развития  лесопромышленного комплекса Российской  Федерации предусматривает широкомасштабные  меры по техническому обновлению  всех отраслей лесопромышленного  производства с одновременным  решением задач охраны окружающей  среды и ресурсосбережения, включая  комплексное использование древесного  сырья. Внедрение новых технологий  и прогрессивных материалов обеспечит  повышение технического уровня  отрасли, расширение ассортимента, повышение качества продукции  и в конечном итоге усиление  ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Для решения поставленной задачи предусматривается привлечение отраслей машиностроения, и в первую очередь конверсируемого военно-промышленного комплекса.

   Для поддержки производства и  увеличения выпуска лесобумажной  продукции надо принять меры  по приоритетному обеспечению  деревообрабатывающих предприятий  сырьевыми ресурсами. Для этого  целесообразно по возможности  ограничивать вывоз древесины  за пределы регионов, имеющих  мощности по глубокой переработке  древесины, и обеспечить перерабатывающие  предприятия кредитными ресурсами  для приобретения межсезонных  запасов сырья и топлива. 

   Нужно и изменение налоговой  политики по отношению промышленных  предприятий с целью увеличения  удельного веса оставляемых в  их распоряжении средств для  обеспечения производства необходимым  сырьем, материалами, топливом, а  также создания равновыгодных условий при поставках продукции на экспорт и на внутренний рынок.

   Кроме того, целесообразны отнесение  затрат на себестоимость продукции  для технического перевооружения  предприятий лесопромышленного  комплекса в объемах 20-30% стоимости  основных фондов, отмена таможенных  пошлин и НДС на закупаемые  по импорту комплектующие изделия  для изготовления мебели, введение 100%-й пошлины на ввозимую мебель  и на вывозимое фанерное сырье  под видом березовых балансов  диаметром от 16 см.

   Неоправданно жесткая налоговая  политика приводит к изъятию  из прибыли значительных сумм  денежных ресурсов предприятий  в бюджеты республик в составе  Российской Федерации и местные  бюджеты, что решающим образом  отражается на их финансовой  деятельности, оставляет без средств  для проведения мероприятий по  развитию производства, улучшению  условий жизни работников отрасли,  социально-экономической стабильности. Такая политика, которая привела  уже к убыточности многие государственные  предприятия, грозит свертыванием  производства, банкротством.

Для привлечения  иностранных инвестиций подписан Межправительственный меморандум о сотрудничестве США  и России в области лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. С экспортно-импортным банком США  ведется проработка кредитно-финансовых схем по 24 приоритетным проектам модернизации предприятий. Подписан меморандум с  консорциумом японских фирм о разработке базового соглашения по участию в  освоении лесных ресурсов Дальнего Востока. На территории зарегистрирована Русская  лесная инвестиционная корпорация, основной задачей которой является поиск  кредитно-финансовых схем для реализации совместных инвестиционных проектов.

   Особенное внимание оказывается  предприятиям, признанным неплатежеспособными.  Заключаются соглашения о совместной  работе с федеральным управлением по делам о несостоятельности предприятий. В результате приостановлено банкротство нескольких крупных лесопромышленных предприятий (Киришский леспромхоз Ленинградской области, Камский ЦБК, Холмогорская сплавная контора и др.). С участием наших специалистов разрабатываются программы массового оздоровления предприятий отрасли и инвестиционные программы для привлечения крупного капитала.

Положительную роль в улучшении финансово-экономического состояния лесопромышленных предприятий  играет государственная поддержка  отрасли.

    В области структурной перестройки  усилия направлены на завершение  приватизации предприятий отрасли,  создание лесопромышленных холдинговых  компаний и отраслевой рыночной  инфраструктуры. По мере дальнейшего  формирования в лесопромышленном  комплексе финансовых и инвестиционных  структур следует приступить  к следующему этапу – образованию  финансово-промышленных групп. В  лесопромышленном производстве  экономически выгодно создание  крупных промышленно-финансовых  групп, конкурентных на мировом  рынке. Получит дальнейшее развитие  взаимодействие с администрациями  субъектов Федерации по развитию  и регулированию деятельности  расположенных на территориях  этих субъектов предприятий отрасли.  
 
 

Перспективы развития лесопромышленного  комплекса России
 
Лесные  ресурсы объективно являются конкурентным преимуществом России, обеспечивая  ей стратегическое преимущество в системе  мирохозяйственных связей. Поэтому  центральным вопросом развития комплекса  является выбор способов реализации имеющегося потенциала ЛПК.

Россия  располагает крупнейшей в мире лесосырьевой базой объемом 82 млрд куб м древесины - около четверти мировых лесных ресурсов (76% запасов составляет древесина хвойных пород) при площади лесов более 1,1 млрд га.

Следует, однако, отметить, что значительная часть запасов расположены на удаленных, труднодоступных территориях, с неразвитой или отсутствующей  инфраструктурой. Установленная расчетная  годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. м3 и используется только на 23%. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тысячу км2 леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема лесозаготовки.

В этой связи первенство в запасах не является безусловным конкурентным преимуществом – тем более  что промышленное выращивание лесов (с использованием интенсивных репродуктивных методов лесопользования), особенно в странах с благоприятным климатом, обеспечивает многократно (4-5 раз и выше) более высокую продуктивность лесных насаждений.

Успехи  отрасли, достигнутые в последние  годы, очевидны. За последние пять лет  среднегодовой темп роста обработки  древесины и производства изделий  из дерева составил 107%, целлюлозно-бумажного  производства; издательской и полиграфической  деятельности – 106,5 процентов.

Рынок целлюлозно-бумажной продукции в  России растет темпами не менее 5% в  год. Спрос на лесопромышленные товары на мировом рынке, произведенные  в третьих странах из российской экспортируемой древесины, составляет не менее 12 млрд. долларов и увеличивается темпами 3-5% в год.

Тем не менее, в России, которую принято  считать лесной державой, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность отнюдь не являются лидирующими в  мире.

Доля  продукции российского лесопромышленного  комплекса не превышает 3% от мирового объема, что обусловлено:

неэффективным лесопользованием (экстенсивные методы, основанные на использовании ранее  не эксплуатировавшихся лесов; низкий уровень освоения расчетной лесосеки (27-29 %), устаревшие технологии лесопереработки; до 40% вырубленной древесины далее не используется);

исторически сформировавшимся разрывом между предприятиями  по переработке лесных ресурсов и  сырьевой базой, необходимостью перевозок  необработанной древесины по железной дороге на значительные расстояния (по оценкам, эффективная экономика  лесопромышленного комплекса предполагает плечо доставки сырья не более 200 км.);

отсутствием резерва мощностей, высокотехнологичного оборудования и современных технологий, низкой степенью переработки сырья, высокой энергоемкостью производства;

Среди факторов, сдерживающих развитие сектора:

высокий уровень износа основных фондов, технологическая  отсталось;

крайне  низкая степень переработки сырья;

медлительность  процесса оформления законодательной  базы и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность;

Основополагающий  закон – Лесной кодекс – после долгого обсуждения и критики после принятия, активно дорабатывался вплоть до настоящего времени. В целом, можно констатировать завершение институциональных преобразований и стабилизацию законодательной базы.

Однако  крайняя медлительность процесса оформления законодательной базы негативно  сказалась на инвестиционной привлекательности  сектора. Отрасль несла серьезные  убытки на спаде мировой конъюнктуры  в 1996-1997 годах, и тогда инвесторы, скупавшие пакеты ЦБК на подъеме, стали терять к ней интерес. Только немногие из новых владельцев предприятий (в основном иностранные компании) не торопились уходить с рынка  и продолжали вкладывать средства в  развитие производства.

Между тем, объем инвестиций в лесопромышленный комплекс РФ является недостаточным  и должен быть, согласно оценкам  экспертов, на порядок выше.

В настоящее  время сектор – один из самых  отсталых по уровню используемых технологий как в лесозаготовке (использование  ранее не эксплуатированных коренных или аналогичных лесов, крайне низкая степень механизации труда), так и в переработке (основная часть оборудования находится в эксплуатации свыше 25 лет).

Негативной  тенденцией является закрепление роли России как поставщика дешевого сырья. На мировом рынке Россия является крупнейшим экспортером необработанной древесины, которая в структуре  российского экспорта лесной продукции  занимает около трети.

Объем экспорта лесобумажной продукции России составляет лишь 3% мирового рынка (в 1,5-4 раза ниже показателей Канады, Швеции, Финляндии). Доля ЛПК в общем выпуске  промышленной продукции страны составляет порядка 4% против 9,4% в США, 8-8,5% во Франции, Германии и Италии, 7% в Японии.

Доля  российского круглого леса в сырьевом балансе Китая составляет 17%, Японии – 21%, Кореи – 16%, Финляндии – 22%. Российский круглый лес служит основой производства целлюлозно-бумажной продукции в  Финляндии и Китае, строительных материалов (LVL-клееные конструкции) в Японии и Корее, отделочных материалов (шпон, фанера) в Японии, Китае и  Корее

В Китае  за 10 лет было построено 4 целлюлозно-бумажных комбината, во многом ориентированных  на поставки сырья из России, в то время как  в России за 20 лет – ни одного. Аналогичная ситуация – в деревообработке (в приграничных с Китаем районах).

Исторически сложившаяся роль России как поставщика сырья, а также насыщенность рынка  в развитых странах могут затруднить выход российских производителей на мировой рынок продукции глубокой степени переработки.

Упускается  время по развитию поставок конечной продукции на растущие азиатские  рынки, в этих странах размещается  производство компаний из стран –  членов ОЭСР, ориентированных как  на местное древесное сырье, так  и на развитие лесных плантаций. Ситуацию усугубляет неструктурированный экспорт  необработанной древесины из России, что фактически субсидирует развитие производства в Китае и Корее.

По глубине  переработки лесного сырья Россия прочно обосновалась на одном из последних  мест в мире. Рынок бумаги и картона  в России освоен менее чем на 10% и поэтому его потенциальная  емкость огромна. По данным Минэкономики РФ, уровень потребления продукции  целлюлозно-бумажной продукции в  России на 1 человека "в десятки  раз меньше уровня потребления в  развитых странах" (потребление бумаги и картона на душу населения в  России 37 кг, в США – 329 кг, в Финляндии – 432 кг.). Доля импорта бумаги и картона на российском рынке составляет соответственно 30% и 5%.

В этой связи основной целью государственной  политики в сфере лесопромышленного  комплекса для России, обладающей уникальным природным капиталом, является реализация конкурентных преимуществ  за счет сохранения качества, повышения  эффективности использования природных  богатств, глубины переработки лесных ресурсов и сокращения негативного  воздействия на окружающую среду.

Факторами (и условиями), способствующими успешному  развитию лесопромышленного сектора  в среднесрочной перспективе, должны стать:

низкая  себестоимость производимой продукции, ее конкурентоспособность, нереализованный  потенциал развития производства, повышение  его эффективности.  От динамичности происходящих изменений, от скорости и своевременности принимаемых решений будут зависеть перспективы отрасли в целом и каждого предприятия в отдельности.

Расширение  внутреннего рынка и рынков развивающихся  стран.  В соответствии с прогнозом ФАО (до 2010 г.), на европейских рынках ожидаются низкие темпы роста спроса (не более 1,5% в год). В то же время, в Китае, ставшем вторым после США крупнейшим импортером лесной продукции, ожидается сохранение на порядок более высоких темпов роста импорта. Расширение российского производства возможно и за счет внутреннего рынка, как в силу увеличения спроса (4-7% в год), так и в результате вытеснения импорта (текущая доля на рынках конечной продукции – от трети до половины). Рост производства до 2020 года будет также связан с процессами встраивания в качестве поставщика сырья в глобальные цепочки вовлечения и переработки мировых лесных ресурсов (аналогично Малайзии, Индонезии, Бразилии и т.д.).

Увеличение  глубины переработки сырья. Производство продукции более высокой степени  обработки в других странах обеспечивает в десятки раз более эффективное  использование потенциала лесопромышленного  комплекса. Так, Финляндия и Швеция, которые уступают России по лесным запасам в 16 и 40 раз соответственно, экспортируют продукции ЛПК на сопоставимую  с Россией величину.

Процессы  концентрации в секторе. В организационно-хозяйственном  устройстве комплекса ведущую роль играют крупные структуры. Инвестиционные планы таких корпораций, как «Илим-Палп», группа компаний «Титан», Северо-Западная лесопромышленная компания, Национальная лесоиндустриальная компания, Континенталь менеджмент и др., формируют ориентиры среднесрочного (2008-2015 гг.) отраслевого развития.

Приход  крупных иностранных компаний в  сектор. В настоящее время иностранный  капитал контролирует несколько  крупных ЦБК, а также лесозаготовительные, деревообрабатывающие и полиграфические  предприятия.

Насыщенность  рынка в развитых странах. Выход  российских производителей на мировой рынок продукции глубокой степени переработки затруднен. Развитая лесопереработка в других странах предполагают роль России как поставщика сырья. При этом использование репродуктивных методов лесопользования обуславливает ограниченность роли России для западных стран даже в этом качестве. 
 
 

Факторы, определяющие развитие лесопромышленного  комплекса


Вид деятельности Факторы роста

(инерционный  вариант)

Дополнительные  факторы роста

(инновационный  вариант)

Обработка древесины и производство изделий  из дерева Реконструкция и увеличение уровня загрузки мощностей  действующих предприятий.

Реализация  федеральной целевой программы  «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2013 года», в рамках которой предусматривается строительство соответствующей инфраструктуры, что будет способствовать созданию лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Принятие  и реализация нормативно-правовых актов, способствующих развитию лесопромышленного  комплекса, в том числе инвестиционной деятельности (стимулирование инвестиционной деятельности, обнуление ввозных  пошлин на оборудование, снижение вывозных пошлин на продукцию глубокой переработки).

Сокращение  экспорта необработанной древесины. Высокий  уровень спроса на внутреннем и внешнем  рынках на продукцию деревообработки.

Реализация  приоритетного национального проекта  «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России»  в направлении развития деревянного малоэтажного домостроения, которое приведет к росту производства древесных строительных изделий.

Существенное  увеличение объемов жилищного строительства.

Рост  мирового спроса на плитную продукцию.

Рост  мирового спроса на биотопливо. Увеличение экспорта топлива – продукции переработки древесины.

Реализация  инвестиционных проектов через Инвестиционный фонд Российской Федерации.

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность Развитие производства высокотехнологичной продукции  целлюлозно-бумажной промышленности.

Модернизация  действующих предприятий целлюлозно-бумажного  комплекса. 

Ввод новых  производственных мощностей с учетом реализации предполагаемых инвестиционных проектов.

Рост  реального располагаемого дохода населения  более высокими темпами, чем в 1 варианте, обусловит рост потребления бумаги и картона на душу населения.

Увеличение  спроса на продукцию целлюлозно-бумажного  производства со стороны стран Азии.

Информация о работе Лесной и лесопромышленный комплекс России